Политические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

В настоящее время, когда Россия провозгласила себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, когда политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме; когда происходит столкновение различных идеологий, объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология имеет небольшое количество сторонников в России.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 31.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно  влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных  людей и целых народов. В эпицентре  мировых политических событий оказалась  Россия. В настоящее время, нет  другой такой страны, где ярко и  одновременно проявились бы парадоксы  общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ  и аполитическая пассивность  этого же населения; возникновение  массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.

Политический процесс  в России отличается своей непредсказуемостью.

В эпоху СССР вся власть в государстве концентрировалась  в КПСС, которая регулировала все  стороны жизни Советского Союза.

В настоящее время, когда  Россия провозгласила себя демократическим  государством, когда россияне имеют  право свободного выбора, когда политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме; когда происходит столкновение различных  идеологий, объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология  имеет небольшое количество сторонников  в России.

Именно на таком фоне общественно-политической жизни государства, нам представляется целесообразными выделить, сделать  попытку проанализировать некоторые  черты и особенности российского  политического процесса. Обозначив  эти черты, мы обозначим тенденции  его дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

Понятие политического  процесса

Словосочетание «политический  процесс» часто используется не только исследователями, употребляется оно  и в СМИ, и в обыденной речи. В России под политическим процессом  часто понимают череду событий политической жизни. При описании подобных явлений  политологи также пользуются данным выражением, однако в политической науке слова политический процесс  используют, прежде всего, для обозначения  одной из базовых категорий политического  анализа, более сложной по содержанию и смыслу.

Политическая действительность образуется деятельностью людей, групп  или, связанной с реализацией  властных интересов и целедостижением. В процессе деятельности эти субъекты взаимодействуют с другими субъектами.

Иногда взаимодействия политических субъектов могут быть чисто случайными. Иногда они закономерны. В результате совершения подобных «ожидаемых» действий создаются устойчивые связи и  взаимоотношения, возникают правила, нормы, организации и т.д., то есть создаются и воспроизводятся  политические институты. Действия и  взаимодействия политических субъектов  осуществляются во времени и в  пространстве - в итоге возникает упорядоченная последовательность действий и взаимодействий, носящая определенный смысл. Такая последовательность может быть обозначена термином «политический процесс».

С учетом данных обстоятельств  политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией  властных интересов и целедостижением  и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Можно дать и другое определение политического  процесса - иное по форме, но близкое сути: политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

В политической науке существуют различные точки зрения на то, что  такое политический процесс. Некоторые  исследователи считают, что понятие  политический процесс может иметь  два значения в зависимости от того, о каком уровне развертывания  политики идет речь - о микроуровне, то есть о непосредственно наблюдаемой деятельности или даже единичных действиях индивидов, или о макроуровне, то есть о фазах функционирования институтов, например, партий, государств и т.д. В первом случае под политическим процессом понимается «некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов». Во втором случае политический процесс определяют как «цикл политических изменений, последовательную смену состояний политической системы».

Выводы относительно характера  и содержания политического процесса делаются на основании того, кого исследователи  или аналитики выбирают в качестве основных субъектов взаимодействия, каков характер взаимодействия этих субъектов, а также на основании  того, какая временная единица  берется за основу измерения этого  процесса. Также имеет значение и  то, учитывается ли влияние среды  на взаимодействие политических субъектов, а если да, то какой (социальной, культурной, экономической, политической) и каким  образом.

В мировой политической науке  выделяется три основных подхода  к определению характера и  содержания политического процесса в зависимости от характера политических субъектов, а также временной  единицы измерения.

Сторонники первого, институционального подхода связывают рассматриваемое  явление с трансформацией институтов власти — основных субъектов политического  процесса. Средовые условия, например социальная инфраструктура, при этом учитываются лишь частично или косвенно, поскольку рассматриваются как  имеющие второстепенное значение. Временные  единицы невелики, позволяя измерять политический процесс в рамках повседневности и истории.

Представители второго подхода  в качестве субъектов политики рассматривают  отдельных индивидов или группы людей. Поэтому политический процесс  предстает в виде «результирующего вектора» поведения, политических воль и интересов этих субъектов. Однако в рамках этого подхода не находят  должного отражения организационные, структурно-функциональные аспекты  политического процесса, поэтому  явления, на которые оказывают влияние  высокая степень развитости и  дифференцированности институциональной  инфраструктуры, особенности функционально-статусного разделения труда, не могут быть описаны  адекватно. Временные единицы измерения  здесь также невелики. Они позволяют  изучать политический процесс в  основном в рамках повседневности.

Третий, структурно-функциональный подход акцентирует внимание не столько  на поведенческом аспекте политического  процесса, сколько на внутренних структурно-функциональных особенностях политической системы  и среды, обуславливающих тот  или иной способ и характер действия и взаимодействия между субъектами Единицами анализа при этом выступают  не столько индивиды и группы, сколько  большие структуры политической системы (и сама система в целом), а также их функционально-ролевая  структура. Основное внимание уделяется  анализу макроаспекта политического  процесса, который трактуется некоторыми представителями данного направления  как совокупность реакций политической системы на воздействие окружающей среды в целях формирования решений, приемлемых для ведущих групп  интересов.

Подобная трактовка действительности лучше всего подходит для анализа  политических макропроцессов. Сторонники соответствующего подхода чаще всего  используют крупные временные единицы  анализа, позволяющие отразить направление  и специфику эволюционных изменений  в развитии политической жизни общества. Вместе с тем очевидны недостатки данного подхода. В частности, занижается роль субъективного фактора в политическом процессе. Поведение субъектов нередко сводится к реализации ролей, обусловленных той или иной функциональной позицией в политической системе. При этом, однако, необходимо отметить, что среди сторонников структурно-функционального подхода были и те исследователи, которые пытались сочетать принципы структурного функционализма и бихевиоральный подход (например, Д. Истон).

Все три отмеченных подхода  уделяют основное внимание лишь отдельным  аспектам политического процесса. Но политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому  можно утверждать, что формами  существования политического процесса являются политические изменения и  политическое развитие.

Политическое изменение  - процесс появления новых характерных черт (новой характерной черты) в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Политическое развитие - процесс качественных изменений (или их накопления) политической системы, ее составных частей или самого политического процесса.

Многообразие источников и форм политических изменений выражается в определенных способах существования  политических явлений, а именно: функционировании, развитии и упадке.

Функционирование политических явлений не выводит взаимоотношения, формы поведения граждан или  исполнение институтами государственной  власти их непосредственных функций  за рамки сложившихся базовых  значений. Например, на уровне общества в целом - это способ поддержания  сложившейся политической системы, воспроизводства того равновесия сил, которое отражает их базовые отношения, продуцирования основных функций структур и институтов, форм взаимодействия элиты и электората, политических партий и органов местного самоуправления и т.д. При таком способе изменений  традиции и преемственность обладают неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.

Второй способ политических изменений- это развитие. Он характеризует такие модификации базовых параметров политических явлений, которые предполагают дальнейший позитивный характер эволюции последних. Например, в масштабе социума развитие может означать такие изменения, при которых политика государства выводится на уровень, позволяющий властям адекватно отвечать на вызовы времени, эффективно управлять общественными отношениями, обеспечивать удовлетворение социальных требований населения. Такой характер политических изменений содействует повышению соответствия политической системы изменениям в других сферах общественной жизни, совершенствованию ее способностей к применению гибких стратегий и технологий властвования с учетом усложнения интересов различных социальных групп и граждан.

И, наконец, третья разновидность  изменений - это упадок, характеризующий такой способ трансформации сложившихся базовых форм и отношений, который предполагает негативную перспективу эволюции политического явления. По мысли П. Струве, упадок есть «регрессивная метаморфоза» политики. В состоянии упадка политические изменения характеризуются нарастанием энтропии и преобладанием центробежных тенденций над интеграционными. Поэтому упадок по существу означает распад сложившейся политической целостности (например, падение политического режима, роспуск партии, захват государства внешними силами и т.д.). В масштабах общества такие изменения могут свидетельствовать о том, что принимаемые режимом решения все меньше помогают ему эффективно управлять и регулировать социальные отношения, вследствие чего режим теряет достаточную для своего существования стабильность и легитимность.

 

 

Типология политических процессов

В западной политологии существует несколько систем типологизации  политических процессов. Первая из них  создана в рамках сравнительной  политологии американским политологом  Л. Паем который, сравнивая политическое развитие западных и незападных стран, связывал их принципиальные различия с культурным «кодом», определяющим практические ориентации населения  и его поведение. Эти различия обусловлены цивилизационными особенностями  западного и «незападного мира». Обобщив эмпирические наблюдения, Л. Пай создал классический «идеальный тип» в духе М. Вебера, способный  выразить своеобразие Запада и уникальность незападных обществ. Противопоставление «Запада» - «не-Западу», основанное на различии культур, позволяет понять, почему идеи демократии развивались  в границах исторического «Запада» и были чужды бытийным основам  «незападного мира».

Л. Пай разграничил политические процессы западного и незападного  типа. В статье «Незападный политический процесс» он формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах.

1. В незападных обществах  нет четкой границы между политикой  и сферой общественных и личных  отношений.

2. Политические партии  склонны претендовать на выражение  мировоззрения и представительство  образа жизни.

3. В политическом процессе  преобладают клики.

4. Характер политических  ориентации предполагает, что руководству  политических группировок принадлежит  значительная свобода в определении  стратегии и тактики.

5. Оппозиционные партии  и стремящиеся к власти элиты  часто выступают в качестве  революционных движений.

6. Политический процесс  характеризуется отсутствием интеграции  среди участников, что является  следствием отсутствия в. обществе  единой коммуникационной системы.

7. Политический процесс  отличается значительными масштабами  рекрутирования новых элементов  для исполнения политических  ролей.

8. Для политического процесса  типично резкое различие в  политических ориентациях поколений.

9. Незападные общества  отличаются незначительностью консенсуса  в отношении узаконенных целей  и средств политического действия.

10. Интенсивность и широта  политической дискуссии мало  связаны с принятием политических  решений.

11. Отличительной чертой  политического процесса является  высокая степень совмещения и  взаимозаменяемости ролей.

12. В политическом процессе  слабо влияние организованных  групп интересов, играющих функционально  специализированные роли.

Информация о работе Политические процессы