Политические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

В настоящее время, когда Россия провозгласила себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, когда политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме; когда происходит столкновение различных идеологий, объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология имеет небольшое количество сторонников в России.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 31.11 Кб (Скачать файл)

13. Национальное руководство  вынуждено апеллировать к народу  как к единому целому, не различая  в нем социальные группы.

14. Неконструктивный характер  незападного политического процесса  вынуждает лидеров придерживаться  более определенных взглядов  во внешней, а не во внутренней  политике.

15. Эмоциональные и символические  аспекты политики оттесняют на  второй план поиски решений  конкретных вопросов и общих  проблем.

16. Велика роль харизматических  лидеров.

17. Политический процесс  обходится в основном без участия  «политических брокеров».

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных  и социально-экономических характеристик  процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический  политический процесс.

Политический процесс  технократического типа генетически  свойственен англосаксонским и  романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему  и ролевые функции, исключением  из политической практики радикальной  ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс  идеократического типа характерен для  большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой  имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус. Господствующая идея определяет цели, содержание и  направленность политического процесса, тип государственного устройства, принципы и механизмы формирования и обновления правящей элиты, формы и способы  участия граждан в политике.

Политический процесс  харизматического тина характеризуется  всевластием лидера-харизмы, под  политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных  параметров политические процессы можно  подразделить на глобальные и локально-регионапьные. Первые оказывают свое воздействие  на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко  результат того или иного локального процесса может иметь воздействие  на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 80-90-х  годов, перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы  международных отношений.

«Политическая жизнь современной России

Политические процессы, происходящие в современной России, в общем  можно охарактеризовать как переходный период от посттоталитарного политического  режима к демократическому. С этим и связаны все те противоречия, трудности и перспективы, которые  проявляются в нашей стране в  последнее десятилетие.

Современная Россия живет  по Конституции, принятой в результате всенародного референдума 1993 года. Согласно этому Основному Закону, Россия является федеративным, правовым, демократическим  государством в форме президентской  республики. В Конституции 1993 года был  впервые закреплен принцип разделения властей. Законодательная власть представлена следующей системой органов, имеющих  и реализующих право на принятие законов: Федеральное Собрание, состоящее  из двух палат - Совета Федерации (верхняя  палата) и Государственной Думы (нижняя палата); а также законодательных  собраний субъектов РФ. Исполнительную власть представляют Правительство  РФ и органы исполнительной власти на местах. Судебная система состоит  из трех уровней: Конституционные суды РФ и республик, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом  РФ, арбитражные суды.

Во взаимодействии ветвей власти в современной России произошел  конституционный перекос в сторону  чрезмерного раздувания полномочий исполнительной (и особенно президентской  власти). Т.к. парламент отстранен  от формирования правительства, он фактически не отвечает за принимаемые решения  и законы. Все это приводит к  противостоянию исполнительной и законодательной  властей, причем последняя больше занята внутрифракционными и партийными конфронтациями. В достаточной степени не определены права и полномочия федерального центра и 89 субъектов федерации. Указанные  процессы действуют в сторону  дестабилизации и дезинтеграции  российской политической системы, что  ставит под угрозу сам факт существования  РФ как целостного государства.

Политическая демократия в России носит во многом формальный и поверхностный характер именно потому, что фактически не изменились потестарные функции государства. При условии неразвитости структур гражданского общества, государство  само не справилось с задачами всесторонней реформации общества. Средний класс - социальная основа демократии - в результате целого ряда просчетов в социально-политической области практически не сложился, а более половины всего населения, еще недавно вполне успешного, скатилось  на маргинальное дно. Политический режим  все более приобретал черты корпоративной  и коррумпированной сращенности  политической и финансово-олигархической элит.

Центры политической власти в современной России все более  смещаются в регионы. На то есть целый  ряд причин: слабость и усиливающийся  паралич федерального центра, неравномерность  развития различных регионов, амбиции  региональных лидеров и элит. В  этом случае вполне закономерная хозяйственная  самостоятельность регионов может  обернуться углубляющимся сепаратизмом.

Политический процесс  в России в этих условиях развивается  крайне противоречиво; здесь можно  обнаружить черты разных типов политических режимов и культур: демократического, авторитарного, тоталитарного. При  незрелости гражданского общества он несет в себе черты неструктурированности  и латентности. Не только в обществе, но и в политических элитах почти  отсутствуют навыки и начала демократической  политической культуры.

Итак, политическая жизнь  современной России чрезвычайно  сложна и противоречива. Однако при  всех сложностях переходного периода  можно надеяться на то, что достигнутые  немногие позитивные ростки демократических  реформ станут необратимы. В этом убеждает опыт практически всех стран, вступивших на подобный переходный путь. За это  говорит и вся тысячелетняя история  России. Для успешного решения  стоящих перед российским обществом  проблем необходимы: качественная смена политических элит, политическая воля общества и необходимое политическое согласие всех сил современной России вокруг экзистенциальных демократических ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Политическая  жизнь  российского  общества   характеризуется   сегодня высоким участием граждан  в политике. Идет борьба  людей  за  свои  интересы. Необычна  их  включенность  в   избирательные   кампании.   Одни   выступают  сторонниками реформ и модернизации общества,  другие  являются  противниками обновления страны, всей системы общественно  политических отношений. 

Характеристики   политической   жизни   как   совокупности   действий, осуществляемых ее субъектами, отражается в понятии политический  процесс.  В содержательном  смысле  его   можно   рассматривать   как   производство   и воспроизводство  политической  системы,  средств  политического  властвования способов презентации  интересов  классовых,  социально-этнических  и  иных социальных групп в институтах власти, форм принятия  и  реализации  властных (управленческих)  решений,   политического   участия,   типов   политической культуры и т.д.

Понятие  политического  процесса  фиксирует  отношение   «общество   – политическая  система».  Отдельные  люди,  социальные  группы  стремятся   к осуществлению  собственных интересов,  опираясь  на  признанные  этические  и  правовые нормы, партийную идеологию, на государственные органы.  Все  это  – процесс волеобразования  и волеизъявления, различные  способы  «предъявления» своих интересов (выборы, референдумы, членство  в  партии  и  т.д.).  В  той мере, в какой  группы по интересам  пытаются  навязать  свою  волю  обществу, государство  навязывает собственную волю посредством  принуждения или компромиссов, осуществляемую политическими лидерами и элитами.

Политический процесс  обнаруживается как отношение «общество  –  власть» в трех основных функциях: формирование, изменение политической  системы,  ее поддержка или оппозиция  к ней; артикуляция  как  процесс   формирования интересов индивидами и группами и активность  групп  интересов,  ассоциаций; агрегирование  как деятельность партий, политический  курс и рекрутирование политического персонала. Выполнение этих универсальных функций  формирует  в каждой политической системе определенные структуры, способы  поведения. Это касается групп интересов, групп давления,  политических  партий  и  выборов, составляющих в своей   совокупности политический процесс, процесс политического формирования воли.

В современном  общение  постоянно воспроизводится и обновляется политическая и бюрократическая элита (выборные политики и назначаемые управленцы), непосредственно обеспечивающие политический  процесс.   Эта своего рода «центральная политическая  система», как  совокупность  органов управления  политическим  процессом  и его координации    (парламент, правительство, администрация), имеет своей задачей трансформацию потребностей, интересов и требований общественности в политические  решения. Претензии организаций на компетентное  разрешение  все большего количества проблем на уровне  формализованной  структуры  принятия  решений  дополнится действиями неформальных организаций и лиц, располагающих доверием власти.

Обнаружение механизмов выдвижения людей на государственные должности  и выявление источников  централизации  и  децентрализации  процессов  принятия политических решений –  центрального звена политического  процесса –  является актуальной задачей  политологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Елисеев С.М. Политические отношения и современный политический процесс в России: Конспект лекций. – СПб., 2000
    2. Горелов А.А  Политология в вопросах и ответах Эксмо 2009г
    3. В. И. Буренко, В. В. Журавлева Политология: Учебник. — М.: 2004г

 


Информация о работе Политические процессы