Политические режимы, их возникновение, сущность и типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.

Содержание работы

1. Введение
2. Сущность политических режимов
3. Демократический режим
4. Антидемократический (тоталитарный) режим
5. Авторитарный режим
6. Содержание термина политика и объектов политики: политические силы, властные структуры, народ, земля и её недра
7. Заключение
8. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Политология 4 курс.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Важным каналом участия  граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического  участия является представительная демократия. Её суть ? граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

4. Антидемократический  (тоталитарный) режим

Понятие «тоталитаризм» происходит от латинских слов «TOTALITAS» ? цельность, полнота, и «TOTALIS» ? весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Для антидемократического (тоталитарного) режима характерны следующие признаки:

- подавление личности, ущемление  ее прав, препятствие ее свободному  развитию;

- полный (тотальный) контроль  государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

- диктатура  одной партии, фактически осуществляющей  все государственные функции  и обладающей полномочиями, не  ограниченными никакими законами;

- огосударствление  всех общественных организаций  (профсоюзов, молодежных, спортивных  и других);

- личность фактически  лишена каких-либо субъективных  прав, хотя формально они могут  провозглашаться даже в конституциях;

- реально действует  примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

- всеохватывающая  милитаризация общественной жизни;

- игнорируют  интересы государственных образований,  особенно национальных меньшинств;

- не учитывает  особенностей религиозных убеждений  населения. Отдается предпочтение  одной из религий или полностью  отрицается религиозное мировозрение.

Казалось бы, подобные свойства исключают возможность  ненасильственной смены тоталитарной власти.

Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своем совместном труде «Тоталитарная диктатура и автократия» утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский режим в Германии.

Однако в  последствие жизнь показала, что  этот аспект ошибочен. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти Сталина СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслушивает  критики. Однако нельзя сказать, что  они одинаковы. Опыт Венгрии, Чехословакии, во многом Польши и, быть может, СССР, показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с относительно мирным постепенным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Такого рода переход был успешно осуществлен в Греции, Испании, Чили, которые отказались от фашистских режимов и выбрали демократический путь развития.

И все же тоталитаризм ? исторически  обреченный строй. Это общество ? самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм ? закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

5. Авторитарный  режим

Политический  режим авторитарного типа ? третий его вид, зафиксированный современной  теорией государства. Он является промежуточным  между тоталитарным и демократическим  режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник - М.: «ПРОСПЕКТ», 2000 - стр. 53

Промежуточный, переходный, характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость многих его свойств. В нем соединяются черты и тоталитаризма, и демократизма. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией ? наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Главная его особенность  является то, что государственная  власть не имеет тоталитарного характера  и не достигает полного контроля над всеми сферами политической, культурной и экономической жизни. Единая государственная обязательная для всех идеология заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется менее жесткими, чем при тоталитарном режиме, средствами, отсутствует массовый террор. Неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других прав личности, кроме политических.

Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции  главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у  граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинства авторитарного  режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

Авторитарные политические режимы появляются на авансцене истории, в частности, тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху» (например, переход в Испании от фашистского строя к демократическому в последний период правления каудильо Франке, начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях авторитарных режимов). Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник - М.: «ПРОСПЕКТ», 2000 - стр. 54

6. Содержание  термина политика и объектов  политики: политические силы, властные  структуры, народ, земля и её  недра

По моему  мнению, политика представляет собой сферу деятельности, связанную с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.

Именно поэтому настоящий  экономист, так же как и истинный политик, рассматривая любую проблему, проявляет интерес к функционированию экономики, как единого механизма, а ни как выражение точки зрения определенных общественных групп, всегда помня о том, что политика есть ни что иное, как концентрированная экономика.

Политические силы. В данном аспекте необходимы выявить самое  главное, что в нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете, ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет  многоплановое значение.

Во-первых, через такое  участие создаются условия для  более полно го раскрытия всех потенций человека, для его творческого  самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

Власть, в общем смысле способность и возможность оказывать  определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью  каких-либо средств -- воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов. Таким образом, основная концепция властных структур - одна из ведущих теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию механизма деятельности государства и политической системы.

Например: В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст.11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов, а также ряд других государственных органов.

Единство системы  государственных органов РФ обусловлено  тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы  государственных органов России проявляется в разграничении  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Земля и её недра. Государственное управление земельными ресурсами является важнейшим институтом земельного права, который включает в себя ведение земельного кадастра, планирование использования земель и контроль над ним, землеустройство и государственное наблюдение за охраной земель.

В соответствии с Федеральным законом «О Недрах»  от 21.02.92 г. № 2395-1 под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии -- ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей. Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность.

Вместе с тем недра  имеют специфические особенности, являясь как основным средством  производства (при добыче полезных ископаемых), так и пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена, для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).

Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются восстановлению, в процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторождения распределены неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной степени.

Осознавая складывающееся веками потребительское отношение человека к природе, преобладание желания получить максимальную выгоду от ее использования вполне понятно. При этом под рационализмом зачастую понимается достижение этого при наименьшем финансовом вложении. И, как правило, интересы охраны природы остаются на последнем месте. Особую актуальность приобретает данная сентенция в области использования недр. В этой связи, требовать от недропользователей минимизировать ущерб окружающей среде сверх установленных законодательством требований бесперспективно. Именно поэтому основная и решающая роль в обеспечении рационального использования недр принадлежит правовым средствам. Насколько полно в законе определены требования, предъявляемые к рациональному недропользованию, настолько эффективно оно будет осуществляться. Обеспечить его нормами права является важнейшей задачей правового регулирования использования и охраны недр.

За последние пятнадцать лет российское законодательство о  недрах постоянно подвергалось изменению. Недропользование было передано коммерческим организациям, в связи с чем вся советская правовая система охраны недр оказалась непригодна, и пришлось выстраивать новую.

Учитывая исключительную важность для России вопроса охраны недр и рационального недропользования в силу сильной сырьевой зависимости экономики, правовое обеспечение пользования недрами является важным предметом для осмысления. Вопросу правового режима использования и охраны недр посвящена данная работа.

 

7. Заключение

За последние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел прежде всего от воли правителей.

Информация о работе Политические режимы, их возникновение, сущность и типы