Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:59, контрольная работа
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.
1. Введение
2. Сущность политических режимов
3. Демократический режим
4. Антидемократический (тоталитарный) режим
5. Авторитарный режим
6. Содержание термина политика и объектов политики: политические силы, властные структуры, народ, земля и её недра
7. Заключение
8. Список использованной литературы
В прошлые века возможность
произвола со стороны авторитарных
правителей существенно сдерживалась
традициями правления, относительно высокой
образованностью и
В реальной действительности не существует идеальных демократических форм политического режима. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности политического режима. Основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.
Для современного государства
характерны и тоталитаризм, и правовая
демократия, также как для
1. Эволюция политического режима
в России
Понятие «политический режим» выражает
характер взаимосвязи государственной
власти и индивида. Совокупность средств
и методов, используемых государством
при отправлении власти, отражает степень
политической свободы в обществе и правовое
положение личности. В зависимости от
степени социальной свободы индивида
и характера взаимоотношений государства
и гражданского общества различают три
типа режимов: тоталитарный, авторитарный
и демократический.
Между демократией и тоталитаризмом, как
крайними полюсами данной классификации,
располагается множество промежуточных
форм власти. Например, полудемократические
режимы характеризуются тем, что фактическая
власть лиц, занимающих лидирующие позиции,
заметно ограничена, а свобода и демократичность
выборов настолько сомнительны, что их
результаты заметно расходятся с волей
большинства. Кроме того, гражданские
и политические свободы урезаны настолько,
что организованное выражение политических
целей и интересов просто невозможно.
Политическая система - это «набор» политических
институтов и отношений, в рамках которого
осуществляется власть и обеспечивается
ее стабильность, а политический режим
– способ функционирования политической
системы общества, определяющий характер
политической жизни в стране, отражающий
уровень политической свободы и отношение
органов власти к правовым основам их
деятельности.
Политический режим определяется политическим
устройством государства, легитимностью
и легальностью власти, уровнем развития
и интенсивностью общественно-политических
процессов, структурой правящей элиты,
механизмом ее формирования, состоянием
свобод и прав человека в обществе, состоянием
отношений с бюрократией (чиновничий аппарат),
господствующим в обществе типом легитимности,
развитостью общественно-политических
традиций, доминирующими в обществе политическим
сознанием, политической культурой и политическим
поведением. Смена политической системы,
как правило, приводит к смене политического
режима, что и произошло в России в 1917 и
в 1991 годах.
Отсчет начала эволюции политического
режима в современной России принято проводить
со второй половины 80-х годов прошлого
века. Именно этот период, по мнению большинства
политологов и политиков, стал отправной
точкой в последующем процессе трансформации
авторитарного политического режима в
демократический.
Период 1985-1991 гг. ознаменовался реформаторскими
преобразованиями под началом нового
Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева.
В условиях экономического кризиса он
пытался осуществить реформу хозяйственного
механизма и, не доведя ее до конца, перешел
к радикальному преобразованию политической
системы. Перестройка в политической сфере
привела к появлению оппозиции и возрождению
многопартийности. КПСС постепенно была
оттеснена на вторые позиции в управлении
государством.
Поскольку перестройка планировалась
как ограниченная во времени, упорядоченная,
проводимая под строгим партийным контролем
операция, в ходе которой должна была перестраиваться,
а не трансформироваться политическая
система общества, то оппонирующие политические
силы имели возможность критиковать ее
как справа – с позиций либерализма за
недостаточную либерализацию всех сфер
общественной жизни, так и слева – с позиций
ортодоксального коммунизма, за поспешную
либерализацию.
Легализация оппозиционных структур произошла
летом 1988 года в период выборов в Верховный
Совет СССР. Выборам предшествовала работа
XIX партийной конференции (июнь-июль 1988
года), на которой был выдвинут проект
конституционной реформы, предусматривающий
помимо альтернативных выборов принципиальные
изменения существующей политической
системы.
Была создана двухуровневая представительная
система - Съезд народных депутатов и Верховный
Совет СССР – и учрежден пост Президента
СССР. На III съезде народных депутатов
СССР была отменена статья 6 Конституции
СССР о руководящей роли КПСС, что вынуло
стержень из всей политической системы.
Президент вышел из-под контроля партии.
Политбюро и ЦК КПСС были практически
отстранены от участия в выработке решений.
Упразднение в 1989 году номенклатуры вместе
с лишением КПСС правовых оснований для
влияния на кадровую политику освободило
от контроля коммунистической партии
республиканские и местные элиты. Государственный
аппарат превратился в сложный конгломерат
сотрудничающих и противоборствующих
группировок.
Эти радикальные изменения в условиях
экономических неурядиц привели к распаду
государственности и краху союзного единства
республик. Попытка отдельных руководителей
государства в августе 1991 г. отстранить
Горбачева от руководства страной и сохранить
союзное государство в форме СССР закончилась
неудачей и была охарактеризована победившими
сторонниками Б.Н.Ельцина как путч. Утвердившись
во власти, благодаря августовскому поражению
союзного центра, Б.Н.Ельцин последовательно
осуществил ряд мер, выходивших за пределы
тогдашней Конституции СССР, - запретил
КПСС (1991 г.), подписал Беловежское соглашение
о роспуске СССР (1991 г.), насильственно
ликвидировал Верховный Совет РСФСР (1993
г.) и советскую власть в целом. Впоследствии
эти действия нашли осуждение в решениях
Конституционного Суда России. В стране
установился антисоветский ельцинский
политический режим, победа которого по-разному
оценивается в политологической литературе:
от реформации и демократической революции
до буржуазно-бюрократической контрреволюции
и переворота.
Таким образом, этот период считается
переходным этапом эволюции политического
режима от авторитарного к демократическому.
В этот период были проявления как авторитаризма,
так и демократии, имели место в политической
практике сепаратизм и попытка установления
военно-бюрократического режима. Однако
ведущей была авторитарно-либеральная
тенденция, связанная с именем М.С.Горбачева.
^ В период с начала 90-х годов
ХХ века по начало XXI века в эволюции политического
режима России проходил следующий этап,
который можно назвать реформаторским. Первое, что сделал Ельцин,
захватив власть, это путем шоковой терапии
экономики и последовавшего за ней роста
цен на все товары и продукты, обесценил
деньги. Вслед за этим, согласно законам
развития общества, появилась гиперинфляция,
разгул преступности и коррупция. Всем
бывшим союзным республика было рекомендовано
брать суверенитету столько, кто, сколько
сможет унести.
При этом в самом российском государстве
началась борьба между Центром и требующими
суверенитета субъектами федерации. Политика
в этот период осуществлялась через структурированные,
хотя и неформальные взаимоотношения.
В итоге сложилась ситуация, когда формальные
процедуры демократии скрыли опасный
для общества торг между реальными политическими
и экономическими акторами.
Напряжение между государством и политическим
режимом, между формальными и неформальными
политическими отношениями, между законом
и политикой, между институционализированной
и персонифицированной политической властью
постоянно возрастало. За формальным фасадом
демократической политики, проводимой
на уровне государства, политический режим
считал себя в основном свободным от подлинно
демократической отчетности и контроля
со стороны общества.
Систему власти, сложившуюся при Б.Ельцине
часто называют «режимно-государственной»,
при которой в центре режима находился
президент с большим объемом полномочий.
Результатом такой политической практики
явилось ослабление государства, не способного
утвердить принципы конституциональной
независимости политической системы от
существующего режима. Однако необходимо
отметить, что политическая власть, осуществляемая
в этот период в России, не использовала
методы традиционного авторитаризма,
а имеющий место политический режим не
изолировал себя от некоторых черт либеральной
демократической политики, таких, например,
как критика со стороны СМИ, парламентский
надзор, а также проведение свободных
выборов.
В то же время политика 1990-х гг. основываясь
на классических постулатах либеральной
демократии и рыночной экономики, имела
двоякий характер: во-первых, это было
отсталое командное управление старого
типа и бюрократическое регулирование
экономики (отсюда огромные возможности
у элиты для получения выгод и доступа
к власти); во-вторых, это была передовая
политика, направленная на подлинное разделение
властей, отделение политики от экономики,
подчинение политики закону и свободные
выборы. Не препятствуя дальнейшему развитию
демократии, власть воспроизводила практику
прошлого, хотя и в радикально новых формах.
Так впоследствии появилась на свет новая
общественно-политическая реальность,
которая несла в себе сложный сплав частично
преодоленных, а частично преобразованных
традиций.
В этот период политическая интеграция
в постсоветской России происходила именно
на уровне политического режима, а не на
уровне политической системы. Политическая
система регулировалась конституционными
нормами, законами, судебными решениями,
а политический режим действовал в зависимости
от личных связей, принадлежности к «семье»,
толщины кошелька приближенных к власти
олигархов, покровительства и результатов
попыток сохранить свою автономию. В государстве
создавались политические институты,
но политические процессы оставались
неинституционализированными, так как
в их основе лежали личные связи.
Политика лидерства в центре, воспроизводимая
в различных формах в субъектах федерации,
имела в своей основе структуры старой
элиты и нарождающегося социально-экономического
порядка. Такой режим не был волюнтаристским
правлением, он функционировал в соответствии
с логикой дворцовой политики, совмещенной
со сложностями современной экономической
системы.
Таким образом, политический режим 90-х
гг. ХХ века с одной стороны стремился
к демократии, международной интеграции
(вступление в Совет Европы в 1996 году),
менее бюрократизированной и подлинно
рыночной экономике; с другой стороны,
он унаследовал, продолжил и даже развил
многие черты прошлого. Это был политический
режим сродный системам США и Франции.
Для таких режимов характерна: сильная
исполнительная власть (особенно институт
президентства, который фактически формирует
правительство) при наличии двухпалатного
законодательного собрания - парламента
(верхняя палата - Сенат, Совет Федерации
- состоит их выбираемых в регионах глав
местной исполнительной власти, а нижняя
формируется из непосредственно выбираемых
депутатов в соответствии с существующей
избирательной системой), а также системы
независимого судопроизводства во главе
с институтом высшей инстанции - Верховным
или Конституционным Судом; возможности
непосредственного участия граждан в
политическом управлении в форме референдума
или плебисцита. Однако при сильной власти
президента в указанных политических
режимах почти неизбежны конфронтация
исполнительной и законодательной ветвей
власти и обвинения в усилении автократических
тенденций, что неоднократно и происходило
в молодом российском государстве.
Решительным шагом на пути трансформации
политического режима и приближении его
к демократическому стал период начала
XXI века, когда во главе государства стал
В.Путин. В этот период российская политика
присутствовала как бы в двух лицах, отражающих
напряжение, существовавшее между принципами
функциональности (общественной целесообразности)
и законности (демократии). В какой-то момент
эти два принципа совпали и стали взаимоподдерживающими,
хотя остаточное напряжение продолжает
сохраняться и до сих пор. Этот поворот
в модернизации политического режима
явился большим достижением либерально-демократических
реформ в России.
Основным теоретическим направлением
эволюции политического режима в этот
период был выбран окончательный отход
от авторитаризма и насаждение демократических
идеалов в управлении государством. Официально
пропагандировалось, что в российском
обществе и государстве окончательно
покончено с тоталитарной практикой: массового
внесудебного лишения свободы граждан
и незаконного помещения здоровых людей
в психиатрические больницы, принудительной
высылки граждан из страны и лишения их
своего гражданства, преследования политического
инакомыслия и уголовного наказания за
это; жесткого подавления свободы политических
и общественных объединений; преследования
верующих и служителей церкви; серьезного
ограничения свободы передвижения как
внутри страны, так и за ее пределами, содержания
массы населения за «железным занавесом»
по отношению к западному миру; серьезной
дискриминации людей по этнонациональному
признаку вплоть до ликвидации их национальной
государственности и массовой принудительной
депортации и т.д.
Однако на практике сосуществование режимной
системы и демократического режима оказалось
непростым делом. С одной стороны, режимная
система продолжала курс на усиление авторитарного
управления государством и стремилась
изолировать себя от эффективного демократического
контроля (принцип функциональности);
с другой стороны, для достижения законности
и устойчивости режимная система использовала
демократические институты, такие как
свободные выборы, создание гражданского
общества и другие формы привлечения общественной
поддержки. Выборы сохраняли потенциал
для превращения демократии из режимной
в реальную. Например, наблюдатели ОБСЕ
оценили выборы 2003 года в Государственную
Думу как «свободные, но несправедливые».
Представитель делегации ОБСЕ Брюс Джордж
отметил, что «не были соблюдены множество
обязательств перед ОБСЕ и Советом Европы, а также многие стандарты демократических
и свободных выборов». Среди нареканий
были отмечены «вопросы по соблюдению
тайны голосования» и «перекос на государственном
телевидении в пользу одной партии». Голоса
избирателей, особенно в начале 2000-х годов,
являлись важнейшим ресурсом режимной
системы.
Это сосуществование режимной политики
и демократического режима создало институты,
которые формально являлись демократическими,
но несли ответственность только перед
самими собой. В то же время институты
демократии (парламент, суды и сама федеральная
система) сохраняли способность независимого
функционирования и являлись фундаментом
перехода к демократическому режиму.
Режимная политика в этот период, особенно
после 2005 г., была обусловлена ограниченной
политической активностью общества, что
подорвало общее представление о демократизации,
которая трансформирует активную гражданскую
позицию в массовую демократию. Политические
партии занялись тем, что осуществляли
в большей степени связи с элитой, чем
с обществом и, в итоге, мобилизовали свои
идеологические и политические ресурсы
только на межэлитную борьбу. В сентябре 2007 года ВЦИОМом был проведён опрос о влиянии
различных факторов на политические взгляды
граждан России. Так на заданный вопрос: «Если
вспомнить последние выборы в Государственную
Думу (2003 г.), то кто оказал (или что оказало)
решающее влияние на ваш выбор?», большинство
опрошенных (33 %) ответило, что «Никакая
агитация на меня не повлияла, мое решение
было самостоятельным». 16 % опрошенных
затруднились ответить, а 13 % ответили,
что решающее влияние оказала «Семья,
близкие».
Таким образом, в этот период в результате
укрепления законности режимная система
постепенно приняла формы демократического
политического режима. Противостояние
оппонентов завершилось добровольным
принятием всеми сторонами демократических
норм и ценностей и согласием институализировать
свои интересы в рамках новой политической
системы. Однако, как всегда бывало в России,
на обществе это практически не отразилось,
и оно продолжало свой маргинальный путь
развития.
Современный этап эволюции политического
режима в России начался с 2008 года. В этот
год к власти пришел очередной приемник
- Д.А.Медведев. Сегодня в России не только
в законодательстве, но и на практике проводится
(пусть и не всегда последовательно) демократический
принцип разделения и равновесия властей;
поставлена задача и взят курс на утверждение
правового государства, в котором личность
должна чувствовать себя защищенной правом
и законом от произвола государственной
власти; обеспечивается многопартийность
(но при доминирующей одной партии «Единая
Росси»), при которой свободно создаются
и функционируют десятки партий и иных
объединений самой различной политической
ориентации; ликвидирована открытая государственная
цензура и монополия на средства массовой
информации; проводится принцип открытости
общества в отношении мирового сообщества,
включая открытость границ и т.д. Большое
значение имеет и проведение линии на
подлинную федерализацию, и обоснованную
децентрализацию государственной власти
и развитие местного самоуправления.
Другое дело, что в реальных переходных
и кризисных условиях современного этапа
эволюции политического режима в России
многие из провозглашенных демократических
принципов, прав, свобод, норм, способов
и методов его функционирования не получают
пока вполне адекватной практической
реализации. Так, глубокий экономический
кризис привел не только к серьезному
росту безработицы, к очередному обнищанию
большинства населения и т.д. Все это естественно
нарушает или ограничивает права человека,
провозглашенные Конституцией России.
Разгул коррупции и преступности абсолютно
несовместимы с утверждением гражданского
общества и правового государства, с гарантированием
личных и политических прав гражданина
и т.д. Суперпрезидентский характер республиканской
формы правления в России не позволяет
сегодня успешно и эффективно реализовать
в полном объеме преимущества демократического
разделения и равновесия властей. Трудно
не заметить в России определенных проявлений
авторитаризма, криминализации власти,
сильного влияния на власть олигархов,
дискриминации в отдельных субъектах
федерации граждан по этнонациональному
признаку и т.д.
Таким образом, эволюция политического
режима сегодняшней России направлена
на консолидацию российского общества,
усиление роли государства в политике,
экономике и социальной сфере, возрождение
России и поддержку граждан российского
государства.
8. Список использованной литературы:
1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.
2. Вятр Е. Типология политических режимов: Лекции по политологии. Т. 1. - Таллин, 1991.
3. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. - М.: ПРОСПЕКТ, 2000.
4. Теория государства
и права: Учебник для
5. Фридрих К., Бжезинский 3. Тоталитарная диктатура и автократия // Тоталитаризм: Что это такое? (Исслед. зарубеж. политиков). - М.: ИНИОН, 1993.
6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.: Интерстиль, 2000.
7. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). - М.: Издательство ПРИОР, 2000/
Информация о работе Политические режимы, их возникновение, сущность и типы