Политические режимы: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:21, контрольная работа

Описание работы

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны в определённый период. Для начала анализа форм политических режимов необходимо определить критерии сравнения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Какие категории характеризуют политологию как науку? 8
2. Назовите основные способы властвования. 13
3. Охарактеризуйте формальное и неформальное лидерство 15
4. Перечислите основные функции политического сознания 17
5. Что собой представляют политические отношения 19
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Какие категории характеризуют политологию как науку.docx

— 67.88 Кб (Скачать файл)

Существуют и очевидные потребности  организационного характера, появление  которых обусловлено необходимостью подготовки специалистов самого широкого политического профиля, способных  решать практические и теоретические  проблемы. Кроме того, существуют потребности  теоретического и исторического  характера.

Как и в любой другой области  общественного знания, содержание политологии  наиболее полно проявляется в  ее функциях. К числу важнейших  функций политологии следует  отнести :

1) теоретическую,

2) методологическую.

3) практическую 

4) прогностическую.

Общефилософские законы, принципы и  категории, составляющие методологическую базу политологии, не только не исключают, но, наоборот, предполагают частные  методы, которые в зависимости  от специфики исследования различных  аспектов политики подразделяются на:

дифференцированный анализ социальных общностей, их роль в политической жизни;

структурно-функциональный анализ политических институтов;

системный анализ больших и малых  политических структур;

комплексный анализ политического  руководства и управления обществом;

коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса;

метод сопоставления близких и  разных политических систем;

методы политического планирования и прогнозирования.

С учетом перечисленных методов  разрабатывается и конкретная методика политических исследований, под которой  имеется в виду совокупность технических  приемов, их последовательность и взаимосвязь. Эти приемы по существу мало отличаются от тех, которые используются в других областях эмпирического исследования. Их можно подразделить на три следующие  группы. К первой относятся те, которые  связаны со сбором первичной информации, например наблюдение, изучение документов, опросы и т.д. Вторую группу образуют приемы, используемые в целях обработки и анализа исходных данных: описание, классификация, типологизация, статистический, математический анализ и т.п. Третья группа включает в себя такие приемы, которые используются для проверки научной гипотезы либо для достижения соответствующего эффекта в практической политической деятельности. К ней следует отнести прежде всего социальное экспериментирование и моделирование.

Многое дает применение поведенческого подхода к исследованию политической жизни, который развивался прежде всего в бихевиоризме, который, несмотря на свои недостатки, безусловно обладает и определенными преимуществами. Во-первых , он ориентирует на использование количественных методов изучения политических явлений, обеспечивающих большую точность и объективность, и, во-вторых, он предполагает анализ политического поведения людей сквозь призму их психологических установок.

Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии  в наибольшей степени отражают ее связь с жизнью. Вследствие осуществления  именно названных функций политология  выступает как наука действующая, а не созерцательная.

 В широком смысле слова политология может быть приравнена ко всей политической науке, так как политология единственная среди всех наук делает политику самостоятельным предметом своего изучения. В узком смысле слова как самостоятельная наука политология – это теория политики. Таким образом, отличие политологии от других дисциплин в том, что она

а) изучает свой круг вопросов (политические интересы и отношения);

 б) дает комплексное  исследование политических проблем,  используя данные других наук;    в) имеет свой конкретный объект  – политическую сферу общества, которая рассматривается как  целостная система со своими  определенными отношениями.  
 
Значение науки, изучающей политику, можно характеризовать словами Аристотеля, который утверждал, что политика и философия занимают центральное место в обществе, так как философия стремится к мудрости, а политика обеспечивает согласование общего блага и блага отдельных людей. Все остальные науки являются лишь средством достижения этой гармонии.  
Осознание позитивного значения политических знаний для общества пришло не сразу. В большинстве европейских стран и в России даже во второй половину ХIХ в. политические науки были признаны опасными для спокойствия общества. Логика подобных оценок была очевидна и проста. Если страна приобретала статус великой державы, то, значит, ее порядки были устойчивы, а система управления – эффективна. Поэтому власти нужны не «советы» и «предсказания» теоретиков от политики, а юристы и администраторы для воспроизводства существующих стабильных отношений. Но социальные и политические условия второй половины ХХ в. принципиально изменили востребованность политических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Назовите основные способы властвования.

Политическая власть - это  способность, право или возможность  распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие  на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения. В политологии часто встречаются  следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический  и философский.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который  характеризуется прежде всего способами и механизмом властвования. Существуют два главных способа властвования (два "лица власти"). Первый из них заключается в побуждении объекта к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездействия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их поведения. Впервые на ограничительное свойство власти особое внимание обратили американские политологи Петер Бахрах и Мортон Баратц, назвавшие его "вторым лицом власти". Реальное проявление в обществе этого свойства политической власти состоит в ее способности исключать из сферы общественных дискуссий и политических решений определенные темы и тем самым предотвращать их адекватное отражение в массовом сознании и реальное развертывание соответствующих политических конфликтов.

В странах командного социализма такими запретными для критики темами были прежде всего право коммунистических партий на руководство обществом и право граждан на идеологическое и политическое инакомыслие и оппозицию. В ФРГ 500 гг. блокированной властями политической темой явилось, например, отношение к строительству атомных электростанций. Согласие, достигнутое по этому вопросу политической элитой, СМИ, предпринимателями и менеджерами под прикрытием популярного лозунга "больше роста больше энергии", позволило исключить саму дискуссию об альтернативных атому источниках энергии . Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию.

Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии  в принятии решений их исполнителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над  подданными), тоталитарными (всеобъемлющий  контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона), деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие), либеральными (уважение свободы и  прав личности) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Охарактеризуйте формальное и неформальное лидерство

В лидерстве принято выделять два аспекта: формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство –  это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность  предоставляет ее владельцу ряд  административных прав, с помощью  которых он может активно воздействовать на поведение своих подчиненных. Неформальное (реальное) лидерство  основывается на заслуженном авторитете лидера, на его действительном умении выполнять роль лидера, на добровольном признании за ним права на руководство со стороны членов группы (общества). 

Политическое лидерство  характеризуют оба эти аспекта. При этом формальный аспект является определяющим, т.к., во-первых, лидерами становятся, уже достигнув определенного  положения в государственных  или общественных структурах, во-вторых, влияние лидера на политические процессы во многом зависит от силы и влияния  организации, которую он представляет. В современном обществе выдающаяся личность, если она не опирается  на организацию, на СМИ, на поддержку  соратников, не сможет стать политическим лидером. 

Под формальным лидерством принято понимать приоритетное влияние  определенного лица на группу, которое  основывается на руководящем положении  этого лица, связанного с обладанием определенными ресурсами и властью. Неформальное лидерство понимается как субъективные способности, готовность и умения человека выполнять функции  лидера, при этом со стороны членов группы должно быть признание за этим человеком руководства. 
 
При этом, руководство — это всегда формальное лидерство, а лидерство подразумевает неформальное влияние. По своему замыслу понятие «руководить» предполагает наличие соответствующей классификации, преимущества по сравнению с подчиненными в управленческих качествах, и, соответственно, наличие делового авторитета, который вкупе с личным авторитетом создает отличные предпосылки для неформального лидерства. 
 
Вывод из этого следующий — эффективный руководитель не всегда является эффективным лидером, и наоборот. Желание быть лидером присуще отнюдь не малому количеству людей, но на практике идеального сочетания двух типов отношений управления (лидерства формального и неформального), увы, не наблюдается. А, между тем, эффективный руководитель — это гармоничное сочетание лидера и руководителя в одном человеке. А эффективное руководство невозможно без лидерства. И, поскольку это так, лидерство можно считать венцом управленческой деятельности. 
 
Неформальные лидеры находятся вдали от применения силы, принуждения или давления. Они как бы «вне» процесса раздачи указаний.

Формальные лидеры же закрепили  свое лидерство документами. 
 
Институциализация руководящих функций отражается в понятии формального лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающее на положении в общественной иерархии, месте ролевых структурах, обладании ресурсами влияния. В противоположность формальному лидерству, неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества). Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами. Правда часто бывает так, что лидерство рождается из определенных человеческих комплексов.

  1. Перечислите основные функции политического сознания

Политическое сознание играет фундаментальную  роль в жизни общества, субъективно  обеспечивая все процессы политической жизни общества и являясь важнейшей  составной его политической культуры. Политическое сознание выполняет следующие  основные функции, которые во многом совпадают с функциями политической культуры в обществе в целом:

- Познавательная функция обеспечивается  в процессе выработки знаний  о политике: посредством политического  сознания накапливаются, систематизируются,  обобщаются знания о фактах, открываются  новые области знания, фиксируются новые факты.

- Аксиологическая (ценностная) функция  реализуется в процессе выработки  политических ценностей, идеалов  (мир, свобода, политическая независимость,  равенство и др.). Выработка определенной  системы ценностей позволяет  человеку самостоятельно ориентироваться  в политической жизни общества  и делать собственные политические  оценки происходящего, отделяя  главное от второстепенного, существенное от несущественного, прогрессивное от консервативного и регрессивного.

- Практическая (прагматическая) функция  политического сознания связана  с тем, что решения и выводы, сделанные в теории, подлежат  реализации в практической социально-политической деятельности, то есть являются руководством и необходимым условием изменения социально-политической практики.

- Прогностическая функция политического  сознания реализуется в тех  случаях, когда делаются предположения,  строятся прогнозы (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные; внешне - и внутриполитические), определяются перспективы развития различных сфер политической жизни общества в будущем. Без прогностической деятельности невозможно целенаправленное воздействие на политические отношения в обществе.

- Воспитательная функция (или  функция политической социализации) политического сознания связана  с тем, что прежде всего через сознание и мышление человека формируется основа его взглядов на политическую жизнь общества, фундамент его будущей социально-политической деятельности, его политическая позиция, а также закладываются индивидуальные особенности его политической социализации в обществе. Государство при помощи специально выработанных приемов обеспечивает контроль за выполнением этой функции и за формированием правовой и политической культуры граждан.

Информация о работе Политические режимы: сравнительный анализ