Политические режимы: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:21, контрольная работа

Описание работы

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны в определённый период. Для начала анализа форм политических режимов необходимо определить критерии сравнения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Какие категории характеризуют политологию как науку? 8
2. Назовите основные способы властвования. 13
3. Охарактеризуйте формальное и неформальное лидерство 15
4. Перечислите основные функции политического сознания 17
5. Что собой представляют политические отношения 19
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Какие категории характеризуют политологию как науку.docx

— 67.88 Кб (Скачать файл)

- Идеологическая функция реализуется  посредством осознания своих  конкретных потребностей и ожиданий  отдельными социальными группами  общества, а затем вербального  (словесного) определения этих интересов  и последующего их представления  во власть. Идеологическая функция  способствует кристаллизации интересов,  идеологии отдельных социальных  групп и является тем самым  инструментом развития, консолидации  группы как социально-политического  субъекта. Поскольку в обществе  много социальных групп идеологическая  функция способствует появлению  множественности идеологий. Тем  самым идеологическая функция  служит развитию демократического  принципа плюрализма.

 

 

 

  1. Что собой представляют политические отношения

Политические отношения  определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда  потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов  и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.

Политические отношения  несут в себе все необходимые  атрибутивные качества политики:

- их смысл заключается  в установлении связи бытия  социальных субъектов (социальных  групп, личностей) с проблемами  и интересами, свойственными всей  социальной целостности. Государство  выступает инструментом поддержания  и регуляции этой связи;

- возникая при активном  участии сознания, политические  отношения существуют не в  головах людей, а в поступках,  действиях, процессах, взаимоотношениях  между социальными группами, государством, партиями;

- деятельный, активный характер  политических отношений позволяет  людям с их помощью влиять  на многие внешние и внутренние  параметры своего существования.  Например, такое воздействие можно  оказать на экономическую жизнь  общества через установление  приоритетов экономического развития;

- их специфическим инструментом  оказывается власть, принуждение,  авторитетное влияние, использование  силы организации, в качестве  которой могут выступать и  партии, и союзы, и государства,  движения, институты, возникающие  в результате объединения воли  и действий людей на основе  определенных принципов.

Нерасторжимым единством  целостности и социальной фрагментарности  политические отношения отличаются от экономических отношений, где  доминируют частные интересы. Причем их ограничение или подавление, непосредственное подчинение общим задачам оборачивается  деструктивными для экономики процессами: падением инициативы, снижением конкуренции, торможением технического прогресса. Отличаются они и от морали в сфере, в которой, наоборот, существует абсолютный приоритет общечеловеческих ценностей, интересов и потребностей.

Отпечаток этой специфики  невольно несет на себе любой человек, вступающий в сферу политических отношений. В его деятельности и  сознании действительно нельзя будет  разорвать частное и общее, интересы личные и общественныеили групповые.

Термин "политика" имеет  много значений, но основные из них  следующие: 1) целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений (policy); 2) характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований (politics). Так в языке фиксируется наличие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений; и институционального, указывающего на стуктурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. ИНСТИТУТОМ и называется отношение, организованное на основе определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками:

1) они служат важнейшим  средством определения и выражения  интересов социальных групп, действующих  в обществе;

2) они связаны с реализацией  авторитетных решений, с деятельностью  аппарата власти;

3) направлены на преодоление  противоречий внутри субъекта  политической деятельности.

Существует неразрывное  единство политических институтов и  политической деятельности: политическое действие "опредмечивается" в институциональном образовании (в соответствующем учреждении, юридической регламентации и т.д.), и, наоборот, институциональное образование постепенно "распредмечивается" в политическом действии ( становится его объектом, средством, критерием, целью).

Существует множество  сторон, между которыми устанавливаются  политические отношения. При этом одни участники политических отношений  служат носителями политического действия и называются СУБЪЕКТАМИ политики, другие - выступают а качестве ее ОБЪЕКТОВ, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты. движения, но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

Следует иметь в виду, что в политике, как и в любой  иной сфере социальных отношений, нет  постоянного закрепления атрибутов  субъекта или объекта за определенным неизменным носителем - все участники  политических отношений обладают сознанием  и волей и в зависимости  от конкретной ситуации могут выступать  в качестве объекта ( когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство выступает объектом политики, когда на него направлено воздействие тех или иных политических сил, например в целях его реформирования, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта политики, например в предвыборной борьбе, и может служить объектом, когда к ней применяются меры государственных репрессий, регулирования деятельности и т.д.

При стремлении к максимальному  сужению круга субъектов политических отношений, в конечном счете при доведении их количества до единицы возникает тоталитарная модель построения политических отношений; а при признании естественности множественности интересов и способов их выражения в политике - плюралистическая модель.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. www.gumfak.ru
  2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.,2000. Гл.
  3. Цыганков, А. Современные политические режимы: структура, типология, динамика / А. Цыганков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/политология
  4. http://www.polituk.com/politicheskoe-liderstvo/96-formalnoe-i-neformalnoe-liderstvo.html

Информация о работе Политические режимы: сравнительный анализ