Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

1.Понятие политического режима, его сущность и основные признаки. Характеристика основных типов политических режимов.
1.1Понятие политический режим
2.Классификация и характерные признаки политических режимов
2.1 Демократический политический режим
2.2 Авторитарный политический режим (авторитаризм)
2.3 Тоталитарный политический режим (тоталитаризм)
2.4Либеральный политический режим

Файлы: 1 файл

29.12.11.15.47.29_Golubev_Andrei_Aleksandrovich(1).docx

— 31.16 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский государственный  экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по        дисциплине  политология        на тему:

вариант №8

(Политические режимы)

 

 

Преподаватель ____Коноплева Л.А.__

Студент___Голубев А.А.__________

УК – 11-СР

(Ф.И.О., специальность,  № группы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011


 

План работы

Тема 8. Политические режимы

1.Понятие политического  режима, его сущность и основные  признаки. Характеристика основных  типов политических режимов.

1.1Понятие политический режим

2.Классификация  и характерные признаки политических  режимов

2.1 Демократический политический режим

2.2 Авторитарный  политический режим (авторитаризм)

2.3 Тоталитарный  политический режим (тоталитаризм)

2.4Либеральный политический  режим

 

 

II. Тесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие политический режим

Термин “политический  режим” появился в 1960-1970 гг. В юридической  литературе отсутствует единый подход к пониманию термина “политический  режим”. “Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия  государства”.

Некоторые авторы считают, что политический режим  является одним из элементов формы  государства. “Под формой государства  понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) - формы правления, формы государственного устройства и политического режима”  В. С. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства. Понимая так форму государства, он дает определение её трех элементов: “Форма правления - это организация  верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и  принципами взаимоотношения органов  власти между собой и с населением. Форма государственного устройства - это административно- территориальная  и национально-государственная организация  власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства  и их органов между собой и  с государством в целом. Политический режим - это конкретное проявление государственной  организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе”.

Другие авторы политический режим к одному из элементов формы  государства не относят. “Под формой государства понимается в широком  смысле образ правления и государственное  устройство, а в узком смысле - только форма правления”. Первая точка  зрения стала ведущей в теории государства и права.

По определению  Юридического Словаря политическим режимом называют “в науке конституционного права понятие, обозначающее систему  приёмов, методов, форм, способов осуществления  политической власти.

Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима никогда прямо  не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании”. Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. Так в рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга. “В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев”. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. “О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы.

Однако наиболее важны из них следующие:

o способы и порядок формирования органов государственной власти,

o порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений,

o степень гарантированности прав и свобод граждан,

o роль права в жизни общества и решении государственных дел,

o место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,

o основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов”.

Таким образом, подводя  итог, можно сформулировать следующие  определение: политический режим - это  методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние  в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется  демократизмом или антидемократизмом.

Глава 2. Классификация и характерные  признаки политических режимов

Классификация и  характерные признаки политических режимов представляют собой большой  интерес и имеют важное значение для теории государства и права. Политических режимов очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств. “Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на демократические и недемократические политические режимы”. В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из политических режимов следующие четыре: демократический, авторитарный, тоталитарный, либеральный. Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.

2.1 Демократический политический режим

Демократия (“democratia”) с греческого - народовластие. “Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов”. “Упрощенное понимание демократии как власти народа не отражает современное содержание этого термина. Дело также не столько в том, что прямая, непосредственная демократия повсеместно уступила место представительной демократии. А она явление новой истории, она есть продукт формационного перехода от докапиталистических форм общественного устройства к капиталистическим”.

Демократический режим - это режим, основанный на признании  принципа равенства и свободы  всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод.

В результате - широкие  права и свободы становятся реальными, а не только формальными. Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности”.Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства.

Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

Таким образом можно заключить, что демократический режим обладает следующими характерными признаками:

1. Источником власти  в государстве является народ.  Он избирает власть и наделяет  ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ  от произвола власти и власть  от произвола отдельных людей. 

2. Политическая  власть носит легитимный характер  и осуществляет свои функции  в соответствии с принятыми  законами. Основной принцип политической  жизни демократического общества -- "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти -- только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".

3. Для демократического  режима характерно разделение  властей (отделение друг от  друга законодательной, исполнительной  и судебной власти). Парламент  наделен исключительным правом  издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

4. Демократический  режим характеризуется правом  народа влиять на выработку  политических решений (путем одобрения  или критики в средствах массовой  информации, демонстраций или лоббистской  деятельности, участия в предвыборных  кампаниях). Политическое участие  народа в выработке принимаемых  решений гарантируется конституцией  страны, а также международными  правовыми нормами. 

5. Важной характеристикой  демократического политического  режима является политический  плюрализм, предполагающий возможность  образования двух- или многопартийной  системы, конкуренция политических  партий и их влияние на народ,  существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

6. Демократический  политический режим характеризуется  высокой степенью реализации  прав человека. К ним относятся  нормы, правила и принципы взаимоотношений  государства и граждан. 

“Эффективность  участия граждан в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся моральные начала и  т.п.”. Из этого, можно заключить, что  демократия не может появиться сразу, как говориться “на ровном месте”. Это сложный процесс преобразований общества и государства.

2.2 Авторитарный политический режим  (авторитаризм)

Одним из наиболее распространенных в истории типов  политических режимов является авторитаризм. “Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть) - система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма - тоталитаризм”. По своим характерным признакам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией -- наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие характерные признаки:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)

2. Неограниченность  власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению. “Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью”.

3. Опора (реальная  или потенциальная) на силу. Авторитарный  режим может не прибегать к  массовым репрессиям и пользоваться  популярностью среди широких  слоёв населения. Однако он  обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4. Монополизация  власти и политики, недопущение  политической оппозиции и конкуренции.  Присущее этому режиму определённое  политико-институциональное однообразие  не всегда результат законодательных  запретов и противодействия со  стороны властей. Нередко оно  объясняется неготовностью общества  к созданию политических организаций,  отсутствием у населения потребности  к этому, как это было, например, в течение многих веков в  монархических государствах. При  авторитаризме возможно существование  ограниченного числа партий, профсоюзов  и других организаций близких по духу, но при условии их подконтрольности властям.

Информация о работе Политические режимы