Политические системы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Для глубокого и всестороннего понимания государства и права важно их рассматривать не только самих по себе, но и в контексте других более широких и более емких явлений. Одним из таких явлений выступает политическая система общества. Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Содержание работы

Введение …………………………………………………… стр.3 – 4
Понятие политической системы …………………………. . стр. 5 – 10
Модели политических систем ……………………………. стр. 11 – 16
Функции политической системы ………………………… стр. 17 – 21
Структурные компоненты политической системы ………. стр. 22 – 32
Заключение ………………………………………………….. стр. 33
Список литературы …………………………………………. . стр. 34

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 74.89 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение …………………………………………………… стр.3 – 4
  2. Понятие политической системы …………………………. . стр. 5 – 10
  3. Модели политических систем ……………………………. стр. 11 – 16
  4. Функции политической системы ………………………… стр. 17 – 21
  5. Структурные компоненты политической системы ………. стр. 22 – 32
  6. Заключение ………………………………………………….. стр. 33
  7. Список литературы …………………………………………. . стр. 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Для глубокого и всестороннего  понимания государства и права  важно их рассматривать не только самих по себе, но и в контексте  других более широких и более  емких явлений. Одним из таких  явлений выступает политическая система общества. Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы  является одним из основных в политологии. Его использование позволяет  выделить политическую жизнь из остальной  части жизни общества, которую  можно считать «окружением» или  «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему  составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета – его акты ограничены его территорией, в случае политической партии – учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

В отечественной политико-социологической  литературе политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Сходных позиций придерживаются большинство политологов. Как следует из приведенного определения, сердцевиной политической системы общества является политическая власть, по поводу использования которой вокруг нее формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы, образцы и стандарты политической деятельности и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие политической системы

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке существует множество  различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что  отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем  не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;

во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;

в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.

Политическая система  общества — это система взаимосвязанных  и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Компонентами политической системы являются: а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в) политические нормы и  традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Используя различные методологические приемы (подходы), можно выявить ряд  критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведенное определение  политической системы.

С позиций генетического  подхода важное критериальное значение имеет объективная обусловленность  политических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий экономической детерминации политики проявляется прежде всего в отношениях собственности и производства и, напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее возможно в  отношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что они являются результатом и средством общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные обладающие разумом существа создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи, т. е. творят политику именно люди, а не какие-то абстракции. Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с определенными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т.д. выступают решающими мотивационными факторами в формировании политических организаций.

Институционный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный Показать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот «материал», из которого в соответствующих исторических условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом. Такими условиями выступают процессы  разделения труда, образования имущественно неравных социальных слоев, групп и классов, а качествами — общечеловеческая, классовая, групповая, национальная солидарность. Материалистическое понимание исторических процессов приводит к выводу, что в реальной действительности «политическое» закономерно требует организационного оформления. Можно сказать, что организационный критерий характеризует в известной степени общественные формы движения материальной, человеческой основы политической системы. Политическое в своем развитии становится реальным, осязаемым только в специфически материализованных формах, учреждениях, институтах (государство, партии, движения). А индивид выступает в виде гражданина, депутата, члена партии, организации.

Системный подход к изучению политических явлений дает возможность  представить их в виде целостной  системы, способной оказывать влияние  на ее структурные элементы и взаимодействовать  вовне — с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром. Системный критерий позволяет выделить, такие качества политической системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующим динамику и статику самой системы, является ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.

Субстанциональный  (сущностный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы,  отношения, процессы, институты). Значение понятия «субстанция» в различных отраслях науки неодинаково. В химии - это элемент, в биологии  - живой белок, в политической экономии — труд, в философии — материя. В политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть, а механизма ее осуществления — политическая система. Сущностный критерий (власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.

Политическую власть можно  охарактеризовать как систему волевых  отношений классового общества, которые  обусловлены интересами социальных слоев и классов, выраженными  в деятельности политических организаций. Она имеет несколько уровней  функционирования и реализации.

Во-первых, это власть конкретных политических объединений (политических партий, общественно-политических организаций  и движений). Она реализуется через  их организационные руководящие структуры. Данный — институциональный — уровень политической власти является наиболее зримым и реальным.

Во-вторых, можно обозначить коалиционный уровень власти, отражающий совокупность властных устремлений  или нескольких социально однородных политических организаций, или блока  политических организаций, или блока  партий и объединений, отражающих интересы различных социальных общностей. В  подобном случае власть реализуется  через временные или постоянные органы типа круглых столов, советов  парламентских фракций.

В-третьих, представляется необходимым  выделить общеполитический уровень  власти. Здесь концентрируются результаты политического консенсуса, достигнутого в ходе соперничества и сотрудничества различных политических сил. Если такие  результаты получают отражение в  нормативно-правовых актах, то политическая власть совпадает с государственной  властью и осуществляется государством. В иных случаях она реализуется  через политические органы, как правило, разновременного характера (конференции  национального согласия, народные, отечественные фронты и т. п.).

Конкретно-исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности  общества позволяет выделить социально-экономические (виды и форма собственности на орудия и средства производства, характер труда, основные принципы хозяйствования), социально-структурные (наличие или отсутствие определенных классов, слоев), социально-культурные (уровень образованности населения, реальность всестороннего развития личности), политические (реальность самоуправления народа, классовая принадлежность политической власти), правовые (диапазон закрепленных в законе демократических прав и свобод граждан, наличие гарантий их осуществления, легитимность политической власти, состояние законности и правопорядка) критерии.

Таким образом, полиструктурность реального мира, человеческого общества обусловливает многообразие соответствующих критериев, а понимание того, что политические явления в своей совокупности составляют систему, характеризующуюся постоянным движением, предопределяет их комплексное и диалектическое использование.

Политические системы  «живут», функционируют во времени  и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно  классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режима различают  демократические и тоталитарные политические системы. С позиций  марксистской теории, имея основанием классификации категорию «общественно-экономическая  формация», выделяют политические системы  рабовладельческого, феодального, буржуазного  и социалистического общества. Учет географических, территориальных факторов позволяет говорить о европейских, азиатских, североамериканских и иных региональных системах. Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные  черты предопределяют характеристики арабских, индуистских, мусульманских  и других политических систем. Внутри политической системы конкретного  общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать  и ее структурные элементы: государство, политические партии, общественно-политические объединения.

 

 

 

Модели политических систем

Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был Д. Истон.  В работах "Политическая система" (1953), "Предел политического анализа" (1965), "Системный анализ политической жизни" (1965) он заложил основу теории политической системы.

Политическая  система, по Истону, поддерживает отношение обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если достигнут определенный баланс между "входящими" импульсами, идущими из среды, и "выходящими" импульсами, которые представляют собой реакциею системы на полученную информацию.

Информация о работе Политические системы общества