Политические системы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Для глубокого и всестороннего понимания государства и права важно их рассматривать не только самих по себе, но и в контексте других более широких и более емких явлений. Одним из таких явлений выступает политическая система общества. Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Содержание работы

Введение …………………………………………………… стр.3 – 4
Понятие политической системы …………………………. . стр. 5 – 10
Модели политических систем ……………………………. стр. 11 – 16
Функции политической системы ………………………… стр. 17 – 21
Структурные компоненты политической системы ………. стр. 22 – 32
Заключение ………………………………………………….. стр. 33
Список литературы …………………………………………. . стр. 34

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 74.89 Кб (Скачать файл)

У системы есть вход, на который из окружающей социальной и культурной среды поступают импульсы – требования и поддержка. На выходе системы –  политические решения, осуществляются политические действия, направленные на их реализацию. Требования – первый вид входящих импульсов. Характер требований самый разнообразный. Они могут  касаться распределения благ и услуг, расширения возможностей образования, продолжительности рабочего времени, правил движения автотранспорта, охраны прав и свобод граждан, совершенствования  законодательства о браке, здравоохранении, обеспечении общественной безопасности и т.п. 
 
Второй вид входящих импульсов – поддержка. Она выступает в разных формах: материальной (выплате налогов, различных обложений, труд на общественных началах, усердная воинская служба); соблюдение законов и директив государственной власти; активное участие в политической жизни с целью сохранения и утверждения политических ценностей; почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике (к гимну, флагу, официальным ритуалам). Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно. 
 
Импульсы – требования и импульсы-поддержки должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует ее эффективности, больше того в таких случаях политическая система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную информацию. Может наступить ее стагнация. 
 
Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависят в значительной степени от типа политической системы. Антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение недовольства властями, их способности защищать интересы народа. Поэтому такого типа системы стремятся поставить под сомнение справедливость требований населения и подавляют их различными средствами. Демократические, конституционные политические системы, как правило, рассматривают запросы и требования, идущие от различных групп населения, как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно поддерживают те политические группировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды. 
 
Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения и действия по их реализации ("выход"). В этих действиях и решениях проявляется главная функция политической системы - распределение ценностей в обществе.  
На выходе системы – “исходящие” легитимные, обязывающие политические решения, действия по их реализации. Продукты деятельности политической системы могут приобретать разные формы и содержание: распределение товаров и услуг, поощрений и стимулов, законодательные акты регулирующие поведение граждан в различных ситуациях; постановления, касающиеся возврата долгов системе; уточнение или введение политических символов; заявления о политической линии и намерениях и т.п. Обычно “исходящие” импульсы связаны с поддержкой и в зависимости от типа политической системы могут быть ответом на требования населения. 
 
Если "исходящие" импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. "Вход" и "выход" составляют непрерывный цикл, который называют "петлей обратной связи". 
 
Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности. Истон выделяет два вида легитимности: 
1) диффузная (эмоциональная) легитимность является более устойчивой и может проявляться в поддержке системы даже в условиях кризисов; 
2) инструментальная (специфическая) легитимность более кратковременна и ориентирована на результат, поощрение. 
И, наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые либо в силу слишком слабых импульсов (система не имеет достаточной информации для принятия оптимальных решений), либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией. 
Теория политических систем Истона подвергалась основательной критике за поверхностный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий.

Иной  подход к определению политической системы предлагает Г. Алмонд. Он считает необходимым на первый план выдвигать целевой, поведенческий аспект различных структур, входящих в политическую систему. С его точки зрения политическая система – это различные формы политического поведения как государственных, так и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня – институциональный и ориентационный. Если первый сосредоточен преимущественно на исследовании государственных и негосударственных политических институтов, то второй ориентирован на изучение политических структур, которые в своей совокупности образуют политическую культуру Г. Алмонд подчеркивает, что в отличие от всех других общественных систем и организаций политическая система наделена правом применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения. “Это узаконенная сила, – пишет он, – пронизывающая все  “входящие” и “исходящие” факторы общества, придавая ему особые свойства и смысл, обеспечивая его сплоченность как системы” 
На основе сравнительного анализа политических систем разных стран Алмонд пришел к следующим выводам: 
а) все политические системы имеют собственную структуру; 
б) политическая система многофункциональна; 
в) все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни. Функции выполняются разными структурами системы (суды, законодательный орган, партии) и с разной частотой; 
г) все политические системы являются смешанными в культурном смысле; 
д) отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур. Эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам. 
Принципиально иной подход в трактовке политической системы был предложен К. Дойчем, разработавшим ее информационно-кибернетическую модель. В книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963) он рассмотрел политическую систему как сложную совокупность информационных потоков и коммуникативных связей, определяемых уровнями тех или иных политических агентов, исполняемыми ими ролями, решаемыми задачами,   особенностями процессов переработки, передачи и хранения цепи сообщений, а также другими причинами и факторами.

Дойч  исходил из того, что политическая система представляет собой целенаправленно  организованную совокупность информационных связей, направленных , в конечном счете, на управление и целенаправленное регулирование политических объектов. При этом он различал личные (персональные, неформальные) коммуникации; коммуникации, осуществляемые посредством организаций (правительством, партиями, лоббистскими структурами), и коммуникации, проходящие через специальные структуры -- печатные или электронные СМИ. В самом общем виде схема взаимодействий таких информационно-коммуникативных процессов подразделялась им на четыре основных блока.

В самом общем виде такая совокупность системных элементов показывала, как информационно-коммуникативные процессы последовательно дифференцируются в целях исполнения основополагающих функций государственной власти. Так, на первом этапе формируется блок данных, составляемый на основе использования разнообразных (внешних и внутренних, правительственных и общественных, официальных и агентурных) источников информирования институтов власти, сообщения которых жестко не привязаны к последующей формулировке целей государственной политики. Второй этап — переработка данных — включает в себя соотнесение полученных сообщений с доминирующими ценностями, нормами и стереотипами государства, сложившейся ситуацией, предпочтениями правящих кругов, а также с уже имеющейся в управленческих органах «старой» информацией. Далее эта отселектированная информация становится основанием для принятия решений с целью урегулирования текущего состояния системы и эти решения, в свою очередь, на заключительном этапе обеспечивают реализацию поставленных целей. Полученные результаты уже в качестве «новой» информации через механизмы обратной связи поступают на первый блок, выводя систему на следующий виток функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции политической  системы 

Сущность политической системы  наиболее полно проявляется в  ее функциях. Выделяются следующие функции политической системы:

■ обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного  общества (полити-ческой системой устанавливаются  и осуществляются конкретные формы  и методы властвования – демократические  и антидемократические, насильственные и ненасильственные);

■ управление различными сферами  жизнедеятельности людей в интересах  отдельных социальных групп или  большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

■ мобилизация средств  и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое  недостижение);

■ выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений;

■ удовлетворение интересов  различных субъектов политических отношений посредством распределения  материальных и духовных ценностей  в соответствии с теми или иными  идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей  людей);

■ интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя различные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты);

■ политическая социализация (посредством которой формируется  политическое сознание индивида и он "включается" в работу конкретных политических механизмов, благодаря  чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых  членов общества и приобщения их к  политическому участию и деятельности);

■ легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени  соответствия реальной политической жизни  официальным политическим и правовым нормам).

В современной политологии  наиболее полно,   детально    и   последовательно анализировал    функции политической системы Алмонд. Он утверждает, что все системы выполняют два базовых набора функций:    1) функции «ввода» и 2) функции «вывода». Алмонд выделяет четыре функции «ввода»: 1) политическая социализация и привлечение к участию; 2) артикуляция интересов; 3) агрегирование интересов; 4) политическая коммуникация;

И три функции вывода: 1) разработка норм-законов; 2) применение норм;   3) контроль над соблюдением норм.

Функции «ввода» осуществляются преимущественно не-правительственными подсистемами, функции «вывода» — прерогатива правительства.

Функция «политическая социализация и привлечение к участию», которая  способствует распространению «духа  участия» среди членов общества, свойственна  всем современным политическим системам. Но если в демократических странах  эту функцию выполняют неправительственные  органы, хотя и там очевидно влияние  государственных структур на процесс  социализации, то в тоталитарных обществах эта функция, фактически, — прерогатива государства, ибо все агенты политической социализации (школа, молодежные организации, средства массовой информации и др.) находятся под контролем государства и культивируют «дух участия» строго в соответствии с господствующей идеологией.

В демократических странах  в результате распространения «духа  участия» индивидуумы превращаются из «субъекта» в «гражданина». В  тоталитарных режимах этот процесс  отсутствует. В настоящее время  процесс политической социализации и привлечения к участию в  России выходит из-под контроля государства. Но основная задача процесса политической социализации в России — создание новой политической культуры — решается медленно и трудно.

Артикуляция интересов — это первый функциональный шаг в ходе политической конверсии, который осуществляют группы интересов. В странах с демократическим режимом, для которых характерно официальное уважение общественного мнения и приверженность доктрине свободы ассоциаций, группы интересов могут рассматриваться как связующие звенья между гражданами и государством.

В политической системе России до 1985 года артикуляция интересов  имела специфический характер. Люди не могли выражать интересы, не адекватные интересам КПСС. Предполагалось, что  КПСС — единственная выразительница всех социальных интересов. Интересы социальных групп «должны были» строго соответствовать  интересам КПСС, т.е. имели в значительной степени принудительный характер. В  связи с этим можно констатировать, что истинные группы интересов в  России отсутствовали, а артикуляцию  интересов фактически осуществляла правящая партия. В настоящее время  в России формируются группы интересов, очевидны первые шаги процесса артикуляции интересов, выходящего из-под власти партии и государства.

По мнению Алмонда, политическая система, которая в состоянии  артикулировать интересы, способна и  агрегировать их, т.е. превращать требования в альтернативы государственной  политики. Политическая партия считается  специализированной агрегирующей структурой в современной политической системе.

Политическая коммуникация — это процесс передачи информации и убеждений. Сам акт коммуникаций американский политолог Лассуэл  описал следующим образом: «Кто? Что  сообщил? Кому? С каким результатом?»  Посредством этой функции обеспечивается связь между различными структурами  политической системы. Для руководства  и реализации политики обычно требуется  вертикальный поток информации от народа к правительству и от правительства  к народу. Кроме того, необходим  и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти. Благодаря коммуникационному процессу стихийные действия по овладению властью облекаются в определенную форму взаимоотношений между людьми, формируется уважение к власти, создается государственность.

В результате нормотворчества  разрабатываются законы, которые  определяют поведение граждан в  обществе. Обычно процесс нормотворчества  включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей, разработку решений и конкретных правил для  достижения целей. Данную функцию выполняют  законодательные, а также исполнительные и судебные органы.

Государственная политика не исчерпывается принятием законов. Важным аспектом политики и процесса принятия решений является функция  «применения норм», которую выполняют  не только исполнительные органы и административная бюрократия, но нередко также законодательные и правовые структуры.

Контроль за соблюдением  норм — это интерпретация законов  и действия с целью определения  факта нарушения данного закона и наложения соответствующего наказания. Контроль — это, в основном, компетенция  судебных органов, хотя исполнительные и законодательные органы иногда играют значительную роль в судебных процессах.   

Информация о работе Политические системы общества