Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:43, контрольная работа
Для глубокого и всестороннего понимания государства и права важно их рассматривать не только самих по себе, но и в контексте других более широких и более емких явлений. Одним из таких явлений выступает политическая система общества. Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Введение …………………………………………………… стр.3 – 4
Понятие политической системы …………………………. . стр. 5 – 10
Модели политических систем ……………………………. стр. 11 – 16
Функции политической системы ………………………… стр. 17 – 21
Структурные компоненты политической системы ………. стр. 22 – 32
Заключение ………………………………………………….. стр. 33
Список литературы …………………………………………. . стр. 34
У
системы есть вход, на который из
окружающей социальной и культурной
среды поступают импульсы – требования
и поддержка. На выходе системы –
политические решения, осуществляются
политические действия, направленные
на их реализацию. Требования – первый
вид входящих импульсов. Характер требований
самый разнообразный. Они могут
касаться распределения благ и услуг,
расширения возможностей образования,
продолжительности рабочего времени,
правил движения автотранспорта, охраны
прав и свобод граждан, совершенствования
законодательства о браке, здравоохранении,
обеспечении общественной безопасности
и т.п.
Второй вид входящих импульсов – поддержка.
Она выступает в разных формах: материальной
(выплате налогов, различных обложений,
труд на общественных началах, усердная
воинская служба); соблюдение законов
и директив государственной власти; активное
участие в политической жизни с целью
сохранения и утверждения политических
ценностей; почтительное отношение или
уважение к власти, государственной символике
(к гимну, флагу, официальным ритуалам).
Поддержка, оказываемая системе, усиливается,
когда система удовлетворяет запросы
и требования граждан. Без достаточной
поддержки политическая система не может
работать эффективно и надежно.
Импульсы – требования и импульсы-поддержки
должны регулярно поступать в систему,
иначе она будет работать с перебоями
или вообще перестанет функционировать.
Чрезмерная перегрузка системы разнообразными
импульсами не способствует ее эффективности,
больше того в таких случаях политическая
система перестает оптимально реагировать
на поступающую социальную информацию.
Может наступить ее стагнация.
Отношения к требованиям, идущим от различных
слоев населения, зависят в значительной
степени от типа политической системы.
Антидемократические, тоталитарные системы,
например, рассматривают запросы и требования
людей как своеобразное выражение недовольства
властями, их способности защищать интересы
народа. Поэтому такого типа системы стремятся
поставить под сомнение справедливость
требований населения и подавляют их различными
средствами. Демократические, конституционные
политические системы, как правило, рассматривают
запросы и требования, идущие от различных
групп населения, как необходимое условие
нормальной реализации своих функций.
Люди обычно поддерживают те политические
группировки, лидеров, на которых они могут
влиять и которые уже подтвердили свою
готовность удовлетворять их запросы
и нужды.
Переработав информацию, политическая
система принимает конкретные решения
и действия по их реализации ("выход").
В этих действиях и решениях проявляется
главная функция политической системы
- распределение ценностей в обществе.
На выходе системы – “исходящие” легитимные,
обязывающие политические решения, действия
по их реализации. Продукты деятельности
политической системы могут приобретать
разные формы и содержание: распределение
товаров и услуг, поощрений и стимулов,
законодательные акты регулирующие поведение
граждан в различных ситуациях; постановления,
касающиеся возврата долгов системе; уточнение
или введение политических символов; заявления
о политической линии и намерениях и т.п.
Обычно “исходящие” импульсы связаны
с поддержкой и в зависимости от типа политической
системы могут быть ответом на требования
населения.
Если "исходящие" импульсы соответствуют
ожиданиям населения, то общественная
поддержка политической системы усиливается.
"Вход" и "выход" составляют
непрерывный цикл, который называют "петлей
обратной связи".
Поддержка со стороны народа решений и
действий системы является условием ее
легитимности. Истон выделяет два вида
легитимности:
1) диффузная (эмоциональная) легитимность
является более устойчивой и может проявляться
в поддержке системы даже в условиях кризисов;
2) инструментальная (специфическая) легитимность
более кратковременна и ориентирована
на результат, поощрение.
И, наоборот, отсутствие поддержки может
привести к кризису политической системы.
Дестабилизирующим фактором могут стать
ошибочные решения власти, принятые либо
в силу слишком слабых импульсов (система
не имеет достаточной информации для принятия
оптимальных решений), либо в силу слишком
сильных требований, что вызывает перенасыщенность
системы информацией.
Теория политических систем Истона подвергалась
основательной критике за поверхностный
учет психологических, личностных аспектов
политических взаимодействий.
Иной
подход к определению политической
системы предлагает Г. Алмонд. Он считает
необходимым на первый план выдвигать
целевой, поведенческий аспект различных
структур, входящих в политическую систему.
С его точки зрения политическая система
– это различные формы политического
поведения как государственных, так и
негосударственных структур, в анализе
которых выделяются два уровня – институциональный
и ориентационный. Если первый сосредоточен
преимущественно на исследовании государственных
и негосударственных политических институтов,
то второй ориентирован на изучение политических
структур, которые в своей совокупности
образуют политическую культуру Г. Алмонд
подчеркивает, что в отличие от всех других
общественных систем и организаций политическая
система наделена правом применения или
угрозы применения более или менее легитимного
физического принуждения. “Это узаконенная
сила, – пишет он, – пронизывающая все
“входящие” и “исходящие” факторы общества,
придавая ему особые свойства и смысл,
обеспечивая его сплоченность как системы”
На основе сравнительного анализа политических
систем разных стран Алмонд пришел к следующим
выводам:
а) все политические системы имеют собственную
структуру;
б) политическая система многофункциональна;
в) все политические системы выполняют
аналогичные универсальные функции, необходимые
для социальной жизни. Функции выполняются
разными структурами системы (суды, законодательный
орган, партии) и с разной частотой;
г) все политические системы являются
смешанными в культурном смысле;
д) отличие между простыми (традиционными)
и развитыми системами заключается в дифференциации
функций и специализации структур. Эти
системы похожи по функциям, но различаются
по структурным характеристикам.
Принципиально иной подход в трактовке
политической системы был предложен К.
Дойчем, разработавшим ее информационно-кибернетическую
модель. В книге «Нервы управления: модели
политической коммуникации и контроля»
(1963) он рассмотрел политическую систему
как сложную совокупность информационных
потоков и коммуникативных связей, определяемых
уровнями тех или иных политических агентов,
исполняемыми ими ролями, решаемыми задачами,
особенностями процессов переработки,
передачи и хранения цепи сообщений, а
также другими причинами и факторами.
Дойч исходил из того, что политическая система представляет собой целенаправленно организованную совокупность информационных связей, направленных , в конечном счете, на управление и целенаправленное регулирование политических объектов. При этом он различал личные (персональные, неформальные) коммуникации; коммуникации, осуществляемые посредством организаций (правительством, партиями, лоббистскими структурами), и коммуникации, проходящие через специальные структуры -- печатные или электронные СМИ. В самом общем виде схема взаимодействий таких информационно-коммуникативных процессов подразделялась им на четыре основных блока.
В
самом общем виде такая совокупность
системных элементов
Функции политической системы
Сущность политической системы наиболее полно проявляется в ее функциях. Выделяются следующие функции политической системы:
■ обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (полити-ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);
■ управление различными сферами
жизнедеятельности людей в
■ мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);
■ выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;
■ удовлетворение интересов
различных субъектов
■ интеграция общества, создание
необходимых условий для
■ политическая социализация
(посредством которой
■ легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
В современной политологии наиболее полно, детально и последовательно анализировал функции политической системы Алмонд. Он утверждает, что все системы выполняют два базовых набора функций: 1) функции «ввода» и 2) функции «вывода». Алмонд выделяет четыре функции «ввода»: 1) политическая социализация и привлечение к участию; 2) артикуляция интересов; 3) агрегирование интересов; 4) политическая коммуникация;
И три функции вывода: 1) разработка норм-законов; 2) применение норм; 3) контроль над соблюдением норм.
Функции «ввода» осуществляются преимущественно не-правительственными подсистемами, функции «вывода» — прерогатива правительства.
Функция «политическая социализация
и привлечение к участию», которая
способствует распространению «духа
участия» среди членов общества, свойственна
всем современным политическим системам.
Но если в демократических странах
эту функцию выполняют
В демократических странах в результате распространения «духа участия» индивидуумы превращаются из «субъекта» в «гражданина». В тоталитарных режимах этот процесс отсутствует. В настоящее время процесс политической социализации и привлечения к участию в России выходит из-под контроля государства. Но основная задача процесса политической социализации в России — создание новой политической культуры — решается медленно и трудно.
Артикуляция интересов — это первый функциональный шаг в ходе политической конверсии, который осуществляют группы интересов. В странах с демократическим режимом, для которых характерно официальное уважение общественного мнения и приверженность доктрине свободы ассоциаций, группы интересов могут рассматриваться как связующие звенья между гражданами и государством.
В политической системе России до 1985 года артикуляция интересов имела специфический характер. Люди не могли выражать интересы, не адекватные интересам КПСС. Предполагалось, что КПСС — единственная выразительница всех социальных интересов. Интересы социальных групп «должны были» строго соответствовать интересам КПСС, т.е. имели в значительной степени принудительный характер. В связи с этим можно констатировать, что истинные группы интересов в России отсутствовали, а артикуляцию интересов фактически осуществляла правящая партия. В настоящее время в России формируются группы интересов, очевидны первые шаги процесса артикуляции интересов, выходящего из-под власти партии и государства.
По мнению Алмонда, политическая система, которая в состоянии артикулировать интересы, способна и агрегировать их, т.е. превращать требования в альтернативы государственной политики. Политическая партия считается специализированной агрегирующей структурой в современной политической системе.
Политическая коммуникация — это процесс передачи информации и убеждений. Сам акт коммуникаций американский политолог Лассуэл описал следующим образом: «Кто? Что сообщил? Кому? С каким результатом?» Посредством этой функции обеспечивается связь между различными структурами политической системы. Для руководства и реализации политики обычно требуется вертикальный поток информации от народа к правительству и от правительства к народу. Кроме того, необходим и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти. Благодаря коммуникационному процессу стихийные действия по овладению властью облекаются в определенную форму взаимоотношений между людьми, формируется уважение к власти, создается государственность.
В результате нормотворчества разрабатываются законы, которые определяют поведение граждан в обществе. Обычно процесс нормотворчества включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей, разработку решений и конкретных правил для достижения целей. Данную функцию выполняют законодательные, а также исполнительные и судебные органы.
Государственная политика не
исчерпывается принятием
Контроль за соблюдением норм — это интерпретация законов и действия с целью определения факта нарушения данного закона и наложения соответствующего наказания. Контроль — это, в основном, компетенция судебных органов, хотя исполнительные и законодательные органы иногда играют значительную роль в судебных процессах.