Политические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования
Создать политический портрет С.Ю. Витте как незаурядного государственного и политического деятеля.
Задачи исследования
1. Воспроизвести краткую биографию С.Ю. Витте.
2. Проанализировать достижения С.Ю. Витте в государственных делах, вскрыть слабые стороны его политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………с. 3
ГЛАВА 1
Избранные страницы биографии С.Ю. Витте…………………………………с. 6
1.1 Начало жизненного пути С.Ю Витте………………………………………с. 6
1.2 Деловые качества С.Ю. Витте…………………………………………..с. 7
ГЛАВА 2
Политическая позиция и государственная деятельность С.Ю. Витте……. с.10
2.1 Общая характеристика политических взглядов С.Ю. Витте отраженная в его собственных произведениях……………………………………………. с.10
2.2 С.Ю. Витте - государственный деятель………………………………….. с.12
ГЛАВА 3
Реформы С.Ю. Витте …………………………….…………………………. с.16
3.1 Содержание и направленность реформ ……………………………….. с.16
3.2 Основные результаты и последствия реформаторской деятельности С.Ю. Витте……………………………………………………………………………с.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………с.25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………с.27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………с. 29

Файлы: 1 файл

Введение 22.docx

— 212.23 Кб (Скачать файл)

Следующая позиция С.Ю. Витте  заключается в том, что изучение обществ с позиций неоинституционального подхода привело к пониманию наличия в них устойчивых институциональных матриц, обеспечивающих минимизацию трансакционных общественных издержек.

Развитием этого подхода  служит концепция институциональных  моделей государственно-политического  устройства. Под такими моделями понимаются системы основополагающих, внутренне  взаимосвязанных и взаимообусловленных  институтов различных обществ, обеспечивающих выполнение аналогичных функций, то есть действующих как аналоги  в политической общественной сфере. Сравнительный анализ истории политических институтов России и западных стран  позволил предположить, что в них  сложились и эволюционно развивались (несмотря на имевшие место социальные революции) качественно отличные институциональные  модели государственно-политического  устройства. Эта позиция С. Ю. Витте  в отношении места и перспектив земских учреждений в системе  России полностью согласуется с  положениями современной теории институциональных моделей государственно-политического  устройства.

С.Ю. Витте придавал решающее значение в социально-экономическом  развитии страны формированию и проведению истинно государственной точки  зрения. В процессе развития общества складываются такие виды потребностей, обеспечивающие его жизнедеятельность, которые не могут быть удовлетворены  частными хозяйствами или удовлетворяются  ими не в полной мере 12. К таким общественным потребностям он относил выпуск денег, почту, телеграф, транспорт, народное образование, медицинскую помощь. Одной из первейших потребностей называл обеспечение внутренней и внешней безопасности граждан. Эту задачу может выполнить только государство.

В качестве важнейшего процесса, обеспечивающего жизнедеятельность  общества, Витте называл предоставление того или иного объема хозяйственной деятельности местным жителям и образование наряду с государственным центральным и местным хозяйством общественного местного хозяйства. Витте выделял вехи формирования местного самоуправления (крестьянского хозяйственного самоуправления - 1861 г., земского - 1864 г., городского - 1870 г.), которому государство передает тот или иной объем хозяйственной деятельности, и дал общую оценку более чем 30-летней деятельности земств. Кардинальной чертой распределения этого вида «предметов и услуг» между гражданами выступает его связь с потребностями населения, а не предопределенность и зависимость от уплачиваемых им налогов и сборов, за счет которых формируются в значительной мере местные и государственные бюджеты.

Кроме всего прочего С. Ю. Витте в своём произведении «Избранные воспоминания» выступал как пророк, достаточно привести такой отрывок: «Может быть, дурные последствия произойдут из-за неустройства крестьян, из-за неустройства их правовых отношений, вследствие того, что на крестьян смотрят как на людей особого рода, на таких как мы; например, что для них должны быть какие-то особые нормы, особые порядки, и в этом я вижу в будущем большие пертурбации в жизни Российской империи».

2.2 С.Ю. Витте - государственный деятель

Будучи в Петербурге, Витте погрузился в политику: принимает участие в «Особом совещании» Сельского, где разрабатывались проекты дальнейших государственных преобразований. По мере нарастания революционных событий Витте все настойчивее показывает необходимость «сильного правительства», убеждает царя, что именно он, Витте, сможет сыграть роль «спасителя России». В начале октября он обращается к царю с запиской, в которой излагает целую программу либеральных реформ. В критические для самодержавия дни Витте внушает Николаю II, что у того не осталось иного выбора, кроме как либо учредить в России диктатуру, либо — премьерство Витте и сделать ряд либеральных шагов в конституционном направлении.

После мучительных колебаний, царь подписывает составленный Витте  документ, который вошел в историю  как Манифест 17 октября. 19 октября  царь подписал указ о реформировании Совета министров, во главе которого был поставлен Витте. В своей  карьере Сергей Юльевич достиг вершины. В критические дни революции  он стал главой правительства России.

На этом посту Витте  продемонстрировал удивительную гибкость и способность к лавированию, выступая в чрезвычайных условиях революции  то твердым, безжалостным охранителем, то искусным миротворцем. Под председательством  Витте правительство занималось самыми разнообразными вопросами: переустраивало крестьянское землевладение, вводило  исключительное положение в различных  регионах, прибегало к применению военно-полевых судов, смертной казни  и других репрессий, вело подготовку к созыву Думы, составляло Проект Основных законов, реализовывало провозглашенные 17 октября свободы.

Проводя политику лавирования, Витте в то же время был инициатором  посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для  подавления Московского вооружённого восстания. В 1906 он добился у французских  банкиров займа в 2,25 млрд. франков. Всё  это укрепило позиции правительства  в борьбе с революцией. Однако Витте  оказался слишком «левым» для  основной массы дворянства и верхушки правящей бюрократии и слишком «правым» для буржуазно-либеральных кругов октябристско-кадетского толка.

Возглавляемый С. Ю. Витте  Совет министров так и не стал подобным европейскому кабинетом, а  сам Сергей Юльевич пробыл на посту  председателя всего полгода. Все  более усиливавшийся конфликт с  царем вынудил его подать в  отставку. Это произошло в конце  апреля 1906 г. С. Ю. Витте пребывал в полной уверенности, что выполнил главную свою задачу — обеспечил политическую устойчивость режима. Отставка по сути стала концом его карьеры, хотя Витте и не отошел от политической деятельности. Он все еще являлся членом Государственного совета, часто выступал в печати.13

Надо заметить, Сергей Юльевич  ожидал нового назначения и старался приблизить его, вел ожесточенную борьбу сначала против Столыпина, занявшего  пост председателя Совета министров, затем  против В. Н. Коковцова. Витте рассчитывал, что уход с государственной сцены его влиятельных противников позволит ему вернуться к активной политической деятельности.

Менее известна деятельность С.Ю. Витте в качестве шефа Пограничной стражи в его бытность министром финансов14. В этой связи уместно вспомнить, как был образован Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС). 15 (27) октября 1893 г. по величайшему повелению императора Александра III был образован ОКПС. К моменту образования ОКПС в Министерстве финансов, которому подчинялись таможенники и пограничники, сложилась конфликтная ситуация. В пограничных российских губерниях пограничные бригады, сформированные на воинских началах, подчинялись таможенным округам, начальниками которых были гражданские чиновники. Это являлось причиной конфликтов и недоразумений, которые, в конечном счёте, влияли на состояние пограничной службы. Об этом времени и ситуации С.Ю. Витте вспоминал так: «Ронялся престиж военного мундира. Меня это коробило, не нравилось это и Императору. Император говорил мне, что будет благодарен, если бы я Пограничную стражу изъял из ведения чиновников. Я усиленно занялся делом устройства пограничной стражи. Я встретил сильное препятствие, как в директоре Департамента таможенных сборов, так и в инспекторе Пограничной стражи генерал-лейтенанте Гане и всех гражданских чинах моего министерства. Но, тем не менее, эту реорганизацию я совершил очень просто: взял и сам разработал положение об организации Отдельного корпуса пограничной стражи, причем этот Корпус был совсем отделён от Таможенного департамента. Таким образом, собственно надзор за контрабандой и вообще всюду, где необходимо было проявлять силу и даже пускать в ход оружие – являлось делом Пограничной стражи, таможенное же дело должно было ограничиться только всеми таможенными операциями. Такая организация: во главе корпуса командир, у корпусного командира – начальник штаба, затем штаб и канцелярия Пограничной стражи, а также медицинская часть. Затем вся Пограничная стража разделяется на округа, имеется начальник округа Пограничной стражи. Округа делятся на бригады, а бригады – на отделы. Организация на вполне военном основании. Император очень меня благодарил за это и почти ни каких изменений в этом положении не сделал. Государь пожелал, чтобы Министр финансов был Шефом Пограничной стражи. Сделал он это, чтобы оказать мне внимание за сделанное мною преобразование. Тогда явился вопрос: кого назначить корпусным командиром? По указанию генерала Ванновского я выбрал трёх лиц (лично мне незнакомых), причём по предыдущей деятельности – из этих трёх лиц мне более всех был симпатичен генерал Свиньин, потому что он был боевой генерал, который очень отличился при взятии Плевны (потом он был начальником гвардейской артиллерии)»15

 

 

 

ГЛАВА 3 РЕФОРМЫ С.Ю. ВИТТЕ

3.1 Содержание  и направленность реформ

Главной задачей С.Ю. Витте  стало создание самостоятельной  национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции  таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно, по его мнению, в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции  России на международной арене.

«Создание своей собственной промышленности - это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы»16.

       Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74.3 миллиона рублей.

Расходные статьи бюджета  при активной политике по развитию промышленности быстро росли: с 1893 года по 1903 год они возросли почти вдвое - с 1040 до 2071 миллиарда рублей. Первое время он думал получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Эта идея вызвала  панику среди финансистов, и Витте  скоро понял ошибочность такого шага. Теперь ликвидация дефицита связывалась  им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы  налогового обложения. Немалую роль в увеличении статьи доходов сыграло  введение с 1894 года государственной  монополии на продажу винно-водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений  в казну.

Одновременной продолжалась подготовка денежной реформы, имевшей  целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию  конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен  имевших хождение на иностранных  рынках 5- и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Ему это удалось сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 годов, заключенные на парижской бирже, которые позволили осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 года перейти на золотое обращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3 - кредитный рубль был приравнен к 66 1/3 копейки золотом. Эмиссионная деятельность Государственного банка была ограничена: он мог выпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более 300 миллионов рублей. Эти меры позволили укрепить конвертируемость русской валюты на мировых рынках и облегчить приток в страну иностранных капиталов.

Вопрос о денежной реформе (т.е. введение денежного обращения) был одним из наиболее сложных.17 Дело в том, что в финансовом комитете ни один из членов не знал, как проводить металлическую денежную реформу. Не было и сколько-нибудь толковых книг на русском языке на эту тему. Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, с Севастопольской войны в течение нескольких десятков лет; все жившие в то время (в конце 80-тых годов) поколения не знали и не видели металлического обращения. Ни в университетах, ни в высших школах правильной теории денежного обращения не читалось, по крайней мере, не читались основы металлического денежного обращения, и не читались по той простой причине, что этого обращения не было в действительности, и по этому оно имело как бы скорее теоретический, а не практический характер.

Как вспоминает Витте: «Многие из теоретиков и практиков, для которых преимущество металлического обращения над бумажным не составляло никакого вопроса, а являлось аксиомой, тем не менее колебались, когда дело шло о том, следует ли ввести денежное обращение, основанное только на одном золоте, или же может быть введено денежное обращение, основанное на серебре или же на совместном обращении денег двух металлов - как золота, так и серебра».18 Не было единогласия между лицами, которые стояли за денежное обращение.

Экономическая программа  Витте со второй половины 90-х годов  приобретает все более отчетливые контуры. Его курс на индустриализацию страны вызвал протест поместного дворянства. И либералов, и консерваторов  объединяло неприятие методов реализации этого курса, затрагивавших коренные интересы аграриев. Что касается претензий  помещиков, то они были и реальными, и надуманными. Действительно, покровительственная  таможенная система вела к росту  цен на промышленные товары, что  не могло не затрагивать сельских хозяев. Ущемление своих интересов  они видели также и в перекачке  средств в торгово-промышленную сферу, что не могло не сказаться на модернизации сельского хозяйства. Даже золотое обращение оказалось для помещиков-экспортеров невыгодным, так как повышение цен на сельскохозяйственные продукты снижало их конкурентоспособность на мировом рынке. Но больше всего вызывало недовольство у реакционного дворянства взгляды Витте на будущее России, в котором высшему сословию не отводилось прежней лидирующей роли. Особенно массированным нападкам министр и его политика подверглись в ходе работы особого совещания по делам дворянского сословия, созданного по повелению Николая II (1897-1901 годы) для выработки программы помощи высшему сословию. Критика была столь ожесточенной, что из-за претензий реакционно-консервативных сил, требовавших восстановления прежнего социально-экономического и политического статуса дворянства, противоречащего проводимой политике, фактически стал вопрос о том, в каком направлении и каким путем идти дальше России.19

В своих выступлениях на совещаниях и своих записках государю Витте не раз показывал, что правительство  заботится о поместном дворянстве (помещикам были перечислены и  организация дешевого и льготного  кредита, и особая тарифная политика правительства и т.д.). В одном  из первых своих совещаний Витте, отказавшись от идеи исключительности и самобытности России. Витте убеждал своих оппонентов, что решающая роль в жизни промышленности переход от землевладения, сельского хозяйства к промышленности, банкам. Он считал, у дворянства есть один выход - обуржуазиться, заняться кроме земледелия другими формами хозяйства.

Информация о работе Политические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте