Политические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования
Создать политический портрет С.Ю. Витте как незаурядного государственного и политического деятеля.
Задачи исследования
1. Воспроизвести краткую биографию С.Ю. Витте.
2. Проанализировать достижения С.Ю. Витте в государственных делах, вскрыть слабые стороны его политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………с. 3
ГЛАВА 1
Избранные страницы биографии С.Ю. Витте…………………………………с. 6
1.1 Начало жизненного пути С.Ю Витте………………………………………с. 6
1.2 Деловые качества С.Ю. Витте…………………………………………..с. 7
ГЛАВА 2
Политическая позиция и государственная деятельность С.Ю. Витте……. с.10
2.1 Общая характеристика политических взглядов С.Ю. Витте отраженная в его собственных произведениях……………………………………………. с.10
2.2 С.Ю. Витте - государственный деятель………………………………….. с.12
ГЛАВА 3
Реформы С.Ю. Витте …………………………….…………………………. с.16
3.1 Содержание и направленность реформ ……………………………….. с.16
3.2 Основные результаты и последствия реформаторской деятельности С.Ю. Витте……………………………………………………………………………с.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………с.25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………с.27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………с. 29

Файлы: 1 файл

Введение 22.docx

— 212.23 Кб (Скачать файл)

Совещание приложило массу  усилий, совершенно, как оказалось, бесплодных и безуспешных, чтобы  поддержать и восстановить прежнее  положение высшего сословия. Витте  не отказался от своей цели и неоднократно отстаивал свой курс на индустриализацию страны. В своих докладах он настойчиво убеждал царя строго придерживаться программы создания собственной  национальной промышленности. Чтобы  решить эту задачу, предлагалось, во-первых, продолжать политику протекционизма и, во-вторых, шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти  способа требовали определенных жертв, но конечная цель, по глубокому  убеждению Витте, оправдывала эти  средства.

Однако, то, что стало очевидным  для министра финансов, почти не встретило сочувствия у участников совещания. Чтобы решить программу  создания собственной промышленности, Витте предлагал и убеждал  царя в 1899 и 1900 годах; во-первых, продолжать политику протекционизма и, во-вторых, шире привлекать в промышленность иностранные  капиталы. Оба эти способа требовали  определенных жертв, особенно со стороны  землевладельцев и сельских хозяев. Но конечная цель, по убеждению Витте, оправдывала эти средства. К этому времени относится окончательное складывание его концепции индустриализации страны, политика министерства финансов приобрела целенаправленный характер - в течение примерно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны, заняв прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие страны Витте рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных капиталов, внутренних накоплений, с помощью винной монополии, усиления налогового обложения, за счет повышения рентабельности народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов, за счет активации русского экспорта.

Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В Российской экономике произошли  значительные сдвиги. За время промышленного  подъема 90-х годов, с которыми совпала  его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило 40% всех действующих к началу XX века предприятий, и было построено столько  же железных дорог, в том числе  великая Транссибирская магистраль, в сооружение которой Витте внес немалый личный вклад. В итоге  Россия по важнейшим экономическим  показателям приблизилась к ведущим  капиталистическим странам, заняв  пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись  с Францией. Но отставание от Запада и в абсолютных показателях, и  особенно по душевному потреблению  оставалось еще весьма значительным.

Вместе с тем следует  отметить, что промышленная политика Витте была глубоко противоречива  в своей основе, ибо он использовал  для индустриального развития страны средства и условия, порожденные  феодальной природой существовавшей в  России системы государственного управления. Консерватизм системы Витте состоял  и в том, что она на деле способствовала укреплению экономической базы реакционного абсолютистского режима.

Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений.

Менее успешной деятельность Витте была в сфере аграрного  сектора экономики, хотя полностью  возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя. 20При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству он предпринял немало усилий по обеспечению помещиков средствами для реорганизации их хозяйств. Витте активизировал деятельность кредитных учреждений.

С.Ю. Витте понял, что тяжелое  экономическое положение деревни  ведет к падению платежеспособности крестьян и что это, в свою очередь, подрывает государственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Выход из обострившегося кризиса  он видел в ликвидации правовой обособленности крестьян, их имущественной и гражданской  неполноправности. Однако предложение  Витте создать специальную комиссию по этому вопросу не увенчались успехом. Причиной этого была иллюзия прекрасного  положения во всех сферах. Разразившийся  финансовый и промышленный кризис показал, что все не так хорошо и явился причиной создания ряда комиссий и  комитетов по пересмотру крестьянского  законодательства.

Разразившийся финансовый и  промышленных кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские волнения 1902 года заставили Николая II создать  ряд комиссий и совещаний по пересмотру крестьянского законодательства и  выработке мер по подъему сельского  хозяйства. Один из важнейших таких органов - Особое завещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-1905 годы) и возглавил Витте. И опять свою программу ему пришлось разрабатывать и отстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными кругами. Основные положения своей программы Витте изложил в «Записке по крестьянскому делу». В ней он утверждал, что главным тормозом развития деревни в настоящее время является правовое «неустройство» крестьян, их имущественная и общественная неполноправность, это крайне отрицательно сказывается на ведении ими личного хозяйства. Одним из важнейших таких депрессивных факторов являлась, по его мнению, община, сковывавшая крестьянскую предприимчивость, тормозившая рационализацию хозяйства.

Вместе с тем, излагая  свою программу, Витте обязан был  исходить из противоречивых установок  Николая II (1903-1904 годы), согласно которым, с одной стороны, в основу трудов комиссии и совещания должен был  быть положен принцип сохранения неприкосновенности общины, а с другой стороны – «изысканы способы к облегчению отдельным крестьянам выхода из общины». Неприкосновенность же общины Витте трактовал как запрещение любых способов насильственного воздействия на выход из общины, так и принудительного удержания в ней ее членов. В сословной обособленности надельного землевладения он видел лучший способ сохранения мелкой земельной собственности. Министр финансов полагал запрещение всех попыток давление на общину. Он добился отмены наиболее тяжелых статей крестьянского законодательства. Были облечены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка. Так в аграрной программе переплетались буржуазные начала и феодальные пережитки.

 

3.2  Основные  результаты и последствия реформаторской  деятельности С.Ю. Витте

В середине апреля были опубликованы результаты выборов в Думу, а в  конце апреля 1906 г. перед открытием  Думы Витте вышел в отставку. Он считал, что обеспечил политическую устойчивость режима, исполнив две  свои главные задачи: возвращение  войск с Дальнего Востока в  Европейскую Россию и получение  большого займа в Европе. А по А.Ф. Керенскому: «Для Витте, который проявил себя как величайший государственный деятель в истории России, эти свободные выборы оказались «лебединой песней». Перед самым открытием Думы (27 апреля 1906 г.) его выгнали из правительства. Реформы, которые он разрабатывал, были преданы забвению, а его место занял представитель Санкт-Петербургской бюрократии И.Л. Горемыкин. У Горемыкина, опиравшегося на поддержку царя, не было ни малейшего желания сотрудничать с избранным составом Думы».

Отставка с поста председателя Совета министров стала для Витте  концом политической карьеры. Однако, сидеть, сложа руки, он не собирался  и не терял надежды вернуться  к власти. Оставались еще такие  средства политической борьбы, как  трибуна Государственного совета и  печать.

С присущей ему энергией Витте использовал их для того, чтобы снять с себя ответственность  за происхождение русско-японской войны  и революции и вообще представить  свою государственную деятельность в выгодном свете.

Витте не терял надежды  на возвращение к государственной  деятельности до последнего дня своей  жизни. В начале первой мировой войны, предсказывая, что она окончится  крахом для самодержавия, Витте заявил о готовности взять на себя миротворческую миссию и попытался вступить в  переговоры с немцами. Но он уже был  смертельно болен и скончался 28 февраля 1915 года. Несмотря на войну, имя бывшего  премьера в течение нескольких дней не сходило со страниц газет.

Придворные интриги, противоборство Совета министров и Государственной  думы, большое психологическое напряжение и относительное одиночество  при нахождении на таком высоком  посту не способствовали развитию добрых чувств и качеств у министра финансов С.Ю. Витте. Иногда, устав от интриг, С.Ю. Витте просил Николая II вернуть  его в «первобытное состояние», говоря царю, что на частной службе получал  до 60 000 руб. в год. Побывав однажды  на вершине власти и потом по какой-либо причине лишившись её, человек  часто стремится к ней вновь. В этом отношении С.Ю. Витте не был исключением. «Жажда власти по-прежнему мучит Сергея Юльевича. У него всё  на уме возврат к власти. Говорил, что его надо с объявлением  войны призвать к власти. Иначе  не справятся и испортят то, что  им сделано», – вспоминал А.Н. Куропаткин .

Царская чета встретила известия о смерти Витте, как подарок судьбы. Витте был единственным из министров  Николая II, не просто усердно работавшем в тени императорской власти, но вышедшим из этой тени, непомерно возвысившимся  в дни своего короткого премьерства. Что бы он не писал и не печатал  о русско-японской войне и революции, доказывая свою непричастность к  их происхождению, выставляя себя спасителем царской власти, для Николая II события  ненавистной ему революции были, прежде всего, связаны с именем Витте. Царь не мог простить ему унижений, пережитых в трудные дни осени 1905 года, когда Витте вынудил его  сделать то, чего он не хотел, и что  противоречило прочно сложившимся  в его сознании представлениям о  самодержавной власти. Среди государственных  деятелей последних лет существования  Российской империи Витте выделялся  необычным прагматизмом, граничившим  с политиканством. Прагматизм Витте  был не только отражением свойств  его личности, но и явлением времени. Витте показал себя выдающимся мастером латать расползшийся политический режим, ограждая его от радикального обновления.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый период времени  в Российской истории влиял на дальнейшую жизнь страны. Однако, отдельные периоды определяли последующую жизнь народа на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века; время развития революционного движения, время кардинальных перемен в жизни нашей страны. Политические деятели, принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю, ранее изображались, как правило, искаженно. Между тем на исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов и стремившиеся реформировать Россию бескровным, не революционным путем. Среди них можно назвать Сергея Юльевича Витте.

Личность Витте была оценена  историками и его современниками неоднозначно. Все эти отзывы, перечисленные  выше, действительно в той или  иной мере отражали какую-то грань этой сложной и противоречивой натуры. Нельзя сказать, что все его реформы  вполне удались, но Витте в какой-то мере смог добиться реализации своих  планов. Благодаря реформам Витте  в российской экономике произошли  значительные сдвиги: удвоилось в  период его деятельности производство, была построена Транссибирская железная дорога и разработана программа  по крестьянскому вопросу, сыгравшая  немаловажную роль в процессе выработки  правительством нового курса аграрной политики. В итоге Россия по важнейшим  экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим  странам, заняв пятое место в  мировом промышленном производстве. Но все же реформы Витте носили однобокий характер.

В своей экономической  программе Витте предпочитал  воздействовать на сельское хозяйство  через общее экономическое развитие страны.

Витте вошел в историю  не только как отец денежной реформы  конца XIX века. Ему принадлежит почин  в устройстве Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде и русского отдела Всемирной выставки в Париже, наглядно знакомивших современников  с экономическим состоянием России.

С.Ю. Витте жил в удивительное время кризисов, войн и революций, когда происходила невиданная социальная борьба и решался вопрос о судьбах России. Он был активным участником общественно-политического движения на своем поприще, по-своему решал проблему выхода России из политического тупика, страстно желал ей процветания и благоденствия. В целом Витте был, несомненно, крупным государственным деятелем, оставившим заметный след в российской истории конца XIX - начала XX века.

В ходе выполнения курсовой работы, удалось решить поставленные задачи:

1. Теоретически обосновать  краткую биографию С.Ю. Витте.

2. Провести теоретический  анализ достижений в государственных  и политических достижений С.Ю.  Витте.

3. Подвести итог результатов  выполненной работы.

4.Показать глубину того следа, который Витте оставил в истории России.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абалкин Л. Современная Россия через призму экономических взглядов Сергея Витте. // Независимая газета. 1999.  20 апреля. С.12-13
  2. Абалкин Л.И. Экономические воззрения С.Ю.Витте и его государственная деятельность // Сергей Юльевич Витте - Государственный деятель, реформатор, экономист. М., 1999.  Ч.1. С.5-48.
  3. Аврех А.Я. Политическая концепция С.Ю.Витте // Сергей Юльевич Витте - Государственный деятель, реформатор, экономист. - М., 1999. - Ч.1. - С.111-154.
  4. Алексеев Г.А. Тариф - жизненный нерв железных дорог (С.Ю.Витте) // Вестн. Иркут. гос. экон. акад. - Иркутск, 1998. - N 13. - С.97-102.
  5. Ананьич Б.В. С.Ю.Витте и П.А.Столыпин - российские реформаторы XX столетия: Опыт сравнительной характеристики // Звезда. - СПб., 1995. - N 6. - С.104-108.
  6. Ахтямов В.В. Сергей Юльевич Витте: детство и юность // Страницы методологии и истории. - Омск, 2003. - С.41-56.
  7. Бабкина Л.Ф. С.Ю.Витте: опыт государственного регулирования экономики // Гос. экон. политика: проблемы перехода к рынку: Материалы межкафедр. науч. практ. семинара / Урал. соц.-экон. ин-т и др. - Челябинск, 2000. - С.81-93.
  8. Бандурин С.  С.Ю. Витте – первый шеф пограничной стражи. Власть.№6.2009.С.148.
  9. Беспалов С.В. Вопрос о протекционизме в идеологии модернизации России конца 1890-х - начала 1900-х годов // Платоновские чтения: Материалы всерос. конф. молодых историков г.Самара 3-9 дек. 1997 г. - Самара, 1998. - Вып.1. - С.30-34.
  10. Витте С.Ю. Воспоминания в 3-х томах. М. 1960.
  11. Витте С.Ю. Воспоминания. Царствование Александра II и Александра III (1849–1894). – Берлин: Слово, 1923, С. 319–320.
  12. Витте С.Ю. Избранные воспоминания М., Мысль, 1991г.
  13. Витте С.Ю. Всеподданнейший доклад министра финансов С. Ю. Витте Николаю II.1899г.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http// Lib.ru/Классика.
  14. Водовозов В.В. Граф С.Ю.Витте и император Николай II. - Пг.: Центр. кооп. изд-во "Мысль", 1922. С.126.
  15. Гиндин И.Ф. С.Ю.Витте как государственный деятель // Сергей Юльевич Витте - Государственный деятель, реформатор, экономист. - М., 1999. Ч.1. С.49-110.
  16. Дроздов О.А. К вопросу о роли С.Ю.Витте в подготовке и проведении денежной реформы 1895-1898 гг. в России // Сергей Юльевич Витте - Государственный деятель, реформатор, экономист. - М., 1999. Ч.2. С.21-42.
  17. Дубянский А.Н. Денежная реформа С.Ю.Витте. Негативные аспекты введения в России золотого рубля // Экономическая история России XX века: проблемы, поиски, решения: Ежегодник. Вып.2. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. С.99-105. 
  18. Куликов С.В. С.Ю.Витте - выдающийся государственный деятель России // Вестник РАН. 1999. №12. С.1130-1131.
  19. Мунчав Ш. М. Устинов В. М. История России М., 1997.
  20. Россия на рубеже веков: исторические портреты. М. 1991.
  21. А.Н. Сахарова. История России с начала XVIII до конца XIX века. Москва, АСТ, 1996
  22. Щетинов Ю. А. История России 20 век. М., Манускрипт 1995.

Информация о работе Политические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте