Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:33, контрольная работа
Развитие основной политической мысли Древней Греции можно охарактеризовать следующими чертами:
1. Поиск идеальной модели государства, которая может обеспечить надлежащий порядок и справедливость
2. Рассмотрение политики в роли одной единственной формы бытия человека в цивилизации в качестве индивида в общей массе народ
3. Отсутствие грани между философией, этикой и непосредственно политикой
4. Ограничение политической мысли, которое происходит при влиянии религии.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Политические воззрения Платона…………………………………………..4-8
2. Политические воззрения Аристотеля…………………………………….8-15
Заключение……………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………………..17
Политические воззрения Платона и Аристотеля
План работы
Введение…………………………………………………………
1.Политические воззрения Платона…………………………………………..4-8
2. Политические воззрения Аристотеля…………………………………….8-15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
История политических учений заняла одно из самых важных мест не только в такой науке как политология, но и в целом во всей системе общественных наук, так как полностью затрагивает социальные интересы граждан. Все эти интересы нужно защищать, а защитой занимается политическая власть, которой подчиняются все господствующие классы.
Кроме всего прочего история политических учений — это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни. Здесь собрано огромное множество оригинальных решений, актуальных и для современного периода, на основе которых практики и теоретики имеют возможность провести сравнения в периодах.
В самых древних государствах Востока существовала своя политическая идеология. Это — теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя.
Вместе с этой теорией в учениях Древнего мира начинают появляться и основы политической философии, юриспруденции, складываются политико-социалогические подходы к политологическим изысканиям. Первоначально это появилось в Древнем Риме.
Особенности расположения Греции, ее огромные связи с заграницей создавали выгодные связи с другими государствами, различные культурные стилистики, где принимает участие большая масса народа. Здесь легитимность (признание) власти перестала быть теократической, в государствах и между государствами велась ожесточенная борьба за власть.
Именно в Древней Греции
Развитие основной политической мысли Древней Греции можно охарактеризовать следующими чертами:
В древности все политические знания в философско-этической форме. Все философы поднимали вопросы власти и управления государством. Самый большой вклад внесли Платон и Аристотель, которые создали огромные тома работ политики и государства
1.Политические воззрения Платона
Платон (427-347 гг. до н. э.) происходил из семьи афинской
землевладельческой знати, получил хорошее образование, много путешествовал, затем создал свою философскую школу в Афинах, с которой были связаны последние 20 лет его жизни. Платона считают “отцом” политической науки. Его воззрения существенно менялись на протяжении его долгой жизни. Если в ранних его работах “Апология Сократа”, “Протагор”, “Критон” доминируют взгляды и метод Сократа — рационализм, то в более поздних —“Государство”, ”Политика”, ”Парменид”, Законы” прослеживаются религиозно- мифологические
мотивы. Главным в учении Платона является его воззрение о двух мирах — мире идей и мире явлений. Мир идей это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменческого человеческого мира, мир явлений — это нечто мнимое, подвижное, искаженная копия мира идей.
1.1 Формы государства.
Отрицательный тип
тимократия, олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальном
государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение формы идеальной. В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей
— насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития — стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов — алчность.
Первой во времени из этих отрицательных форм выступила, по Платону, тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. В тимократии первоначально сохранились черты совершенного строя; здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения в воинском искусстве и гимнастика процветают. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают в тайне собирать и хранить золото и серебро в
стенах своих жилищ, и, при участии в этом жен, образ жизни меняется на
роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии — господством немногих над большинством. Это правление, основывающееся на переписи и на оценке имущества, так, что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении. В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член общества “делал свое” и притом “только свое”. Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми различными делами — и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека, на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена
общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.
Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, к
последовательному развитию ее в еще худшую форму государственного устройства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если восстание заканчивается победой бедняков, то они часть богачей уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную власть и функции управления разделяют
между всеми оставшимися членами общества. Это и есть демократия.
Наихудшей формой отклонения от идеального государства Платон
признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта
власть, подобно предыдущим формам, как выражение предшествующей ей демократической формы правления. Тиран вырастает ни из чего долее, как из корня, называемого представительством. В первые дни и в первое время он “ улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем”. Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чествовал потребность в вожде. Так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так как граждане, способствовавшие его возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих
осудителей, “пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых
можно было бы ожидать какой-нибудь пользы”.[1]
1.2 Идеальное государство.
Исходя из этого, Платон моделирует идеальное государство: такое каким его видит сам. Раскрывая смысл этого государства, Платон выделяет следующие его черты: подобно космосу и человеческой душе, у которых есть три начала, в государстве должно быть три сословия:
Самовольный переход из низшего сословия в высший недопустим и является тягчайшим преступлением. “заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость”. Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения;
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные, и даже разнородные части государства в целое, запечатленное единством и гармонией. Это наилучшая государственная система должна, по Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые были бы способны обеспечить государству решение самых важных задач. Такое государство, во-первых, должно обладать силой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения; во-вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех членов общества необходимыми
для них материальными благами; в-третьих, оно должно руководить и
направлять высокое развитие духовной деятельности творчества. Выполнение всех этих задач означало бы осуществление идеи блага как высшей “идеи”, правящей миром.
В государстве Платона
виды работы разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют гармоническое сочетание. За основу распределения граждан Платон взял различие по аналогии с разделением хозяйственного труда. В разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя. Он исследует и происхождение существующей в обществе специализации и состав отраслей получившегося таким образом
разделения труда.
Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан,
составляющих общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лица к удовлетворению этих потребностей ограничены: “Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих”. Отсюда необходимость возникновения общежития, или “города”, “когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной потребности; когда, имея нужду со многом, мы располагаем к сожитию многих сообщников и помощников: тогда это сожитие получает у нас название города”.[2]
Значение разделения труда для общества Платон рассматривает не с
точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения интересов потребителей. Каждая вещь, согласно Платону, производится легче и лучше и в большем количестве, “когда один человек, делая лишь одно, делает сообразно со своей природой, в благоприятное время, оставив все другие занятия”. Эта точка зрения приводит Платона к тому, что в разделении труда основной принцип строения государства. [3]
Торговля, обмен товарами и продуктами необходимы государству не
только для внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда между гражданами государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как единицы обмена.
При переходе от класса
воинов-стражей бросается в глаза то, что Платон нарушает принцип деления. А именно: нравственные черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных достоинств воинов-стражей и в особенности ниже — правителей государства.
1.3 Добродетели в государстве.
Впрочем, нравственная дискриминация трудящихся несколько
складывается у Платона оговоркой, согласно которой все три разряда граждан государства в равной мере необходимы государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное.
Другая оговорка Платона состоит в признании, что между
происхождением из того или иного разряда и нравственными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными задатками, могут родиться в низшем общественном разряде, и наоборот: рожденные от граждан обоих высших разрядов могут родиться с низкими душами.
Наисовершейнейшее по своему строю и оттого благое государство
обладает четырьмя главными доблестями: 1) мудростью, 2) мужеством, 3) сдерживающей мерой и 4) справедливостью.
Под “мудростью” Платон
Только философы должны быть правителями, и только при правителях- философах государство будет благоденствовать и не будет знать существующего в настоящее время зла. “Пока в городах, — говорит Платон,— не будут либо царствовать философы, либо искренно и удовлетворительно философствовать нынешние цари и властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно… до тех пор ни для государств, ни даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу”.[4]
Информация о работе Политические воззрения Платона и Аристотеля