Политические воззрения Платона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Развитие основной политической мысли Древней Греции можно охарактеризовать следующими чертами:
1. Поиск идеальной модели государства, которая может обеспечить надлежащий порядок и справедливость
2. Рассмотрение политики в роли одной единственной формы бытия человека в цивилизации в качестве индивида в общей массе народ
3. Отсутствие грани между философией, этикой и непосредственно политикой
4. Ограничение политической мысли, которое происходит при влиянии религии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1.Политические воззрения Платона…………………………………………..4-8
2. Политические воззрения Аристотеля…………………………………….8-15
Заключение……………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

12 вариант.docx

— 55.45 Кб (Скачать файл)

Политические  воззрения Платона и Аристотеля

План работы

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

1.Политические воззрения  Платона…………………………………………..4-8

2. Политические воззрения  Аристотеля…………………………………….8-15

 

Заключение……………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         История политических учений  заняла одно из самых важных мест  не только в такой науке как политология, но и в целом во всей системе общественных наук, так как полностью затрагивает социальные интересы граждан. Все эти интересы нужно защищать, а защитой занимается политическая власть, которой подчиняются все господствующие классы.

        Кроме  всего прочего история политических учений — это колоссальный  опыт, без  которого  не  может  решаться  ни  один   важный   вопрос   современной политической жизни.  Здесь собрано огромное множество  оригинальных решений, актуальных  и  для  современного  периода,  на основе которых практики и теоретики имеют возможность провести сравнения в периодах.

         В самых древних государствах Востока  существовала  своя  политическая идеология. Это — теория божественного  происхождения  государства  и  культа верховного правителя.

        Вместе  с этой теорией в  учениях  Древнего мира начинают появляться и основы  политической  философии,  юриспруденции, складываются    политико-социалогические    подходы    к    политологическим изысканиям. Первоначально это появилось в Древнем Риме.

         Особенности  расположения Греции, ее огромные связи с заграницей создавали выгодные связи с другими  государствами,  различные культурные стилистики, где принимает участие большая масса народа.  Здесь легитимность   (признание)   власти перестала быть теократической, в государствах и между  государствами  велась ожесточенная борьба за власть.

         Именно в Древней Греции появилось такое понятие как полис. Так назвали город, в лице которого олицетворялась политическая жизнь. Это слово положило начало таким понятиям политика, политическое искусство, политическое знание, политическое управление и д.р.

         Развитие основной политической мысли Древней Греции   можно охарактеризовать следующими чертами:

  1. Поиск  идеальной модели  государства,  которая может обеспечить надлежащий порядок и справедливость
  2. Рассмотрение политики в роли одной единственной формы бытия человека в цивилизации в качестве индивида в общей массе народ
  3. Отсутствие  грани  между философией,    этикой   и непосредственно политикой
  4. Ограничение  политической  мысли,  которое происходит при влиянии религии.

         В древности все политические знания в философско-этической форме. Все философы поднимали вопросы власти и управления государством. Самый большой вклад внесли Платон и Аристотель, которые создали огромные тома работ политики и государства

 

1.Политические воззрения Платона

 

Платон  (427-347  гг.  до  н.  э.)  происходил  из  семьи  афинской

землевладельческой знати, получил хорошее образование, много  путешествовал, затем создал свою  философскую  школу  в  Афинах,  с  которой  были  связаны последние 20 лет его жизни. Платона считают “отцом” политической науки.  Его воззрения существенно менялись  на  протяжении  его  долгой  жизни.  Если  в ранних его  работах  “Апология  Сократа”,  “Протагор”,  “Критон”  доминируют взгляды и метод Сократа — рационализм, то в  более  поздних  —“Государство”, ”Политика”, ”Парменид”, Законы”  прослеживаются  религиозно-  мифологические

мотивы. Главным в учении Платона является его  воззрение   о двух  мирах — мире идей и мире явлений.  Мир идей это  истинное  бытие,  вечно  неизменный божественный проект изменческого человеческого  мира,   мир  явлений  —  это нечто мнимое, подвижное, искаженная копия мира идей.

 

 

         1.1 Формы государства.

 

         Отрицательный тип  государства   выступает  в  четырех   формах:  как

тимократия,  олигархия,  демократия  и  тирания.  В  сравнении  с  идеальном

государством, каждая  из  этих  форм  есть  последовательное  ухудшение  или извращение  формы  идеальной.  В  отрицательных  формах  государства  вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого  распределения  обязанностей

— насилие и  насильственное  принуждение,  вместо  стремления  правителей  и воинов-стражей к высшим целям общежития — стремление к  власти  ради  низких целей, вместо отречения от материальных интересов — алчность.

         Первой во времени из этих  отрицательных форм выступила, по Платону, тимократия,  т.  е.  власть,  основанная  на   господстве   честолюбцев.   В тимократии  первоначально  сохранились  черты  совершенного   строя;   здесь правители  пользуются  почетом,  воины   свободны   от   земледельческих   и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения  в воинском искусстве и гимнастика процветают. Однако со временем  охотники  до драгоценных металлов начинают в тайне собирать и хранить золото и серебро  в

стенах своих жилищ, и, при участии в  этом  жен,  образ  жизни  меняется  на

роскошный.  Так начинается переход от тимократии к олигархии  —  господством немногих над большинством. Это правление, основывающееся на переписи   и  на оценке имущества, так, что в  нем  властвуют богатые,  а бедные  не  имеют участия в правлении.  В олигархическом государстве не  выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон  этот  в том,   чтобы каждый  член общества “делал свое” и притом “только свое”.  Напротив,  в  олигархии,  во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми  различными делами  — и  земледелием,  и  ремеслами,  и  войной.  Во-вторых,  в  олигархии   право человека, на полную распродажу накопленного им самим  имущества  приводит  к тому, что  такой  человек  превращается   в  совершенно  бесполезного  члена

общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.

         Дальнейшее      развитие  олигархии   приводит,   по   Платону,   к

последовательному  развитию  ее  в   еще   худшую   форму  государственного устройства, но правление в  обществе,  в  котором  противоположность   между богатыми  и  бедными  обостряется  еще  сильнее,  чем  при  олигархии.  Рост возмущения бедных  против  богатых  приводит к восстанию.  Если  восстание заканчивается  победой бедняков, то они  часть  богачей  уничтожают,  другую часть изгоняют, а государственную  власть  и  функции  управления  разделяют

между всеми оставшимися  членами общества. Это и есть демократия.

         Наихудшей  формой  отклонения  от  идеального  государства   Платон

признал тиранию. Это власть одного  над  всеми  в  обществе.  Возникает  эта

власть,  подобно  предыдущим  формам,  как   выражение   предшествующей   ей демократической формы правления. Тиран вырастает ни из чего  долее,  как  из корня, называемого представительством. В первые дни и в первое  время  он  “ улыбается и обнимает всех, с кем  встречается,  не  называет  себя  тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли  и притворяется  милостивым  и  кротким  в  отношении  ко всем”. Тирану необходимо непрерывно  затевать  войну,  чтобы простой народ чествовал потребность в вожде. Так как постоянная  война  возбуждает  против тирана ненависть и  так  как  граждане,  способствовавшие   его  возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который приняли события, то  тиран,  если захочет  удержать  власть,  вынужден  будет   исподволь   уничтожать   своих

осудителей, “пока не останется  у него  ни  друзей,  ни  врагов,  от  которых

можно было бы ожидать какой-нибудь пользы”.[1]

 

 

         1.2 Идеальное государство.

 

         Исходя из этого, Платон моделирует идеальное государство: такое каким его видит сам. Раскрывая  смысл  этого государства, Платон выделяет следующие его черты: подобно космосу и человеческой душе, у  которых  есть  три  начала,  в государстве  должно  быть   три   сословия:  

  • разумному   началу   души соответствуют  философы  -  правители,  яростному   началу   -   воины- охранители, деловому - земледельцы и ремесленники.

Самовольный  переход из  низшего  сословия  в  высший  недопустим   и   является   тягчайшим преступлением. “заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть  справедливость”.  Платоновское  определение  справедливости  было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших  и низших от рождения;

  • в  идеальном  государстве  функционирует  хорошо  отлаженная  система обучения и воспитания, которая  должна способствовать  воспроизводства трех сословий. Важную роль в этой системе  играет  не  только  изучение математики и философии, но и распространение “благородного  вымысла”  о том, что хотя люди и рождаются неравными, их долг как членов  полюса  жить в мире, согласии и братстве;
  • аристократическая   форма   правления,   обеспечивающая   руководство государством лучшими и благородными его представителями.

         Основным принципом идеального  государственного  устройства  Платон считает  справедливость.  Каждому  гражданину   государства  справедливость отводит  особое  занятие  и  особое  положение.  Господство   справедливости сплачивает разнообразные,  и даже разнородные  части государства в целое, запечатленное единством и гармонией. Это наилучшая  государственная  система должна,  по  Платону,  обладать  рядом  черт нравственной  и   политической организации, которые были бы способны обеспечить государству  решение  самых важных  задач.  Такое  государство,   во-первых,   должно   обладать   силой собственной  организации  и   средствами   ее   защиты,   достаточными   для сдерживания  и  отражения  враждебного   окружения;  во-вторых,  оно  должно осуществлять систематическое снабжение  всех  членов  общества  необходимыми

для  них  материальными  благами;  в-третьих,  оно   должно   руководить   и

направлять высокое развитие  духовной  деятельности  творчества.  Выполнение всех этих задач означало бы осуществление  идеи  блага  как  высшей  “идеи”, правящей миром.

         В государстве Платона необходимые  для общества в  целом   функции  и

виды работы разделены  между специальными разрядами его граждан, но  в  целом образуют гармоническое сочетание. За  основу распределения граждан Платон взял различие по аналогии с разделением хозяйственного труда.  В  разделении труда  Платон  видит  фундамент  всего  современного  ему  общественного   и государственного  строя.  Он  исследует  и  происхождение   существующей   в обществе  специализации  и  состав  отраслей   получившегося  таким  образом

разделения труда.

         Основная мысль Платона  в   утверждении,  что  потребности   граждан,

составляющих общество, разнообразны, но способности каждого отдельного  лица к удовлетворению этих потребностей ограничены: “Каждый из нас сам для себя бывает  недостаточен  и  имеет  нужду  во  многих”.   Отсюда   необходимость возникновения общежития, или “города”, “когда один из нас привлекает  других либо для той, либо для иной потребности; когда, имея  нужду  со  многом,  мы располагаем к сожитию  многих сообщников и  помощников:  тогда  это  сожитие получает у нас название города”.[2]

         Значение разделения труда для  общества Платон  рассматривает   не  с

точки зрения работника,  производящего  продукт,  а  исключительно  с  точки зрения  интересов потребителей. Каждая вещь, согласно Платону,  производится легче и лучше и в большем количестве, “когда один человек, делая лишь  одно, делает сообразно со своей  природой,  в  благоприятное  время,  оставив  все другие занятия”. Эта точка зрения приводит Платона к тому, что в  разделении труда основной принцип строения государства. [3]

         Торговля, обмен товарами и   продуктами  необходимы  государству   не

только для внешних  сношений, но и вследствие того же разделения труда  между гражданами государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и  чеканки монеты как единицы обмена.

         При переходе от класса работников  производительного труда к   классу

воинов-стражей бросается  в глаза то, что Платон нарушает принцип деления.  А именно:  нравственные  черты  работников  хозяйства   Платон   ставит   ниже нравственных достоинств воинов-стражей и в особенности  ниже   —  правителей государства.

 

 

         1.3 Добродетели в государстве.

 

         Впрочем,   нравственная    дискриминация    трудящихся    несколько

складывается у Платона  оговоркой, согласно которой все три  разряда  граждан государства в равной мере  необходимы  государству  и,  взятые  все  вместе, являют великое и прекрасное.

         Другая  оговорка   Платона   состоит   в   признании,   что   между

происхождением из того или  иного  разряда  и  нравственными свойствами  нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными  задатками,  могут родиться в низшем общественном разряде, и наоборот:   рожденные  от  граждан обоих высших разрядов могут родиться с низкими душами.

         Наисовершейнейшее по своему  строю  и  оттого  благое   государство

обладает четырьмя  главными  доблестями:  1) мудростью,  2)  мужеством,  3) сдерживающей мерой и 4) справедливостью.

         Под “мудростью” Платон понимает  высшее знание или  способность дать добрый совет о государстве в целом, —  о способе направления его  внутренних дел  и руководстве им в  его  внешних  отношениях.  “Мудрость”  —  доблесть, принадлежащая не множеству ремесленников, а весьма немногим —  философам,  — и есть, ближайшим образом, не  столько  даже специальность по  руководству государством, сколько созерцание занебесной области   вечных  и  совершенных “идей” — доблесть, в основе своей нравственная.

         Только философы должны быть  правителями, и только  при правителях- философах   государство   будет   благоденствовать    и   не   будет   знать существующего в настоящее время зла. “Пока в городах, — говорит Платон,—  не будут  либо  царствовать  философы,  либо   искренно   и   удовлетворительно философствовать нынешние цари и  властители, пока  государственная сила  и философия не совпадут в одно…  до  тех  пор  ни  для  государств,  ни  даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу”.[4]

Информация о работе Политические воззрения Платона и Аристотеля