Политические взгляды Макиавелли: рождение автономной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Цель и задачи нашей работы рассмотреть политические взгляды Никколо Макиавелли, чье творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть и ее удержание.

Содержание работы

Введение 3
Политические взгляды Макиавелли: рождение автономной политики 4
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

реф Политология Тема - Политические взгляды Макиавелли- рождение автономной политики.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

В Древнем Риме «религия помогала командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных». Государство должно использовать религию для руководства подданными.

Макиавелли, однако, не одобряет современное  ему христианство, проповедующее  смирение, самоуничижение, презрение  к делам человеческим: «Религия античная почитала высшее благо в величии духа, в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно сильными. А если наша религия и требует от нас силы, то лишь для того, чтобы мы были в состоянии терпеть, а не для того, чтобы мы совершали мужественные деяния. Такой образ жизни сделал, по-моему, мир слабым и отдал его во власть негодяям: они могут безбоязненно распоряжаться в нем как угодно, видя, что все люди, желая попасть в рай, больше помышляют о том, как бы стерпеть побои, нежели о том, как бы за них расплатиться».5

Макиавелли порицал  католическую церковь и духовенство: «Дурные примеры папской курии  лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии». Кроме того, писал Макиавелли, католическая церковь держала и держит страну раздробленной. В канун Реформации Макиавелли прозорливо предсказывал, что католическая религия «близка к своей гибели либо к мучительным испытаниям».

Рассматривая религию  как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Отличие его позиции от позиции приверженцев Реформации в том, что образцом и основой религиозной реформы он считал не идеи первоначального христианства, а античную религию, полезную для политики.

Не государство на службе религии, а религия на службе политики - такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.

Сегодня Макиавелли считается одним из основоположников науки политологии. В его произведениях политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из священного писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был большим шагом вперед в развитии политико-правовой теории.

Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло  на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления государственной власти, способы и приемы политической деятельности.

В произведениях Макиавелли политика противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами.

В истории политических учений иногда утверждалось, что Макиавелли оправдывал безнравственность политики потому, что был идеологом буржуазии. Идеалом Макиавелли, действительно, было буржуазное, гражданское («горожанское») общество. Однако в его произведениях отражена не политика буржуазии, которая сложилась в класс и стала господствовать много позже, а выражены дух и практика современной ему эпохи.

Своеобразие этой эпохи  хорошо описал Ф. Энгельс, отметивший, что в период позднего Средневековья ленные отношения во всех странах образовывали запутанный клубок прав и обязанностей, порождающий непрекращающиеся конфликты феодалов, непрерывную борьбу между королевской властью и вассалами. «Вот, - писал об этой эпохе Ф. Энгельс, - причина той бесконечной, непрерывно продолжающейся вереницы измен, предательских убийств, отравлений, коварных интриг и всяческих низостей, какие только можно вообразить, всего того, что скрывалось за поэтическим именем рыцарства, но не мешало ему постоянно твердить о чести и верности».

Именно эту практику Макиавелли поднял на теоретический уровень  «высокой политики» и попытался дать ей своеобразные оправдания. Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципных политиков; поэтому «макиавеллизм» стал символом политического коварства.

Произведения Макиавелли оказали  громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования горожан и крестьянства: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения «благ свободы», осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других.

Наиболее проницательные мыслители Нового времени высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей.

Названные положения Макиавелли были восприняты и развиты последующими теоретиками (Спиноза, Руссо и др.). Камнем преткновения для этих теоретиков явились, однако, «макиавеллизм» и его оценка.

Получилось так, что республиканец  Макиавелли, с искренним уважением  писавший о народе, практически ничем  не помог народным движениям за республику и демократию; однако его произведения оказались ценным практическим пособием для диктаторов и тиранов. Именно им приятна мысль о вседозволенности в политике: «Пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу, - писал Макиавелли. - Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят». К тому же многие конкретные рекомендации Макиавелли действительно полезны для укрепления власти беспринципных и аморальных политических деятелей.

Так, Бенито Муссолини находил в работах Макиавелли подтверждения своим идеям о сильной государственной личности, обоснование культа государства. В одном из своих строго секретных писем для членов политбюро Ленин, ссылаясь на рекомендации Макиавелли, содержащиеся в книге «Государь» (гл. VIII – «О тех, кто приобретает власть злодеяниями»), называл его умным писателем по государственным вопросам, справедливо говорившим о способах достижения известной политической цели, и, в соответствии с его рекомендацией, требовал расстрелять возможно больше представителей духовенства под предлогом голода и изъятия церковных ценностей. Произведения Макиавелли «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» внимательно изучал Сталин, сделавший ряд многозначительных пометок и подчеркиваний по тексту первого русского издания этих произведений.6

И все же, Макиавелли, безусловно, - великий теоретик и ученый, сделавший громадный шаг к созданию идеологии и науки Нового времени, оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой мысли и современной политологии.

Макиавелли впервые в истории  отделил политику от морали и религии  и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение работы подведем итоги. Итак, в конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Эпоха Возрождения, пришедшая на смену, дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Центром Возрождения стала Италия. Именно с историей этой страны, связана судьба самого знаменитого политического мыслителя этого периода Николо Макиавелли. Отрицая философско-этическую и религиозную традиции предыдущих эпох, он разработал оригинальную концепцию политики. Макиавелли считал, что нравственные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых - интересы государства. Ради последних политик может пренебречь нравственностью. Из его размышлений следовал вывод: «цель оправдывает средства». Обоснованный мыслителем принцип оказался очень востребован в политической практике для оправдания жестокости и террора интересами государства или другими высшими задачами. В политическом лексиконе утвердилось понятие «макиавеллизм», под которым понимают политику, основанную на попрании норм морали, на интригах и на насилии.

Если у мыслителей прошлого главной  была проблема, как использовать государственную  власть, чтобы добиться справедливости и общего блага, то для Макиавелли - проблема самой власти и средств, позволяющих эту власть завоевать, удержать и расширить.

Среди советов, которые он дает политикам, следующие:

  • уметь играть человеческими страстями;
  • полагаться на силу или закон;
  • использовать страх и любовь, но отдавать предпочтение действиям на подданных через силу и страх;
  • прагматично использовать ложь и отказываться от обещаний.

Идеалом для Макиавелли выступает  политик, сочетающий черты льва и  лисицы: силу, умение внушить страх  у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет об утилитарном использовании религии. Для него религия - это средство воздействия в руках государства. Он признает целесообразность политических убийств. Не случайно прототипом для создания образа правителя для него стал Чезаре Борджа, прославившийся своей жестокостью и изменами.

Макиавелли вошел в историю  политологии как мыслитель, разграничил  общество и государство. Он, собственно, ввел в науку и сам термин «государство» (stato).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Березняков Д.В. История политических и правовых учений: Учебное пособие. -Новосибирск, 2005.
  2. Гаджиев К.С. Политология (базовый курс) Учебник.М., 2009.
  3. Заболотная Г.А., Криницкий А.Я. Политология.- М.: Наука, 2007 -354 с.
  4. История политических учений: Электронный учебник/ А.А. Чанышев. М.,2009.
  5. История  политических  и  правовых  учений /  Под  общ.  ред. В.  С.  Нерсесянца. –  М.: НОРМА, 2007. –352 с.
  6. История политических и правовых учений / Под общ. ред. Э. Лейста.- М.: Зерцало, 2006.-565 с.

 

1 Березняков Д.В. История политических и правовых учений: Учебное пособие. -Новосибирск, 2005.

2 История политических  и правовых  учений /  Под общ.  ред. В.  С.  Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2007. –352 с.

3 История политических  и правовых  учений /  Под общ.  ред. В.  С.  Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2007. –352 с.

4 История политических и правовых учений / Под общ. ред. Э. Лейста.- М.: Зерцало, 2006.-565 с.

5 История политических и правовых учений / Под общ. ред. Э. Лейста.- М.: Зерцало, 2006.-565 с.

6 История политических и правовых учений / Под общ. ред. Э. Лейста.- М.: Зерцало, 2006.-565 с.


Информация о работе Политические взгляды Макиавелли: рождение автономной политики