Итак, пожалуй, одно
из главных качеств правителя является
дальновидность. Так как благодаря этому качеству
можно вовремя рассмотреть надвигающиеся
несчастья и предпринять действия для
их решения. Здесь для сравнения автор
приводит чахоточную болезнь. «Вначале
эту болезнь трудно распознать, но легко
излечить; если же она запущена, то ее легко
распознать, но излечить трудно. Так же
и в делах государства »13.
Так же щедрость
является одним из основных качеств правителя.
Но щедрость это не значит, что государь
обязан растрачивать деньги. Здесь автор
имеет в виду рациональную сдержанность
доходов и расходов. Пусть даже людская
молва будет негативно отзываться о скупости
правителя. Но в конечном итоге народ поменяет
своё мнение и будет думать о государе
как о щедром правителе. «Ибо со временем, когда
люди увидят, что благодаря бережливости
он удовлетворяется своими доходами и
ведет военные кампании, не обременяя
народ дополнительными налогами, за ним
утвердится слава щедрого правителя»14.
Следующее качество,
которое должен иметь правитель это сочетание
любви и страха. Если в государстве произошли
беспорядки, то правитель должен без промедления
наказать причастных к этому происшествию.
Тем самым он проявит свое милосердие.
Так как пресечёт беспорядок и предостережет
других от такой участи. «Учинив несколько расправ,
он проявит больше милосердия, чем те,
кто по избытку его потворствуют беспорядку»15. Но следует сразу предпринимать
решения, потому что исправить сделанное,
больше не получиться. В управлении подчинёнными
правитель должен придерживаться определенного
курса и лучше, по мнению автора, правителю
предпочесть боязнь своих подданных к
нему. «Однако государь должен внушать
страх таким образом, чтобы если не приобрести
любви, то хотя бы избежать ненависти,
ибо вполне возможно внушать страх без
ненависти»16.
Так же правитель,
по мнению автора должен иметь верность
и прямодушие. Но это не значит, что государь
должен им всегда следовать, потому что
эти качества не всегда уместны. Здесь
правитель должен учитывать в первую очередь
государственные интересы, а не свою честь.
Народ должен видеть
в правители такие качества, как сострадательность,
милость, искренность, благочестие и доверие
его слову. Но эти качества не должны быть
только олицетворением царского достоинства.
По возможности он должен стремиться к
этому. Но в случаи необходимости правитель
должен воспользоваться качествами иного
характера. « По возможности не удаляться
от добра, но при надобности не чураться
и зла»17.
Согласно Макиавелли государь
должен идти царским путем, то есть во
всем иметь золотую середину. Но что бы
ни свернуть с верного пути правитель
должен иметь такие качества, как умеренность,
хитрость, мудрость, силу воли и дальновидность.
Все остальные качества являются производными
от них. Эти черты правителя должны быть
направлены на благо государства и его
подданных.
2.4. Политика
и мораль
В этом вопросе Макиавелли
делает следующие суждения. Человек, занимающий
политический пост должен, во что бы то
ни стало достигать поставленную цель,
потому что «цель оправдывает средства»18. Здесь автор дает
читающим простор для выбора использовать
его идеи в повседневной жизни или же обратить
это к другим людям. По его мнению, политическая
власть не должна исходить из богословских
предпосылок. Она должна осмысливаться
рационально. Потому что, опираясь на разум
можно предостеречь себя от краха. Поэтому
государь должен использовать любые методы
для удержания своей власти пусть даже
и аморальные. «Из чего следует, что государь,
если он хочет сохранить власть, должен
приобрести умение отступать от добра
и пользоваться этим умением смотря по
надобности»19. Но мораль для автора не является
чем то неуместным. Для него первоочередной
задачей является сохранения политического
строя. Поэтому он ставит на пьедестал
достижение цели, а не моральные ценности.
Мораль же не может присутствовать в политическом
аспекте, так как она может негативно повлиять
на действия правителя. Потому что, решая
глобальные вопросы государю приходиться
переступать через себя для достижения
общего блага страны. Итак, политический деятель
не обязан следовать моральным принципом,
потому что «политика сфера относительного, нравственность
- область абсолютного. Стало быть, с принципом относительности
тесно связан принцип разграничения политики
и морали: политику нельзя судить с нравственных
позиций»20.
Глава III. Макиавелли
и макиавеллизм.
Сегодня уже ни кто не спорит,
что политическая деятельность на прямую
зависит от человеческих качеств. Но, к
сожалению, эти качества не всегда являются
положительными. Потому что политика,
это противоречие между человеческой
моралью и жизнью. Но поскольку нам интересна
такая политическая позиция как Макиавеллизм,
то мы попытаемся разобраться с противоречиями
этой позиции. И рассмотреть эту позицию
с разных сторон.
Для того, что бы разобраться
в дальнейшем и понять суть теории мы должны
знать как в общем, характеризуется эта
теория.
Макиавеллизм - «образ, схема
политического поведения, пренебрегающая
нормами морали для достижения политических
целей. Отличительной особенностью макиавеллизма,
его основанием является тезис "цель
оправдывает средства", когда ради достижения
поставленных целей считаются оправданными
и приемлемыми любые средства, включая
вероломство, коварство, жестокость, обман
политического противника. Главным механизмом
борьбы за власть и ее осуществлением
является сила»21.
Итак, чтобы лучше разобраться
в этом политическом направлении его можно
разделить на три составляющие, что позволит
нам понять общее целое этой доктрины. «Макиавеллизм представляет
собой психологический синдром, основанный
на сочетании взаимосвязанных когнитивных,
мотивационных и поведенческих характеристик»22.
Это знание происходящего, мотив
и определенные качества характера. Знание
это не только умение рационально воспринимать
информацию и пользоваться ей, но и на
фоне умственной деятельности уметь прогнозировать
события. Тем самым позволяя предугадывать
и исправлять еще не сформированные ошибки.
Следующая черта это мотив. У каждого человека
есть стремление к определенной цели тем
более у человека занимающего определенное
место в управлении страной. Это может
быть власть, деньги или еще что ни будь,
что позволяет двигаться к своей цели.
«Один действует осторожностью, другой
натиском; один – силой, другой – искусством;
один терпением, другой – противоположным
способом, и каждого его способ может привести
к цели»23 Но всего этого может быть не
достаточно, если человек не придерживается
строгих жизненных правил и не имеет жесткий
стержень. Здесь качества характера играют
решающую роль в жизни человека. Терпение,
сдержанность, умение в случаи необходимости
повернуть ситуацию в свою сторону и. т.
д.
Но у Макиавеллизма есть отрицательный
момент, он состоит в том, что противники
этой теории считают, что цель не может
оправдываться такими средствами какие
предлагает Николо Макиавелли. Но не смотря
на это автора нельзя обвинять во вседозволенности
использования всех средств, потому что
здесь он говорит следующие. «Достойную осуждения ошибку
совершает тот, кто не учитывает своих
возможностей и стремится к завоеваниям
какой угодно ценой»24.
Автор не ставил себе цель, как
видно из трактата государь придумать
кардинально новую идею управления. Он
всего лишь наблюдал за происходящим и
делал выводы, приводя примеры из истории.
Поэтому его нельзя назвать человеком
без моральных принципов, потому что он
хотел показать, что только так можно удержать
государства, а его концепция это всего
лишь отражение действительности. «…
макиавеллизм есть политеизм – идеологическая
концепция, призванная оправдывать политику
как форму специализированной духовной
деятельности, доказывать ее право на
автономное существование и функционирование»25.
Заключение
Итак, подводя итоги
данной работы можно сказать утвердительно,
что его взгляды на политическое управление
государством изложенные в трактате государь
является шедевром не только для его времени,
но и для нашего. «При этом Бенито Муссолини
и другие известные истории диктаторы
находили в работах Макиавелли подтверждение
своим идеям о сильной государственной
власти и роли отдельной личности»26. Об этом говорит
его умение анализировать и делать выводы,
описанные в его трактате. Так благодаря
его умению он создает идеальный образ
правителя. Это человек, который обладает
достаточным умом, что бы предвидеть опасные
ситуации, имеющий размеренную щедрость
способный влиять на своих подданных внушая
им страх, но при этом остающиеся справедливым
и любящим правителем. Это человек имеющий
множества качеств главными, которые из
них это смелость и доблесть, позволяющие
ему быть любимцем судьбы. Его стремления
это не выгода, направленная на услаждения
собственной прихоти, а взвешенные решения
мотивированные стремлением укрепить
своё отечество. И ради удержания власти
государь должен уметь применять любые
средства пусть даже и жестокие, но только
при условии, что другого выхода нет и
они неизбежны. Но и в этом случаи эта хитрость
уместна только ради государства. В укреплении
государства он может положиться только
на себя, но при этом иметь окружение достойных
людей, к которым он может прислушаться,
а так же правитель должен позаботиться
и о том, чтобы иметь союзников в случаи
войны. Он так же не должен забывать и собственной
армии давая ей все не обходимое. Законы,
который издает государь, не должны иметь
противоречий, а должны так же быть направлены
на благо своей страны. То, что касается
моральной точки зрения, то тут автор не
являет проповедником антиморальных мер,
что видно из выше изложенного.
В своем сочинении
он не ставит себе цель показать себя как
выдающегося мыслителя. Его работа это
четко спланированная лаконичная система
с небольшими примерами.
Не смотря на то,
что с момента опубликования этой работы
прошло много времени она до сих пор является
актуальной и используется в бизнесе и
политики. «Сегодня в Макиавелли видят
высочайший интеллектуальный авторитет,
создателя одного из самых эффективных
лидерских стилей, образец консультанта
по управлению, теоретика социального
конфликта»27.
Всё это говорит о том, что этот
человек был выдающимся политическим
мыслителем. В своем произведении он выделяет
баланс положительных и отрицательных
качеств. И тот правитель, который придерживается
золотой середины, достойно правит страной
и идет царским путем.
Список использованных
источников и литературы
- Долгов К. Н. «Гуманизм, возрождение
и политическая философия Николо Макиавелли». М.: Логос, 2005.- 598 с.
- История России. Теории изучения.
Книга вторая. Двадцатый век. Учебное
пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2001. - 304 с.
- Макиавелли Н. Государь / Пер.
с ит. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 272 с.
- Макиавелли Н. Государь. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003. – 198.
- Никитин Е.П., Никитина А.Г. Загадка
«Государя» (политеизм как идеология политики)
// Вопр. Философии, 1997 – №1. С.47.
- Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник.
М.: «Знание», 1997.- 604 с.
- Рутенбург В.И. Макиавелли и его время / В кн.: Проблемы
культуры итальянского Возрождения.
М.: Наука, 1991.- 596 с.
- Хлодовский Р.И. Кризис в ренессансной Италии и гуманизм
Макиавелли: трагедия «Государя»
/ В кн.: Из истории социальных движений и общественной мысли. М.:
Наука, 1991.- 539 с.
Интернет - источники
- Дмитрий Гусев. Так говорил Макиавелли. [Электронный
ресурс]. http://www.hr-portal.ru/article/tak-govoril-makiavelli#main-content (дата обращения: 22.11.2011).
- История менеджмента. Провозвестник европейского
менеджмента. [Электронный ресурс]. URL: http://www.Bibliotekar.ru/menedzhment-2/40.htm (дата обращения: 28.10.2011).
- Макиавеллизм личности и понимание
манипулятивного поведения. [Электронный
ресурс]. http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/psixologiya-poznaniya/makiavellizm-lichnosti-i-ponimanie-manipulyativnogo-povedeniya/ (дата обращения: 22.11.2011).
- Николо Макиавелли. Биография и трактаты Николо Макиавелли. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/filosofia/31.htm (дата обращения: 22.10.2011).
1 Макиавелли Н. Государь / Пер.
с ит. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. СПб.,
2002. с. 11.
2 Рутенбург В.И. Макиавелли и
его время / В кн.: Проблемы культуры итальянского
Возрождения. М., 1991. с. 71.
3 Долгов К. Н. «Гуманизм, возрождение
и политическая философия Николо Макиавелли.»
М., 2005. с. 31
4 Николо
Макиавелли. Биография и трактаты Николо
Макиавелли. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/filosofia/31.htm (дата обращения: 22.10.2011).
5 Хлодовский Р.И. Кризис в ренессансной
Италии и гуманизм Макиавелли: трагедия
«Государя» / В кн.: Из истории социальных
движений и общественной мысли. М., 1991.
с. 140.
6 Макиавелли Н. Государь. М.,2003.
с. 43.
7 Там же, с. 54.
8 Там же, с. 58.
9 Макиавелли Н. Государь. М.,2003.
с. 68.
10 Там же, с. 28.
11 Макиавелли Н. Государь. М.,2003.
с. 53.
12 Там же, с. 55.
13 Макиавелли Н. Государь. М.,2003.
с. 93.
14 Макиавелли Н. Государь. М.,2003.
с. 94.
15 Там же, с. 95.
16 Там же, с. 96.
17 Там же, с. 118.
18 Политология. Краткий энциклопедический
словарь-справочник. М., 1997. с 95.
19 Макиавелли Н. Государь. М., 2003.
с. 90.
20 Дмитрий Гусев. Так говорил
Макиавелли. [Электронный ресурс]. http://www.hr-portal.ru/article/tak-govoril-makiavelli#main-content (дата обращения: 22.11.2011).
21 Политология. Краткий энциклопедический
словарь-справочник. М., 1997. с. 87.
22 Макиавеллизм личности и понимание
манипулятивного поведения. [Электронный
ресурс]. http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/psixologiya-poznaniya/makiavellizm-lichnosti-i-ponimanie-manipulyativnogo-povedeniya/ (дата обращения: 22.11.2011).
23 Макиавелли Н. Государь. М., 2003.
с. 131.
24 Там же, с. 42.
25 Никитин Е.П., Никитина А.Г. Загадка
«Государя» (политеизм как идеология политики)
// Вопр. Философии, 1997 – №1. С.47.
26 История России. Теории изучения.
Книга вторая. Двадцатый век. Учебное пособие.
/Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург, 2001.
с. 119.
27 История менеджмента. Провозвестник
европейского менеджмента. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.Bibliotekar.ru/menedzhment-2/40.htm (дата обращения: 28.10.2011).