Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 20:42, реферат
Целью работы является анализ идей французского Просвещения на примере учений Вольтера
Задачи: Раскрыть систему политико-правовых взглядов Вольтера;
Дать характеристику эпохи Просвещения;
Введение 3
Общая характеристика эпохи Просвещения 4
Политические и правовые взгляды Вольтера 6
2.1. Теологические взгляды Вольтера 7
2.2. Политические взгляды Вольтера 8
Заключение 16
Список литературы 17
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Города Москвы Колледж по подготовке социальных работников № 16
Департамента социальной защиты населения города Москвы
Основы учебно-исследовательской деятельности
«Политические взгляды Вольтера»
Твалтвадзе Елена Игоревна
Москва,2014
Содержание
Введение 3
ВВЕДЕНИЕ
Просвещение – влиятельное общекультурное
движение эпохи перехода от феодализма
к капитализму. Оно было неотъемлемой
составной частью той борьбы, которую
молодая тогда буржуазия и народные массы
вели против феодального строя и его идеологии.
Специфику содержания Просвещения более
всего характеризуют два момента. Во-первых,
его социальный и нравственный идеал.
Во-вторых, план осуществления этого идеала.
Деятели Просвещения желали утвердить
на земле «царство разума», в котором люди
будут совершенными во всех отношениях,
восторжествует гармония интересов свободного
индивида и справедливого общества, гуманизм
станет высшей нормой социальной жизни.
Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.
Политическая идеология буржуазии, направленная против феодально-абсолютистских порядков, складывалась уже за несколько десятилетий до французской революции XVIII века.
Идеологи французской буржуазии имели перед собой английские теории, английские и американские конституционные акты, которые они использовали при разработке своих политических учений. Одним из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения является Вольтер - великий французский мыслитель и литератор.
В своей работе обращаемся к началу развития политической мысли эпохи Просвещения, вспомним биографию Вольтера, его влияние на развитие общественно - политической мысли
Целью работы является анализ идей французского Просвещения на примере учений Вольтера
Задачи: Раскрыть систему политико-правовых взглядов Вольтера;
Дать характеристику эпохи Просвещения;
1. Общая характеристика эпохи Просвещения
Просвещение – влиятельное общекультурное
движение эпохи перехода от феодализма
к капитализму. Оно было неотъемлемой
составной частью той борьбы, которую
молодая тогда буржуазия и народные массы
вели против феодального строя и его идеологии.
Специфику содержания Просвещения более всего
характеризуют два момента. Во-первых, его социальный
и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого
идеала. Деятели Просвещения желали утвердить
на земле «царство разума», в котором люди
будут совершенными во всех отношениях,
восторжествует гармония интересов свободного
индивида и справедливого общества, гуманизм
станет высшей нормой социальной жизни.
Очень многие из них основные свои надежды
на пришествие «царства разума» связывали
с вытеснением из массового сознания обскурантистских
клерикальных идей, с ликвидацией реакционных
феодально-аристократических установлении,
нравов, традиций.
Главная ставка делалась на энергичное
распространение рационального знания,
преодоление темноты и невежества масс,
на внедрение в общественную жизнь ценностей,
базирующихся на уважении человеческого
достоинства. Исключительно важная роль
отводилась процессу политического, морального,
эстетического воспитания индивида, привития
ему потребностей в добре, истине, красоте,
качеств истинного человека и гражданина.
В разных формах, пропорциях, отражая национальные
и общественно-исторические особенности соответствующих
В XVII–XVIII вв. Просвещение и создаваемая
им в обществе идейно-нравственная атмосфера
оказывали значительное влияние на содержание,
способы и направление развития науки
о государстве и праве, образуя один из
самых значимых для нее духовных факторов.
Вот почему при изучении истории политико-юридической
мысли столь необходимо хорошо представлять
себе сущность и облик Просвещения.
Просвещение - это эпохальное культурно-идеологическое
течение общественной мысли (стимулировавшее
аналогичные процессы в ряде других стран
и приобретшее всемирно-историческое
значение), успешно развив лучшие традиции
Возрождения и передовых мыслителей XVII
в., вдребезги разбило унаследованную
от средневековья систему теологического
миросозерцания, социальная функция которого
состояла в освящении отношений эксплуатации
и угнетения, свойственных феодально-монархическому
строю. Плеяда выдающихся мыслителей,
в которой наряду с Вольтером почетное
место занимают Монтескье, Руссо, Ламетри,
Дидро, Гельвеции, Гольбах и многие другие
произвела, по сути дела, весьма эффективную
идеологическую подготовку Великой французской
революции, которая в 1789-1794 гг. до основания
разрушила прогнивший «старый режим».
Ф. Энгельс подчеркивал, что «великие люди,
которые во Франции просвещали головы
для приближавшейся революции, сами выступали
крайне революционно. Никаких внешних
авторитетов ,какого бы то ни было рода
они не признавали. Религия, понимание
природы, общество, государственный строй
- все было подвергнуто самой беспощадной
критике; все должно было предстать перед
судом разума и либо оправдать свое существование,
либо отказаться от него ... Все прежние
формы общества и государства, все традиционные
представления были признаны неразумными
и отброшены как старый хлам... Отныне суеверие,
несправедливость, привилегии и угнетение
должны уступить место вечной истине,
вечной справедливости, равенству, вытекающему
из самой природы, и неотъемлемым правам
человека»:
Выработанный просветителями идеал «царства
разума» как справедливого
Идейная борьба во Франции XVIII в. служит
классическим примером того, как в противоборстве
с феодальным мировоззрением формировалось
политическое сознание буржуазии. В ходе
этой борьбы наиболее отчетливо проявились
общие закономерности и тенденции, определявшие
развитие политической мысли в эпоху ранних
антифеодальных революций.
Причин было несколько. Экономические причины,
обусловившие остроту идейной борьбы в
период подготовки и проведения Великой
французской революции 1789-1794 гг., коренились
в особенностях капиталистического развития
страны. К началу XVIII в. Франция становится
одним из крупнейших центров европейской
торговли. Ее промышленность, благодаря
оживленным связям с другими странами,
начинает развиваться ускоренными темпами.
В то же время во Франции сохранялись многочисленные
пережитки крепостнических отношений
(сеньориальные владения, остатки серважа
и др.), которые препятствовали расширению
внутреннего рынка. В середине XVIII в. Франция
оказалась как бы средоточием социально-экономических
противоречий между отжившим феодальным
строем и набиравшим силу капитализмом.
Основной политической причиной обострения
идейной борьбы накануне революции явилась
сложившаяся во французском обществе
расстановка классовых сил. Восходящей
буржуазии противостояла абсолютная монархия,
которая достигла зенита своего могущества.
Для завоевания политической власти буржуазия
была вынуждена объединяться с народными
массами.
Поднимая народ на борьбу с абсолютистским
режимом, французская буржуазия выступала
во главе третьего сословия, к которому
принадлежали тогда все непривилегированные
слои населения (буржуа, крестьяне, рабочие,
городская беднота и др.). Широкое участие
трудящихся масс в революционном движении
обеспечило ему небывалый размах, подталкивало
буржуазию к проведению радикальных общественных
преобразований, а также способствовало
более глубокому, по сравнению с эпохой
предшествующих буржуазных переворотов,
размежеванию позиций в самом антифеодальном
лагере.
Среди причин идеологического порядка,
обусловивших ход идейной борьбы в предреволюционной
Франции, решающую роль сыграло то, что
в религиозных войнах, охвативших страну
на рубеже XVI–XVII вв., победу одержал католицизм.
Католическая реакция, перейдя в наступление,
разжигала у верующих религиозную нетерпимость
и фанатизм. В этих условиях борьба французской
буржуазии с теологическим мировоззрением
приобрела непримиримый характер и была
доведена до полного отрицания христианства.
Программу антифеодального движения во
Франции разрабатывали представители
различных политических направлений:
просветители, революционные демократы
и др.
Просветительство как идейное движение
представляет собой закономерную ступень в
развитии политической идеологии. Движение
просветителей возникает на ранних этапах
идеологической подготовки перехода к
буржуазному строю, когда в стране еще
не сложилась революционная ситуация.
Просветительские учения выражали интересы
тех социальных слоев, которые надеялись
осуществить назревшие преобразования
с помощью распространения знаний и постепенных
реформ. По мере нарастания кризиса феодального
строя из просветительства выделилось
революционно-демократическое направление
политической мысли.
Интересы социальных низов нашли отражение
в идеологии социализма, представители
которого продолжили разработку проектов
организации государства и законов, основанных
на общественной собственности.
2. Политические и правовые взгляды Вольтера
В исторической борьбе буржуазных
мыслителей XVIII в. против сил старого, феодального
общества совершенно, исключительную,
во многих отношениях первенствующую
роль играл Вольтер. Вольтер, несомненно,
принадлежал к числу инициаторов замечательного
«просветительного» движения XVIII в. Он
был до самой смерти наиболее деятельным,
наиболее неутомимым его борцом. Он был
самым неутомимым пропагандистом новых
идей. В известные периоды он был «дирижером»
движения. Взятая в целом история жизни
и деятельности Вольтера представляет
как бы концентрированное отражение века
французского просвещения со всеми его
этапами, со всеми его противоречиями.
Он является центральной фигурой этого
замечательного периода человеческой
истории.
Литературное наследие Вольтера чрезвычайно разнообразно.
Вольтер оставил след в истории драмы, в истории романа,
в истории философии. Но истинное величие
историческому образу Вольтера придает,
та роль, которую он играл как один из крупнейших
общественных деятелей предреволюционной
Франции. Немного найдется писателей,
литературная деятельность которых во
всех ее формах была бы подчинена общественным
целям в такой мере, как то было у Вольтера.
Почти каждое литературное произведение
Вольтера, за весьма немногими исключениями,
было актом общественной борьбы .
Крупнейшим представителем французского
Просвещения XVIII в. был Франсуа Мари Аруэ
(1694-1778), принявший в 1718 г. имя Вольтер. Характеризуя
французское Просвещение, Ф. Энгельс писал:
«Великие люди, которые во Франции просвещали
головы для приближавшейся революции,
сами выступали крайне революционно. Никаких
авторитетов какого бы то ни было рода
они не признавали. Религия, понимание
природы, общество, государственный строй
- все было подвергнуто самой беспощадной
критике; все должно было предстать перед
судом разума и либо оправдать свое существование,
либо отказаться от него. Мыслящий рассудок
стал единственным мерилом всего существующего...
Все прежние формы общества и государства,
все традиционные представления были
признаны неразумными и отброшены, как
старый хлам; мир до сих пор руководился
одними предрассудками, и все прошлое
достойно лишь сожаления и презрения.
Теперь впервые взошло солнце, наступило
царство разума, и отныне суеверие, несправедливость,
привилегии и угнетение должны уступить
место вечной истине, вечной справедливости,
равенству, вытекающему из самой природы,
и неотъемлемым правам человека». В.П.
Волгин справедливо относит Вольтера
к числу инициаторов просветительского
движения, к наиболее деятельным его участникам,
отмечает, что в известные периоды Вольтер
был «дирижером» этого движения.
Просвещение было идеологией «третьего сословия»,
добивавшегося разрушения феодальных
отношений. Просветителей объединяла
борьба против пережитков средневековья.
Вместе с тем (также как и «третье сословие»)
Просвещение не было полностью единым.
В нем с очевидностью прослеживается правое
крыло, выражавшее в конечном счете интересы
крупной буржуазии, рвавшейся к власти,
и левое крыло, выражавшее интересы крестьянства,
поднимавшегося на борьбу с феодализмом
и мечтавшего об имущественном равенстве.
Вольтер принадлежал к правому крылу Просвещения
.
Он активно занимался
2.1. Теологические взгляды Вольтера
Проповедуя просветительские
идеи, Вольтер уделял главное внимание
борьбе против суеверий и предрассудков,
связанных с религией, боролся против
засилия церкви в идеологической и политической
жизни. Эта сторона творчества Вольтера
обстоятельно проанализирована в работах
отечественных ученых советского периода.
Борьба Вольтера против религиозных суеверий
и предрассудков, борьба, к которой в течение
десятилетий было приковано внимание
всех передовых людей его времени имела
совершенно исключительное значение для
дела освобождения человеческой мысли
от устарелого строя идей, считает В.П.
Волгин, всеми мерами защищавшего свой
былой авторитет. Эта борьба имела также
большое значение для подготовки освобождения
человечества от устарелого, но упорно
отстаивавшего свое господство строя
общественных отношений.
Энергично выступая против традиционных
религий и церкви, Вольтер в то же время
проповедовал веру в Верховное существо,
упорядочившее мир, вознаграждавшее добро
и карающее зло. «Мой разум,- утверждал
Вольтер,- доказывает мне, что есть существо,
упорядочившее материю вселенной» .
Вольтер широко пропагандировал наследие
Ньютона, причем не только его естественнонаучные,
но и теологические взгляды. Так же как
и Ньютон, Вольтер признавал телеологическое
доказательство существования бога, видел
в боге источник разумного устройства
мира. Однако в социальной сфере телеологическое
доказательство, с точки зрения Вольтера,
не выдерживало проверки опытом. Убийственную
критику теодецеистских взглядов применительно
к устройству общества Вольтер дал философской
повести «Кандид, или Оптимизм», в которой
предметом острейших насмешек становится
философ Панглос, сторонник учения о предустановленной
социальной гармонии.
В известной мере сознавая несостоятельность
своих философских доводов в защиту «естественной
религии», Вольтер использует ряд чисто
практических соображений: бог необходим,
чтобы служить сдерживающим людей началом.
Без бога «я сам для себя бог, я пожертвую
всем миром ради моих фантазий, если к
этому представится случай я живу без
закона, я не смотрю ни на кого, кроме себя.
Если другие существа овцы, то я сделаюсь
волком; если они куры, то я стану лисой»,
писал Вольтер.
Особенно опасным он считал распространение
атеизма среди простонародья. «Атеист бедный
и свирепый, верящий в безнаказанность,
будет дурак, если не убьет вас, чтобы присвоить
ваши деньги. Чернь станет ордой разбойников»,-
уверяет Вольтер. Идея бога казалась ему
необходимой и для того, чтобы ограждать
граждан от произвола властей. «Я хочу,-
писал Вольтер в письме к Дюфуру,- чтобы
государи и их министры верили в бога,
который карает и прощает. Без этой узды
они будут представляться мне жаждущими
крови животными». Именно по практическим
соображениям он выступал против атеизма
Гольбаха и Гельвеция. По поводу книги
Гольбаха «Разоблаченное христианство»
Вольтер утверждал в письме к мадам де
Сен Жильен: «Эта книга ведет к атеизму,
которого я не переношу…. Я не одобряю
этой книги и как гражданин: автор излишне
враждебен властям. Люди, которые так мыслят,
породили бы анархию». На страницах принадлежащего
ему экземпляра Гельвеция Вольтер пометил,
что если не будет веры в карающего бога,
то «число тайных преступлений будет бесконечным.
Будут воровать, убивать, отравлять, лишь
только будет предвидеться безопасность».
2.2. Политические взгляды Вольтера
Вольтер был крупным политическим
мыслителем. Его высказывания по вопросам
политики и права получали широкое распространение,
служили важным источником формирования
политической и правовой идеологии приближавшейся
буржуазной революции во Франции. Оценивая
эту сторону наследия Вольтера, В.П. Волгин
отметил, что замечания Вольтера по социальным
и политическим вопросам разбросаны в
различных его произведениях вперемежку
с рассуждениями на другие темы. Зачастую
эти замечания в силу тех или иных условий
отражают взгляды Вольтера лишь частично
или в смягченном виде и стоят в очередном
противоречии с другими его заявлениями
по тем же вопросам. И, тем не менее памфлеты,
повести и диалоги Вольтера были немаловажным
каналом распространения новых политических
идей .
Просветитель последовательно отстаивал
Иначе в трудах просветителя решается
вопрос о путях осуществления названных
принципов. Этот вопрос он считал весьма
важным, уделял ему много внимания, но,
испытывая колебания между реформой и
революцией, опасаясь активных действий
народных низов, Вольтер высказал ряд
противоречивых суждений и до конца жизни
так и не пришел к окончательному решению.
Проблема наилучшей формы правления мало
занимала Вольтера; осуществление основных
политических принципов он считал возможным
и при монархии, и при республике. Важно
также отметить, что, отстаивая свои излюбленные
политические идеалы, Вольтер не придавал
решающего значения аргументам, заимствованным
из арсенала теории естественного права
и почти не обращался к теории общественного
договора.
Один из главных принципов политической
доктрины Вольтера - принцип равенства.
В его трудах исследователи различают
философскую и практическую постановку
вопроса о равенстве. Необходимость такого
различения определяется стилем политического
мышления Вольтера. Он считал, что философские
истины следует «взвешивать на весах политики».
В результате такого взвешивания Вольтер
нередко приходил к заключению, что конкретная
истина в разбираемых условиях не полезна
для общества или что допустимо лишь урезанное,
неполное ее осуществление в практической
жизни. Свою позицию Вольтер оправдывал
ссылкой на несовершенство человека и
человечества в целом.
С философской точки зрения, писал Вольтер в
1734 г. прусскому наследному принцу, будущему
королю Фридриху II, «все люди равны между
собой». В «Метафизическом трактате»,
сравнив крестьянина с животным, он с едким
сарказмом добавляет, что и король является
таким же животным, которое отличается
от крестьянина лишь тем, что крестьяне
по неизвестной причине платят ему подати.
«Каждый человек в глубине своего сердца
имеет право верить, что он полностью равен
другим людям»,- заявляет он в «Философском
словаре».
Одновременно в «Философском словаре»
утверждается, что «равенство есть самая естественная
и в то же время самая химерическая вещь».
Вольтер доказывает, что «в этом несчастном
мире необходимо, чтобы люди, живущие в
обществе, делились на два класса - угнетателей
и угнетенных». Объясняя механизм этого
явления, Вольтер учитывает, вернее, стремится
учесть как психологические, так и материальные
факторы. Он пишет, что обычно угнетенные,
задавленные постоянным трудом не имеют
возможности осознать положение, в котором
они находятся. В тех случаях, когда они
начинают понимать его, они поднимают
войну против угнетателей, но эти войны
рано или поздно заканчиваются новым порабощением,
так как власть принадлежит тем, кто имеет
деньги. «Деньги полный хозяин государства»,-
заключает свое рассуждение Вольтер. Характерно,
что в разбираемом месте «Философского
словаря» полностью отсутствуют элементы
социального критицизма; Вольтер описывает
то состояние общества, которое существует
и каким оно должно остаться.
В итоге Вольтер высказывается только за
юридическое равенство. «Во всех государствах
закон должен быть всеобщим: смертные,
кем бы они ни были, должны быть равны перед
законом».
Однако, Вольтер ясно понимал насколько
трудно в условиях современной ему Франции
осуществить даже юридическое равенство.
Отсюда компромиссное предложение Вольтера,
сформулированное им в «Веке Людовика
XIV». Он предлагает установить юридическое
равенство внутри каждого из существовавших
сословий. «Я не подразумеваю здесь, - поясняет
свою мысль Вольтер, - чтобы разные государственные
чины управлялись одинаковыми законами,
я хорошо знаю, что права дворянства, духовенства,
чиновников, крестьян различны; но хотелось
бы, чтобы законы для каждого звания были
одинаковы во всем королевстве и то, что
справедливо и истинно в Шампани, не считалось
бы ложным и несправедливым в Нормандии».
Вольтер неоднократно высказывался против
сословных привилегий.
Если сословные привилегии Вольтер в общем
осуждал, то привилегии богатства казались
ему естественными. Он выступал за юридическое
равенство только в сфере частного права.
Юридическое равенство в сфере публичного
права он отрицал и в какой-то степени
предвосхитил деление граждан на активных
и пассивных, проведенное во французской
конституции 1791 г. По мнению Вольтера,
бедные не должны получать политические
права. Те, кто не имеет ни земли, ни дома,
не должны иметь и права голоса «... точно
так же, как приказчику, состоящему на
жаловании у купцов, не дано право руководить
их торговлей».
Вольтер уделял большое внимание проблемам
свободы. «Бог создал человека от рождения
свободным»,- писал мыслитель. Отстаивая
идею свободы, Вольтер последовательно
выступал против пережитков крепостного
права во Франции. Он призывал своих соотечественников
к борьбе с «рабством земельным», осуждал
остатки серважа в некоторых монастырских
владениях. В статье «Собственность»,
опубликованной в «Философском словаре»,
он высказался за освобождение крепостных
крестьян в Польше.
В 1766 г. русское «Вольное экономическое
общество» объявило конкурс на решение
задачи: «Что полезнее для общества, чтобы
крестьянин имел в собственность землю
или токмо движимое имение, и сколь далеко
его права на то или иное имение простираться
должны?» Вольтер принял участие в конкурсе,
послав указанную статью из «Философского
словаря». При посылке
на конкурс он сделал в статью несколько
вставок. Во вставках Вольтер осуждает
крепостное право в России, но считает,
что государство не должно вмешиваться
в отношения между помещиками и крестьянами.
«Справедливость требует, - пишет Вольтер,
- чтобы государь освобождал только церковных
сервов и своих собственных: крепостных,
принадлежащих церкви, потому, что она
не должна их иметь, своих - потому что
от этого он выигрывает, создавая себе
деятельных подданных, и обогащает себя,
делая добро. Но что касается сеньоров,
которым давнее пользование предоставило
крепостных в вотчину, то, кажется, нельзя,
не сделав несправедливости, принудить
их изменить сущность их наследственного
имения. Они должны иметь право освободить
своих сервов по собственному усмотрению.
Это уже их дело, последовать ли примеру
государя... они должны быть приглашены
к этому, а не обязаны».
Определяя политическую свободу, Вольтер
писал, что «...свобода состоит в том, чтобы
зависеть только от законов». По Вольтеру,
свобода обеспечивается при условии существования
в стране «хороших законов». Современные
ему французские законы он не считал законами
в действительном смысле этого слова.
Он видел в них обычаи, порожденные неразумностью
народа и закрепленные под нажимом «сильных».
Они «... устанавливались ради интересов
законодателя, ради потребностей момента».
Отсюда беспорядочность законодательства
и его бессистемность.
Вольтер призывал к реформе законодательства.
Особенно настойчиво он добивался законодательного
закрепления веротерпимости, провозглашения
свободы слова, а также коренной реформы
уголовного права и процесса.
Защищая принцип веротерпимости, Вольтер
гневно осуждал инквизицию и вмешательство
церкви в дела правосудия. «Христианские
трибуналы приговорили к смертной казни
более ста тысяч мнимых колдунов. Если
бы к этим судебным убийствам присоединили
бесконечно превосходящее число принесенных
в жертву еретиков, то эта часть света
показалась бы огромным эшафотом, покрытым
палачами и жертвами, окруженным судьями
и зрителями». В «Комментарии к книге о
преступлении и наказании» он возмущенно
пишет, что и в современной Франции по
ложным обвинениям, без всяких доказательств
осуждают людей за ересь, колдовство, богохульство.
Вольтер активно вмешивался в процессы,
прирожденные религиозным фанатизмом,
добивался реабилитации невинно осужденных.
Защищая свободу слова, Вольтер еще в самом начале
своей литературной деятельности писал:
«...нет у людей никакой свободы без свободы
высказывать свои мысли». Это положение
он развивал и пропагандировал на протяжении
всей жизни.
Вольтер считал важнейшим элементом свободы
такое уголовное
Реальным воплощением принципа свободы Вольтер
считал порядки, установленные в Англии.
«Английский народ, - писал просветитель
в „Английских письмах", - единственный
народна земле, который путем борьбы с
королями сумел ввести королевскую власть
в определенные рамки и после целого ряда
усилий установил наконец тот мудрый образ
правления, при котором король имеет неограниченную
власть творить добро, но связан по рукам,
если вздумает делать зло; тот образ правления,
при котором вельможи сильны без насилий
и без вассалов, а народ принимает участие
в управлении без мятежей».
Важнейшим институтом общества Вольтер полагал
частную собственность. Право частной собственности является,
с его точки зрения, естественным и согласным
природе. В статье «Собственность», написанной
для «Философского словаря», Вольтер несколько
раз возвращается к мысли о том, что обладание
частной собственностью способствует
повышению производительности в сельском
хозяйстве. «Несомненно, - доказывает Вольтер,
- что владелец земельного участка будет
обрабатывать свое достояние лучше, чем
чужое. Собственнический дух удваивает
силы человека. На себя и на свою семью
работают с большим усилием и удовольствием,
чем на хозяина». Однако, по Вольтеру, не
все должны обладать частной собственностью.
Он стремится доказать, что для общества
полезно, чтобы существовали люди, «имеющие
только руки и добрую волю... Им предоставляют
свободу продавать свой труд тем, кто его
лучше оплачивает». В статье «Собственность»,
по-видимому, впервые во французской литературе
провозглашен пресловутый принцип «свободы
труда», широко использовавшийся идеологами
буржуазии для борьбы против социального
законодательства.
Вольтер неоднократно выступал с резкой
критикой эгалитаризма и уравнительного
коммунизма. Действия народных масс, добившихся
осуществления уравнительных идей в период
Великой крестьянской войны в Германии
и в период английской революции, внушали
ему большое беспокойство. Публикуя «Завещание»
Ж. Мелье, Вольтер постарался исключить
из него все сказанное в защиту общественного
владения собственностью. Вольтер объявил
Ж.Ж. Руссо «вором - вольнодумцем с большой
дороги». При этом, как отмечает В.Я. Бахмутский,
разрыв между Вольтером и Руссо был вызван
не личными причинами, хотя такие причины
и были, а в первую очередь глубоким расхождением
взглядов на частную собственность и неприемлемостью
для Вольтера идеи эгалитаризма, всемерно
защищавшейся Руссо.
Большое место в наследии Вольтера занимают
произведения и письма, в которых он рассуждает
о путях достижения юридического равенства
и свободы, о способах, с помощью которых
собственность сможет освободиться от
феодальных путь. В частности, он неоднократно
обращался к ставшей традиционной для
французской политической мысли XVIII в.
проблеме «просвященной» монархии, создал
оригинальный вариант теории «просвещенного
абсолютизма», получивший широкое признание
среди идеологов французского Просвещения.
Отдельные положения, послужившие основой
различных вариантов теории «просвещенного
абсолютизма», высказывались уже в XVI в.
В достаточно полном виде они излагаются
в известной книге Дюбо «Критическая история
установления французской монархии» (1734).
Автор мечтает о сильной королевской власти,
которая в союзе с буржуазией окажется
способной ликвидировать наиболее неприемлемые
для последней проявления феодального
строя. По замечанию В.П. Волгина, здесь
получили отражение настроения французской
буржуазии, которая «пришла к сознанию
непримиримости интересов с феодальным
порядком раньше, чем она поняла, что для
его устранения необходима политическая
свобода».
В дальнейшем оформляются два варианта
теории «просвещенного абсолютизма».
Один из них находит выражение в произведениях
короля Пруссии Фридриха II и русской императрицы
Екатерины II. Провозглашая идеи законности
и общего блага, эти монархи считали только
свои представления по этим вопросам непогрешимыми,
проявления же общественной самодеятельности
всемерно ограничивали, а часто объявляли
их вредными. Открывая некоторый простор
развитию буржуазных отношений, государственная
власть допускала их только в той степени,
в которой это было необходимо для феодально-абсолютистского
государства.
По мере укрепления экономических позиций
буржуазии усиливаются ее политические
притязания, что находит отражение в новом
варианте теории «просвещенного абсолютизма»,
отличном от теории Дюбо. Среди создателей
этого варианта первенство принадлежит
Вольтеру.
Вольтер - сторонник сильной
Вольтер возлагает надежды на успехи Просвещения,
перед которыми уступают предрассудки
прошлого. Он полагает, что предрассудки
«постепенно исчезнут и у тех, кто стоит
во главе народов». Тем не менее Вольтер
не верит, что какой-либо монарх осуществит
программу просветителей самостоятельно.
В письмах к Гельвецию и Деламберу он пишет,
что «...обществом должны управлять философы
. Это в интересах короля и в интересах
государства», что «от философов может
быть польза для всех - для короля, для
законов, для граждан». Вольтера поддержали
просветители.
Вольтер понимал, что коренные изменения
общественных отношений во Франции становятся
неизбежными. В 1776 г. он писал Лагарпу,
что «гражданская война у всех на уме».
Назревание революционного кризиса не
могло не сказаться на его отношении к
революции. Страх перед активными действиями
народных масс никогда не покидал Вольтера
и заставлял его с большими опасениями
относиться к революционным методам борьбы.
Английскую революцию он называл «великим
мятежом», когда царствовала «обдуманная
кровожадность». По его мнению, в результате
такого мятежа может погибнуть государство,
а «мудрая свобода», установившаяся в
Англии, вовсе не является закономерным
порождением революции. Тем не менее, по
Вольтеру, английская свобода родилась
в ходе революции в 40-х годах, укрепилась
после реставрации Стюартов в 1660 г. и была
окончательно установлена в результате
революции 1688 г.
Признавая значение революции для установления
английской свободы, Вольтер в 50-60-е годы
полагал, что развитие во Франции пойдет
иным путем, часто писал о пагубности гражданских
войн во Франции и о еще большей опасности
новой гражданской войны. Идеи Вольтера
о праве на восстание имели большое значение
в деле идейной подготовки Великой французской
революции. Значимость его идей хорошо
сознавалась современниками революции.
Вольтер выступал противником феодальных
войн. Осуждение войн - постоянный сюжет
писем Вольтера. Вольтер отвергал так
называемое право войны. Решительно осуждая
войны, ведомые королями, Вольтер допускал
оборонительные войны и войны против тиранов.
В частности, Вольтер одобрял войну за
независимость североамериканских колоний
Англии.
Таким образом, в исторической борьбе
буржуазных мыслителей XVIII в. против сил
старого, феодального общества совершенно
исключительную, во многих отношениях
первенствующую роль играл Вольтер.
Вольтер не был изначально философом.
В значительной степени он заимствовал
идеи других людей, таких как Джон Локк
и Фрэнсис Бэкон, вновь обнародовал их
и популяризировал. Однако благодаря работам
Вольтера, больше, чем чьим-либо другим,
идеи демократии, религиозной терпимости
и интеллектуальной свободы распространились
во Франции и, в сущности, по большей части
Европы. Хотя во французском Просвещении
были другие замечательные писатели (Дидро,
Д' Аламбер, Руссо, Монтескье и другие),
Вольтера считают первым лидером этого
движения. Прежде всего, его неповторимый
литературный стиль, длительная работа
и огромное число произведений обеспечили
ему гораздо более многочисленную аудиторию,
чем другим писателям. К тому же его идеи
были характерны для всего Просвещения.
Вольтер опередил все другие замечательные
фигуры во времени.