Политические взгляды Жана Кальвина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 22:01, реферат

Описание работы

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное по
своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись преобразование официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. В узком значении слово Реформация ( от лат. Reformatio-преобразование)-это борьба за реформирование римско- католической церкви, переживавшей в XIV-XVI в.в. тяжелейший кризис.

Файлы: 1 файл

502426 (Восстановлен).docx

— 41.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат

По политологии

на тему: Политические взгляды Жана Кальвина

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2012

                                       

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  1.1. Политические идеи эпохи реформации 
            В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное по 
своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись преобразование официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. В узком значении слово Реформация ( от лат. Reformatio-преобразование)-это борьба за реформирование римско- католической церкви, переживавшей в XIV-XVI в.в. тяжелейший кризис. В широком смысле реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы- вероучения церкви, которая не отвечала больше предприимчивому духу Нового времени. Деятели Реформации обращались за поддержкой к различным слоям населения, в водоворот реформационного движения были вовлечены горожане, крестьяне, ученые- богословы, студенты, обедневшее дворянство и даже коронованные особы. Деятели Реформации ставили целью не создание какой-либо специальной программы этических реформ, их целью было «спасение души». Реформацию принято делить на два направления: бюргерское (М.Лютер, Ж.Кальвин) и народное (Т.Мюнцер, анабаптисты и др.).  
          2.2. Жан Кальвин 
           К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509-1564). Жан Кальвин является основателем кальвинизма (пуританства). Получив блестящее богословское и юридическое образование в лучших учебных заведениях Франции, Кальвин оказался под сильным влиянием идей Лютера и примкнул к протестантскому движению. Его деятельность имела огромное политическое значение для утверждения идей протестантизма. Вынужденный эмигрировать из Парижа в связи с подозрением в причастности к «лютеранской секте», Кальвин оказался в городе-государстве Женеве, где стал признанным лидером женевской протестантской общины. Однако по многим причинам, в том числе и по причине недовольства суровостью требований предлагаемого Кальвином учения, женевцы изгнали его из своего города, но уже через три года он был с почетом возвращён в Женеву и стал «женевским папой» Реформации.  
 
          Очистив город от оппозиционеров, Кальвин превратил Женеву в духовный центр и оплот реформации, где находили прибежище протестанты со всей Европы и готовились кадры протестантских теологов-проповедников. Он создал новую, простую и дешевую церковь с демократической организацией выборов своих руководителей и управлением, ввел строгую регламентацию общественной жизни. Своё учение он изложил в богословском трактате «Наставление в христианской вере». 
Основные положения политической концепции Жана Кальвина

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

          II Основные положения политической концепции Жана Кальвина 
          2.1. Учение о предопределении 
Центральной идей учения Ж. Кальвина является догмат о Божественном Предопределении. Согласно этому учению Бог заранее определил одних людей к спасению и блаженству, других – к погибели. Люди бессильны изменить волю Бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (её предуказывает Бог) идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным Богом), значит, Бог благоволит к ним. Главным и самым тяжелым грехом считалась бесполезная трата времени. Богатство, как и стремление к нему, порицалось в том случае, если с его помощью предавались лени и мирским наслаждениям. Важным считалось получение и приумножение прибыли.  
 
          В кальвинизме в религиозной форме последовательно выражены основные положения протестантской этики, ставшей идеологией зарождавшейся буржуазии: культ предприимчивости и трудолюбия, безусловная деловая честность, верность данному слову и заключенному соглашению, личный аскетизм, отделение домашнего хозяйства от промысла и вложение всей прибыли в дело1. 
 
              Из догмата об абсолютном божественном предопределении для истинного кальвиниста проистекал прежде всего долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность. Из этого догмата также следовало, что благородство происхождения и сословные привилегии феодалов вовсе не столь важны, ибо не ими обуславливаются предизбранность и спасение человека. 
Таким образом, Ж. Кальвин сумел дать специфическими религиозными средствами мощный импульс процессу формирования буржуазной социально-экономической практики и духовной атмосферы капитализма в Западной Европе. 
 
       2.2Церковная и политическая власть 
       В соответствии с Божественным промыслом создается государство. Божественный характер власти монарха предполагает подчинение ей со стороны подданных.  
 
      Ж.Кальвин отстаивал идею независимости кальвинистской церкви от государства. Новую церковь он предполагал построить на началах выборности, когда старейшины (пресвитеры) общины избираются из богатых мирян, а религиозные функции исполняют проповедники, которые не имеют специального священного сана. В дальнейшем принцип выборности был заимствован у Кальвина многими теоретиками и перенесен на организацию государственной власти.  
 
       Власть церкви принадлежала собранию старейшин, чья роль в церкви была подобна роли сената  или городского совета в гражданском управлении. Кальвин ссылается на св. Киприана (апостольские времена), который, описывая обычаи своего времени, свидетельствовал, что весь клир помогал епископу советами, а ведущая роль клира не исключала участие народа: «После того, как я стал епископом, я положил за правило ничего не предпринимать без совета клира и участия народа»2. 
Уже во времена Амвросия (4-5 века), пишет Кальвин, многое изменилось. Сам св. Амвросий сетовал: «В Древней синагоге, а потом в Церкви были старейшины, без совета которых не делалось ничего. Я не знаю другой причины отмирания этого обычая, кроме неосмотрительности знающих людей – или, вернее, гордыни, в силу которой они хотели властвовать единолично»3 .Сегодня, пишет Кальвин, дело дошло до полного разрушения этого принципа. То, что было дано всей церкви, епископы присвоили себе одним. Это следует считать актом произвола и беззакония.  
            2.3. Представления о государстве и праве 
            Сам Ж. Кальвин, однако, в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям божью кару, орудием которой могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Ж.Кальвин признавал только за подчинёнными государю органами власти, церковью, представительными учреждениями. Открытое неповиновение и свержение тирана допустимы, на его взгляд, лишь тогда, когда исчерпаны все способы пассивного сопротивления, исчерпаны все легальные формы борьбы. 
           Отличительное свойство кальвинистской доктрины - заключающаяся в ней жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям. Зловещую суровость доктрины дополняла и завершала не менее свирепая политическая практика Ж. Кальвина, который в 1541- 1564 гг. руководил Женевской консисторией. Эта консистория фактически подчинила себе магистрат города. За горожанами была установлена слежка, чуть ли не всеобъемлющей регламентации подверглись самые разные стороны общественной жизни, за малейшее нарушение предписанных норм назначались тяжкие наказания, вошли в обыкновение казни тех, в ком усматривали еретиков. 
            С точки зрения Кальвина, государственная власть (administratio politica) также есть одно из орудий благодати. Возникновение государства есть не просто следствие первородного греха, но результат исполнения благодетельной Божьей воли. Его функции состоят в защите законности и порядка, понимаемых как соблюдение десяти заповедей. Кальвин настаивает на том, что христианин должен принимать участие в государственной жизни. Он должен оказывать послушание властям, а иногда даже терпеть несправедливость со стороны несправедливых властей. Однако примечательно, что и тем, кто занимает низшие ступени в государственной иерархии, Кальвин оставляет право сопротивляться. Отсюда в позднейшем кальвинизме был выведен общий закон о праве человека постоять за себя.  
Представления о государстве и праве 
      Представления Кальвина о государстве и праве противоречивы и осторожны. Так, сам Кальвин был сторонником олигархической формы, когда богатые граждане стоят во главе государства. Самой худшей формой он считал демократию. При этом он оставляет за церковью право судить о действиях государственной власти, считая их богоугодными, или наоборот. Это позволяет ему различить богоугодную власть (монархию) и противостоящую ей тиранию.  
 
    Кальвин признавал право на пассивное (легальное) сопротивление тирании со стороны представительных органов государства, а также Церкви, предполагающее использование законных средств. Лишь тогда, когда они исчерпаны, допускалась возможность свержения тирана народом как крайняя мера.  
    2.4 О гражданском управлении и порядке 
       Цель земного временного порядка – поддерживать и питать истинное служение Богу, заботясь о чистоте вероучения и религии, оберегать целостность Церкви, учить людей совместному сосуществованию, согласовывать нравы людей с гражданскими  законами, умению договариваться между собой, поддерживать всеобщий мир и спокойствие. Что же касается такого требования к Церкви Божьей, чтобы она заменила собой все гражданские законы, - то это безумная выдумка. Подобное совершенно невозможно в сообществе людей. Отказ от гражданского порядка есть бесчеловечное варварство.  
 
Следуя Цицерону, Кальвин рассматривает такие три части гражданского управления, как должностные лица, выступающие блюстителями и хранителями законов, сам закон, в соответствии с которым осуществляют власть должностные лица, и народ, управляемый законами и подчиненный должностным лицам. Кальвин утверждает, что административная власть не только допустима Господом, но Им подчеркнуто и ее достоинство.

 
      2.5. Органы сословного представительства  как защитники народа перед  лицом власти  
     Имеется три вида гражданского управления: монархия, аристократия и демократия. Предпочтение следует отдавать правителям, которые правят свободным народом. При этом наилучшим способом правления, по мысли Кальвина, будет тот, при котором свобода умеряется должным порядком и благодаря этому способна существовать долго.  
Органы сословного представительства как защитники народа перед лицом власти. 
Говоря о необходимости повиновения светским властям, Кальвин ведет речь только о частных лицах. Потому что в политической системе отдельных государств могут существовать какие-либо органы, специально предназначенные для защиты народа и обуздания чрезмерной алчности монархов. Кальвин пишет, что таковыми являются ассамблеи трех сословий – Генеральные штаты, Имперский сейм и т д. Людям, облеченным такой властью, не возбранялось бы по долгу службы противостоять и сопротивляться неумеренности и жестокости государей. Более того, если бы они закрывали глаза на бесчинства правителя по отношению к простому народу, пишет Кальвин, он посчитал бы это основанием для обвинения их в представительстве. Ибо тем самым они бы умышленно предали свободу народа, забота о сохранении которой поручена им по воле Бога. 

 

III РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАЛЬВИНИЗМА

             3.1Кальвинизм в Европе

            Новое понимание религии должно было охватить, по мнению вождей протестантизма, население всех стран Европы. Необходимо было принять четкие и ясные организационные формы, перейти от первоначальных представлений о невидимой церкви к церквям видимым. Это удалось прежде всего и лучше всего в тех условиях именно кальвинизму как романскому типу Реформации, а, значит, находящемуся по духу ближе к мировоззрению и мировосприятию большинства европейцев.

Кальвинизм оказался подготовлен к решению подобных задач и благодаря целому ряду своих особенностей и отличий от остальных протестантских церквей:

- он был  сильнее остальных первоначальных  протестантских вероучений настроен  против католицизма;

- в нём  в большей степени были возрождены  такие особенности раннехристианского  периода, как противопоставление  любому инакомыслию, безусловное  подчинение отдельных личностей  общине и почти аскетический  идеал нравственности;

- ни одно  протестантское направление не  настаивало так резко на безусловном  и исключительном авторитете  Библии;

- Кальвин и его последователи решительнее других вождей Реформации изгоняли из культа и учения суеверия и язычество, т. е. всевозможные внешние символы, пышность культа и т. п.;

- особое  стремление восстановить ранне христианскую общину встречало достаточно большую поддержку со стороны широких народных масс, в силу чего симпатии и надежды на кальвинизм отмечены уже на раннем этапе его истории практически во всей Европе;

- в то  же время в кальвинистских  общинах их руководители, пасторы  и старейшины, пользовались большим  авторитетом, чем в остальных  протестантских церквях. Это организационно  укрепляло новое движение;

- отдельные  общины объединялись между собой  в союзы с общим выборным  управлением (пресвитериальное и  синодальное устройство);

- кальвинизм  оказался очень тесно связан  с политическими движениями, что  было обусловлено образованием  и развитием в это время  национальных государств и резким  возвышением центральной власти, активно использовавшей в своих  целях любые оппозиционные католической  церкви учения.

Кальвинист XVI в. представлял практически сложившийся тип нового человека, который мог стать идеалом для новых церквей: уверенный в правоте своего учения, враждебный светской жизни, сосредоточенный на молитве и духовной деятельности.

На родине Реформации, в Германии, кальвинизм не получил широкого распространения. Кальвинистов было немного и они враждовали с лютеранами. Вражда была настолько сильной, что среди лютеран ходила поговорка лучше паписты, чем кальвинисты. К кальвинизму обратились прежде всего те, кто жил лучше в финансовом отношении.

В Нидерландах кальвинизм начал распространяться довольно рано и широко. Лютеранским идеям императором Карлом V был нанесен здесь серьезный удар и в 50-х гг. начал распространяться кальвинизм, на первых порах среди низших слоев города. С самого начала он принимает форму оппозиционного течения. К 1560 г. большинство протестантов были кальвинистами, а меньшинство анабаптистами, во главе которых стоял Менно Симонс, часть следовала за М. Лютером. Проповеди кальвинистов собирали многотысячные толпы, если правительственные чиновники производили аресты, арестованных освобождали силой. С 1566 г. развернулось иконоборческое движение.

Наибольший успех кальвинизм имел на юге и юго-западе Франции и в соседней с Францией Наварре. Король Наварры Антуан Бурбон стал одним из вождей партии гугенотов (протестантов во Франции начали называть гугенотами по фамилии одного из своих руководителей - Безансона Гуга). Особенно охотно принимало кальвинизм дворянство, в среде которого чисто религиозные устремления переплетались с политическими целями и социальными идеалами. Кальвинистские представления определялись удобным средством для возвращения феодальному дворянству политических прав и привилегий, утраченных ими за предыдущее столетие.

В 50-х годах XVI в. кальвинизм начинает распространяться в Шотландии. Во время регентства Марии Гиз, правившей при малолетней дочери Марии Стюарт, в среде дворянства сформировалась политическая оппозиция против династии Стюартов. Эти группировки начинают активно использовать кальвинистские идеи и принципы организации кальвинистской общины. С самого начала вождем протестантов становится Джон Нокс. В своих проповедях он беспощадно бичевал идолослужение королевского двора. Джон Нокс и шотландские кальвинисты большое внимание уделяли различным социально-политическим вопросам. Он высказал мысль о народной воле как источнике гражданской власти, обосновывал необходимость ограничения полномочий монарха и правомерность сопротивления тирании. Его идеи окажут большое влияние на радикальные слои английских пуритан.

В 1560 г. постановлением парламента была проведена секуляризация церковных земель, большая часть которых досталась дворянству. Шесть Иоаннов (Нокс и пять других людей по имени Джон) за одну неделю составили так называемое Шотландское исповедание веры, которое оставалось основным шотландским исповеданием до принятия Вестминстерского исповедания в 1647г. Позже были составлены первая Книга наставлений и в 1561г. Книга общего порядка. В итоге в Шотландии был введен кальвинизм под названием пресвитерианской церкви. Новая церковь имела синодальную организацию. Священники в ней избирались, но не народом непосредственно, а церковными советами и пользовались большим авторитетом.

В Англии кальвинизм распространяется после проведения реформации. В результате он находится в оппозиции не к католицизму, а к официальной протестантской англиканской церкви. Англиканская церковь, созданная при Эдуарде VI и Елизавете, имела целый ряд черт, общих с католицизмом. Кальвинисты требовали дальнейшего очищения церкви от суеверий и идолослужения. Вскоре они получат название пуритан (от лат. purus- чистый, puritas - чистота). Официальная церковь стала именовать их нонконфоромисты, ибо они отвергали единообразие учения и культа, или диссентеры (разногласные, от англ. dissent - разногласие, расхождение во взглядах). Это течение не было однородным. Наиболее умеренные пуритане готовы были смириться с верховенством короля в церкви, но отрицали епископат и остатки католицизма в культе. Другая группа была близка по своим воззрениям к шотландским кальвинистам и выступала за республиканско - аристократическую организацию пресвитерианства во главе с национальным синодом.

Пуритане активно боролись против королевского верховенства в церковных делах и абсолютизма в государстве. Тяжесть этой борьбы и преследования властей заставили многих пуритан переселиться в Америку. В самой Англии пуританство постепенно распадается на различные толки и группы и утрачивает своё влияние.

Информация о работе Политические взгляды Жана Кальвина