Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 22:01, реферат
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное по
своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись преобразование официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. В узком значении слово Реформация ( от лат. Reformatio-преобразование)-это борьба за реформирование римско- католической церкви, переживавшей в XIV-XVI в.в. тяжелейший кризис.
Начало распространения кальвинизма на территории Украины приходится на начало 40-х годов XVI столетия и связано с деятельностью известных культурных деятелей, писателей, ученых, политиков, которые были увлечены протестантскими идеями. Первыми поборниками религиозных реформ стали самые образованные люди, которых приглашали богатые лица для обучения своих детей и развертывания научно-образовательного процесса в стране. Из первых проповедников, которые действовали в Украине как культурные деятели, переводчики, литераторы, сохранилась информация о Фоме Фальковском, Павле Зеновиче, Николае Житнем, Александре Витрелине. На Украине кальвинизм распространился на всей территории от Волыни и Галичины до Подолья и Киевщины, однако сами собрания, а также школы и типографии были сосредоточены преимущественно в Западной Украине. В 1554 г. состоялся первый синод, который объединил кальвинистские общины Речи Посполитой. В 1562 г. в Несвижской типографии князей Радзивилов был впервые отпечатан на русском языке кальвинистский катехизис, который составил Сымон Будный. В 60-х годах XVI столетия в Украине насчитывалось около 300 реформатских общин.
Следует отметить, что распространение кальвинизма на Украине тесно связано с его распространением в Польше и Беларуси из-за принадлежности Речи Посполитой. Значительным было и влияние кальвинистов в польском сейме в результате принадлежности к кальвинизму высокой шляхты. В целом, благодаря стараниям князя Николая Радзивила Черного, который был канцлером Великого княжества Литовского, кальвинизм стал на определенное время господствующим среди магнатов и шляхты княжества, которое в то время охватывало также значительную часть украинских земель.
Распространение кальвинизма в Европе имело своим результатом появление его различных разновидностей, особенности которых зависели от конкретных обстоятельств места и времени. Кальвинистская теория и практика порой достаточно сильно отходили от Кальвина. Многоликость кальвинизма при сохранении его фундаментальных принципов не была чем-то необычным: существование различных течений оказалось характерным и для других крупных направлений Реформации, в том числе лютеранства.
4.1.
Роль учения Жана Кальвина
Кальвин пытался провести
видимую границу между верой и неверием,
снабдить небогослова и нефилософа мерилами
«истинного христианства». Это одна из
задач его сочинения «Наставление в христианской
вере», где были систематизированы основные
принципы протестантизма. «Наставление»
по праву считается самым цельным сводом
положений протестантской теологии, на
который в отличие от кодексов Цвингли
и Меланхтона смог опереться догматический
церковный протестантизм4. Если кодексы
ранней Реформации суммировали разрушительные
для католицизма идеи, то кодекс Кальвина
суммировал новый догматизм и утверждал
республиканскую структуру церковной
организации. Если теологи ранней Реформации
учили верующего отстаивать свои права
от покушений клира и властей, то «Наставление»
тщательно дозировало соотношение идеи
борьбы и идеи смирения. Если авторам первых
сводов реформированной веры гуманистический
идеал человека представлялся идеалом
христианина, то Кальвин все свое литературное
дарование и глубокие познания в области
истории и психологии религии направил
на доказательство того, что жизненная
позиция гуманизма неприемлема для христианина
— это позиция еретика. Католицизм порицался
здесь
всесторонне, но помимо прочего и как такая доктрина, которая не справилась
с философской ересью.
Задача «Наставления»
определялась им как задача реставрации
вероучения, которое не только погрязло
в схоластике, но и оказалось в плену средневековой
философии — светской науки, которую отныне
следовало лишить права манипулировать
«божественными» вещами. Выстроив в единую
систему основные мировоззренческие вопросы—
о познании бога и человека, о свободе
воли, о христианской свободе, о власти
церкви, об отношении к Писанию, Кальвин
подчеркнул цельность и эмоциональную
природу религии. Папство не сумело подчинить
разум религиозному чувству, и теперь
настала пора разъяснить «ученым людям»
и «простому народу», что в «школе господа
бога»5 обыкновенный
человек не может быть наставником.
4.2.
Выводы
Кальвинистская
идеология сыграла в истории заметную
роль. Она существенно содействовала совершению
первой буржуазной революции в Западной
Европе - революции в Нидерландах и утверждению
в этой стране республики. На её основе
возникли республиканские партии в Англии,
и прежде всего в Шотландии. Вместе с другими
идейными течениями Реформации кальвинизм
подготовлял тот “мыслительный материал”,
на почве которого в XVII-XVIII вв. сложилось
классическое политико-юридическое мировоззрение
буржуазии.
Роль, сыгранная в истории кальвинистской идеологией, оказалась не просто заметной, но ещё и неоднозначной. В сложной обстановке социально- политической борьбы, которая сопутствовала в ряде западноевропейских стран становлению абсолютных монархий, отдельные положения кальвинизма использовались представителями консервативной феодальной оппозиции, противниками укрепления централизованной государственной власти. Эти дворянские круги, оберегая свои сословные привилегии, апеллировали, в частности, к тезису Ж. Кальвина о возможности
сопротивления магистратов королю в
случае попрания им божественных законов,
ущемления свободы народа.
Список
используемой литературы
1) Учебник Зотов В.Д., Зотова Л.В. История
политических учений, Москва, 2005.
2) Учебник Мухаев Р.Т. История политических
и правовых учений, Москва, 2005.
3) Кальвин Ж. Наставление в христианской
вере. М., 1999. Т.3, книга IV
4) Плешкова С. Л. Французская Реформация
(Спецкурс и переводы источников) , Москва,
1993.
5) webсайт wikipedia.org
1 Зотов В.Д, Зотова Л.В. История политических учений
2 Кальвин Ж. «Наставление в христианской вере» Т.3, книга IV,. С. 208.
3 Кальвин Ж. Указ. Соч. С.208
4 Wikipedia.org
5 Кальвин Ж. Указ.соч.