Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:13, курсовая работа
Политический имидж - сложный, многофакторный феномен, его специфика связана с особенностью политики как видом деятельности, ее местом в жизни людей и характером деятельности политического лидера или организации. Роль эффективного политического имиджа проявляется как в высоком рейтинге популярности его носителя, так и в возможностях влияния на формирование общественного мнения, действенного формирования политической деятельности государства в целом.
ВВЕДЕНИЕ 4
Условия формирования политического имиджа 6
Современные технологии формирования политического имиджа. 7
Требования к политическому имиджу 11
Психологические модели политического имиджа 13
Трехлучевая модель 14
Четырехлучевая модель 18
Трехлучевая модель имиджа типа «личность-деятельность-отношения» 20
Многофакторная модель 21
Имидж политического лидера 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Условия формирования политического имиджа 6
Современные технологии формирования политического имиджа. 7
Требования к политическому имиджу 11
Психологические модели политического имиджа 13
Трехлучевая модель 14
Четырехлучевая модель 18
Трехлучевая модель имиджа типа «личность-деятельность-
Многофакторная модель 21
Имидж политического лидера 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 31
Проблема политического имиджа сегодня привлекает внимание ученых и практиков, абсолютно всех политиков, не оставляет безразличным любого человека, интересующегося развитием современного общества, политических процессов и отношений в нем. Любой политический имидж - особый вид имиджа, включающий в себя общие политические и психологические характеристики, свойственные имиджу вообще, так и особенные признаки, свойственные лишь конкретной разновидности политического имиджа. Говоря о политическом имидже, специалисты нередко определяют его как целенаправленно формируемый и пропагандируемый образ кандидата, партии, общественного или политического движения, забывая о том, что имидж в политической сфере существует как феномен массового сознания вне зависимости от реализации (а иногда вопреки) предвыборных технологий.
Свою актуальность проблематика, связанная с имиджем, приобрела в XIX веке, когда особенно активно стали развиваться демократические институты, прежде всего, институт всеобщих свободных выборов. Судьба правительства стала напрямую зависеть от того, как оно само и его деятельность воспринималось избирателями. Неспособность изменить реальность согласно представлениям граждан о том, какой она должна быть, либо убедить их, что происходящее есть лучший вариант развития событий из всех возможных, оканчивалось, как правило, сменой правящих элит. Поэтому естественно, что проблема построения идеальных образов и внедрения их в массовое сознание приобрела решающее значение. Работа с имиджем - это ответ на желания населения, поскольку его основные составляющие должны соответствовать идеализациям, свойственным на этот период аудитории.
Первоначально
термин «имидж» использовался в
коммерческой рекламе для дифференциации
однородных товаров. Однако в начале
60-х годов XX века в США в связи
с разработкой новых методов
организации избирательных
Имидж возникает только тогда, когда субъект политики становиться «публичным». Для возникновения имиджа депутата необходим хотя бы один член общества.
Любой имидж отличается определенной мерой абстрактности, схематичности и упрощенности по сравнению с его носителем. В его формировании важную роль играют стереотипы и ассоциации, с помощью которых люди наделяют объект восприятия хотя и распространенными, но нередко не отвечающими в частном случае реальности качествами.
Политический
имидж - сложный, многофакторный феномен,
его специфика связана с
Условия формирования политического имиджа
Политический имидж — это специально формируемый образ в глазах различных социальных групп. Он возникает не спонтанно, а благодаря целенаправленным усилиям, как самого политика, так и его PR-команды. Но иногда он возникает и вопреки их воле и желаниям как результат деятельности других недружественных политиков с помощью различных средств и прежде всего средств массовой информации.
С технологической точки зрения имидж включает четыре компонента: исходный материал, модель имиджа, искажения при трансляции имиджа, результат обработки аудиторией транслируемого контента. Соотнося со сферами жизни общества, имиджевые характеристики делятся на: психофизиологические (активность, агрессивность, сила или мощь), личностно-коммуникативные (связанные с каналом передачи информации, такие как фото- или телегеничность, тембр голоса, акцент), социальные (моделирующие чисто человеческие качества, воспринимающиеся людьми как позитивные — доброта, отзывчивость), мифо-символические (стереотипным представления аудитории) и профессионально-политические.
Внешние компоненты имиджа определяют первоначальное впечатление о лидере, которое является самым главным. К ним относятся: черепно-лицевые признаки, мимика и пантомимика, речь и риторика, одежда и аксессуары.
Говоря
о технологиях, следует рассмотреть
основные принципы формирования имиджа.
Это такие табу, которых обязательно
должен придерживаться как имиджмейкер,
так и сам лидер, для создания
наиболее благоприятного и адекватного
имиджа, а так же для снижения
материальных затрат: заблаговременное
обращение к услугам
Прежде
всего, необходимо определить основные
качества имиджа, которые необходимо
учитывать при продвижении
Основными этапами кампании по формированию имиджа политического лидера:
1. Выработка имиджевой стратегии (региональная обусловленность, временное ограничение, изменчивость потребностей населения, демографический и этнопсихологический факторы, фактор неопределенности)
2. Создание имиджевой легенды (биография, предвыборная платформа, выявление негативных моментов имиджа)
3. Подбор технологий по формированию и внедрению имиджа (НЛП, внушение, метод когнитивного диссонанса, перфоманс и т.д.)
4. Разработка технологий защиты имиджа
5. Непосредственное формирование имиджа и контроль за этим процессом.
Процесс
коммуникации, трудный даже в лучшие
времена, подвергается жесткой проверке
в ситуациях кризиса, когда существует
высокая степень
В условиях
кризиса наиболее ценными являются
следующие черты характера
Основными коммуникативными субъектами в условиях кризиса являются государство, широкая общественность и СМИ.
Назначение
мероприятий по созданию управляемого
имиджа в целом – повышение
конкурентоспособности
Считается, что PR-технологии направлены на достижение пяти основных целей: 1) позиционирование, 2) возвышение имиджа, 3) снижение имиджа конкурентов, 4) отстройка от конкурентов, 5) контрреклама.
Позиционирование включает констатирование своего существования, создание и поддержание понятного окружению имиджа. Отсутствие такой деятельности у объекта восполняется стихийным формированием имиджа. Мероприятия по возвышению имиджа способствуют продвижению объекта. При взаимодействии с прессой и представителями других общественных и административных учреждений объекту не просто создается положительный образ, а часто имидж более значительный, чем это есть на самом деле. Снижение имиджа конкурентов предполагает введение сомнения в верности информации, известной о конкуренте, выявление противоречий в его имидже. Отстройка от конкурентов предполагает комбинацию возвышения своего имиджа при снижении имиджа конкурентов. Отстройка может быть явной и неявной.
Контрреклама может происходить по-разному, но в любом случае в основе лежит выявление и придание гласности недостатков в работе конкурентной стороны.
В основе всех имидж-технологий и PR лежит современная социальная и политическая психология, а именно психология социального познания, психология влияния, психология рекламы, психология управления, политическая психология, психология масс и др. Таким образом, искусство формирования имиджа любого уровня основывается на закономерностях, изучаемых в социальной психологии, в целом, и в политической психологии, в частности.
Решение проблемы управления имиджем в политических коммуникациях должно опираться на ряд особенностей формирования политического имиджа в конкретных культурно-исторических условиях развития общества в России. В первую очередь, дефицит информации о реальных качествах политика, распространенность дезинформации в СМИ и в слухах. Во-вторых, недостаточное адресное поступление информации к аудитории, наличие «фильтров недоверия» в отношении различных форм предвыборной агитации и пропаганды. В-третьих, необходимость непротиворечивости доступной для электората информации при поддержании сформировавшего позитивного имиджа. В-четвертых, учет механизмов взаимосвязи различных политических имиджей
Технология формирования имиджа политического лидера должна основываться: 1) на понимании сущности феномена имиджа, 2) на учете особенностей политика, 3) на учете особенностей той группы, на которую имидж направлен. На протяжении всего избирательного процесса (или деятельности политического лидера) необходимо ориентироваться на «обратную связь», которая дает возможность оперативно корректировать имидж политика.
В политической практике управление имиджем включается в предварительно разработанную программу действий в той или иной мере связанную с выборами.
Для составления
такой программы осуществляется
изучение контингента, «целевой аудитории»
имиджа. Это осуществляется с помощью
социологических и социально-
Следующий важный компонент сбора необходимой информации - составление психологического портрета личности политика, для актуализации наилучших их черт или затушевывания негативных. Наиболее распространенными методами исследования личности политических лидеров является: контент-анализ их текстов, анализ личных документов и биографии, составление психологических профилей, интервью, опросники, проективные методики и т.п.
Далее необходимо определить к какому типу лидерства относиться данный политик и какие архетипы задействуются. На этой основе строится стратегия подачи (презентации) и самоподачи (самопрезентации) имиджа политического лидера, т.е. определяется тот миф, на котором будет строиться политическая кампания. Для актуализации определенного архетипа необходимо, чтобы кандидат предъявил такие черты, которые позволили бы его идентифицировать с одним из архетипов. Биография и сама логика поведения политика должна быть подана через призму архетипа.
В политической имиджелогии выделяются следующие архетипные образы: «мудреца», «воина-защитника» («доброго молодца»), «доброго царя-кормильца», «слуги народа» («борца за справедливость»), «былинного богатыря», «аскета», «святого» т.д.
Необходимо изучать политическую ситуацию и конкурентов. Это дает возможность создать яркий контраст, выделиться из массы конкурентов в соответствии с требованиями сегодняшних реалий. Изучение этих аспектов создает эффективный имидж, учитывающий особенности населения, политической ситуации и самого политика.
При формировании имиджа обычно делается акцент на сильных сторонах политического лидера (характеристики, отвечающие требованиям электората) и нивелировке недостатков (характеристики, не отвечающие требованиям электората).
Существующие в литературе различные модели технологии формирования имиджа позволяют выделить основные этапы его формирования, в которые учитывают перечисленные особенности. На первом этапе определяются свойства, которые отличают данного лидера от других. На втором этапе подчеркиваются характеристики, которые приближают политического деятеля «к народу» (активизируется механизм идентификации и отнесения его к категории «свой»). На третьем этапе приближают объект имиджирования к стереотипу «идеального лидера». На четвертом - развивают способности политика как оратора, добиваясь согласованности вербальной и невербальной информации. На пятом этапе – вызывается интерес средств массовой коммуникации. Далее составляется программа встреч с электоратом. На седьмом - создается контртехнология с негативной информацией, технологии изменения негативных характеристик имиджа.
Резюмируя
вышесказанное необходимо отметить
важность профессионального управления
политическим имиджем. Формирование имиджа
политического лидера необходимо осуществлять
на всем процессе его политической
жизни, а не только в период выборов.
Устойчивый позитивный имидж позволяет
политическому лидеру или движению
более продуктивно