Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
торгово-экономический университет»
Финансово-экономический
факультет
Работа №97
Тема: Политический кризис 1991г.
И его последствия для развития России.
ПЛАН
Введение
1. Попытки реформирования политической системы.
2. Смена политического строя и
распад СССР.
Заключение
Литература
Выполнил:
Студент 1 курса
заочного отделения
Группы №2214 «С»
Введение
На данном этапе
развития экономических и политических
преобразований, происходящих в
Российской Федерации и соседних
государствах, преемниках бывшего
СССР, когда с политической сцены
уже ушли главные действующие
лица периода перестройки, сам
интерес к этому периоду в
российской истории несколько
утих, можно попытаться рассмотреть
это время в истории нашего
государства, дабы найти ответы
на те вопросы и проблемы, которые
у нас возникают сейчас.
Понятие "перестройка"
весьма спорно: каждый подразумевает
под ним нечто, соответствующее
его политическим взглядам. Кто
говорит, что перестройка уже
закончилась, кто говорит, что
еще не начиналась.
Чтобы сразу освободиться
от лишних вопросов, необходимо объяснить,
что же я имею в виду под словом
"перестройка" Можно давать ему
множество определений, но я, на мой
взгляд, выбрала самое широкое: перестройка
- совокупность государственно-правовых,
политических и социальных явлений
и процессов, связанных с реформами
и разрушением государственно-правовых
и общественно-политических институтов
СССР, происходивших в период 1985-1991
годов.
В данной работе моей целью
не является подробнейшее освещение
абсолютно всех явлений и процессов,
происходивших в стране в тот
период. Как вы понимаете, это невозможно
осуществить в рамках реферата. Поэтому
я остановлюсь на основных и ключевых,
по моему мнению, проблемах перестройки.
Что же касается временных
границ, то их объяснить очень легко:
1985 год приход к власти Горбачева
и начало реформирования (и разрушения);
1991 год - путч, который ускорил процесс
развала СССР, то есть это та дата,
когда СССР прекратил фактически
свое существование. Оставляю за собой
право эти границы несколько
раздвигать, дабы проводить параллели
с современностью и прошлым.
В качестве источников я
использовала периодическую литературу
того времени, а именно учебник для
ВУЗов А.Ф. Киселёва, большой справочник
по истории и т.д. Но эти источники
не могут быть использованы как основные
по той причине, что отражают определенную
идеологическую позицию, а нам важны
комментарии, лишенные этого недостатка.
Именно поэтому я помимо книг опиралась
в основном на журналы.
1. Попытки реформирования
политической системы. Обострение национального
вопроса.
Одним из наиболее отчетливых
проявлений общего кризиса в стране
стал кризис национально-государственных
отношений. Будучи многонациональным
объединением, Советское государство
имело немало проблем в этой сфере
- и доставшихся ему в наследство
еще от Российской империи, и тех,
что возникли уже после 1917 г. До тех
пор, пока власть была сильна, эти проблемы
находились в приглушенном состоянии,
лишь изредка выплескиваясь на поверхность.
Однако в условиях ослабления власти
они стали нарастать, постепенно
захватывая все новые и новые
области: и экономику, и социальные
отношения, и политику. Росту межнациональных
противоречий способствовала и неразбериха
в национально-государственном устройстве:
сформировавшись как унитарное
государство, СССР в конституции
сохранил внешние черты федерации
и конфедерации. Если ранее никакие
формальные законоположения в реальности
не имели значения, то теперь они
стали той базой, отталкиваясь от
которой силы, выступающие против
союза, стали требовать серьезных
изменений в положении различных
национальностей. Особенно часто они
ссылались на закрепленное в Конституции
СССР право наций на самоопределении.
Первый конфликт на национальной
почве случился еще в 1986 г. в Алма-Ате,
затем разгорелся территориальный
спор между Арменией и Азербайджаном
по поводу Нагорного Карабаха (с 1988г.),
а с 1989 г. они стали вспыхивать
практически повсюду: на Украине
и Кавказе, в Молдавии и Прибалтике,
внутри российских земель. Рост центробежных
тенденций в СССР имел вполне серьезные
причины, однако советское руководство,
как и в других своих политических
действиях, показало полную неспособность
справиться с ними. Не понимая реальных
истоков межнациональных противоречий,
оно видело причины напряженности
в этих районах в ошибках социально-экономического
характера, допущенных местными властями.
Естественно, и рецепты разрешения
проблем казались на первых порах
весьма простыми: составление программы
исправления недостатков, дополнительное
финансирование , да смена кадров. Однако
отказ рассматривать национальные
противоречия как серьезнейшую проблему
на деле лишь еще больше запутывал
вопрос и, скорее, способствовал обострению
борьбы, чем наоборот.
К тому же характерной чертой
СССР являлась неравномерность развития
политического сознания в различных
республиках. Если одни проявляли высокую
степень лояльности к центру, то
другие старались от них дистанцироваться.
Это, в свою очередь, определяло отношение
центра к республикам: тогда как
республики Прибалтики, Закавказья и
Россия подвергались жесткому давлению
со стороны центра, то Средняя Азия,
Украина, напротив, получали от него постоянную
поддержку.
Но, пожалуй, самым существенным
во взаимоотношениях между центром
и местами вопросом был вопрос
о темпах и характере реформ. Прибалтика
и Россия настаивали на ускорении
преобразований, видя в них возможность
улучшить положение в республиках.
Нерешительность же и непоследовательность
центральных властей постепенно
формировали стремление ослабить воздействие
его политики на места с тем, чтобы
получить возможность самостоятельного
осуществления реформ. Необходимо также
добавить, что ослабление власти центра
породило соблазн в среде местных
руководителей увеличить собственную
власть. Таким образом, нарастающее
противоборство союзного центра и республик
стало не только борьбой за реформы,
но и борьбой центральной и
местных элит за власть. Тем самым,
произошло временное совпадение
интересов общественности, активно
требовавшей ускорения реформ, и
республиканской политической элиты,
желавшей укрепить свою власть, а при
благоприятном развитии событий
и перехватить ее у центра. Роль
локомотива в борьбе с союзным
центром взяло на себя российской
руководство. Сформирование единого
фронта республик вызвало сплочение
сил консерваторов, которые попытались
перейти в наступление при
негласной поддержке умеренных,
видевших и для себя опасность
в усилении республиканских центров.
Однако предпринятые ими силовые
действия в Риге и Вильнюсе в январе
1991 г. успеха не принесли. Более того,
они вызвали ответное объединение
радикалов и умеренных в российских
политических кругах и переход их
в контрнаступление. Упорная политическая
борьба февраля - апреля 1991 г. (общероссийская
шахтерская забастовка с политическими
требованиями в поддержку российского
руководства, мартовский референдум по
вопросу о сохранении СССР, сказавший
"да" союзу) завершилась созданием
нового союза, на этот раз, между республиками
и умеренными центра во главе с
М.С. Горбачевым. Это соглашение стало
началом нового этапа взаимодействий
центра и республик, суть которого заключалась
в поисках формулы новой системы
отношений между ними, выразившихся
в выработке проекта нового союзного
договора. После длительных переговоров
к августу предполагаемое объединение
приобрело ярко выраженные конфедеративные
черты.
Такое решение вызвало
активное недовольство со стороны консерваторов,
в среде которых возникла идея
организации заговора как против
новой модели Союза, так и против
реформ вообще. Попыткой осуществления
замыслов стал путч 19 - 22 августа 1991 г. Быстрый
крах консервативной попытки сохранения
СССР, свидетельствовавший о слабости
центра, не только сорвал создание нового
объединения, но и привел к неконтролируемому
распаду СССР, завершившемуся известным
"беловежским соглашением" президентов
России, Украины и Белоруссии о
ликвидации СССР и создании особого
межгосударственного альянса - Содружества
Независимых Государств. Нередко
причины распада СССР рассматриваются
как явление случайное, объяснимое
"происками империализма" или
злой волей республиканских лидеров.
С другой стороны, сами участники
соглашения видят в этом акте единственно
возможный выход из тупика. Видимо,
все же, при всей закономерности
процесса, сами формы перехода на новый
уровень взаимоотношений между
центром и местами могли быть
в значительно большей степени
постепенными и намного менее
разрушительными. Однако августовский
путч оставил мало шансов для подобного
развития событий.
Таким образом, в 1991 г. закончилась
история советской государственности.
Однако это не стало концом государственности
российской. Напротив, она вступила
в совершенно новый этап. Фактически,
поражение путчистов означало неудачу
консервативного варианта реформ, расчистив,
одновременно, дорогу радикальной модели
преобразований.
Распад СССР, оформленный
Беловежским соглашением руководителей
России, Украины и Белоруссии Б. Н.
Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкеви-чем
8 декабря 1991 г., является одним из самых
значительных событий мировой истории
XX в. Это, пожалуй, единственная оценка,
которая принимается большинством
историков и политиков. Все остальные
вопросы, связанные с анализом причин
и значения распада СССР, остаются
предметом острых дискуссий. Причины
распада СССР. В марте 1990 г. на всесоюзном
референдуме большинство граждан
высказались за сохранение Союза
ССР и необходимость его реформирования.
К лету 1991 г. был подготовлен новый
Союзный договор, дававший шанс на обновление
федеративного государства. Но сохранить
единство не удалось. СССР распался. Почему?
Приведем наиболее распространенные объяснения,
которые предлагают исследователи:
- СССР создавался в 1922 г. как федеративное
государство. Однако с течением времени
он все более превращался в
государство, по существу, унитарное, управляемое
из центра и нивелирующее различия
между республиками, субъектами федеративных
отношений. Проблемы межреспубликанских
и межнациональных отношений игнорировались
на протяжении многих лет, трудности загонялись
вглубь, не решались. В годы перестройки,
когда межнациональные конфликты приобрели
взрывной, крайне опасный характер, принятие
решений откладыва- лось вплоть до 1990-1991
гг. Накопление противоречий сделало распад
неизбежным; - СССР создавался на основе
признания права наций на самоопределение,
федерация строилась не по территориальному,
а национально-территориальному принципу.
В Конституциях 1924, 1936 и 1977гг. содержались
нормы о суверенитете республик, входивших
в состав СССР. В условиях нараставшего
кризиса эти нормы стали катализатором
центробежных процессов; - сложившийся
в СССР единый народнохозяйственный комплекс
обеспечивал экономическую интеграцию
республик. Однако по мере нарастания
экономических трудностей хозяйственные
связи начали разрываться, республики
проявляли тенденции к самоизоляции, а
центр оказался не готов к подобному развитию
событий; - советская политическая система
базировалась на жесткой централизации
власти, реальным носителем которой было
не столько государство, сколько Коммунистическая
партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей
роли, ее распад с неизбежностью вели к
распаду страны; - единство и целостность
Союза в значительной степени обеспечивалась
его идеологическим единством. Кризис
коммунистической системы ценностей создал
духовный вакуум, который был заполнен
националистическими идеями; - политический,
экономический, идеологический кризис,
который переживал СССР в последние годы
своего существования, привел к ослаблению
центра и усилению республик, их политических
элит. Национальные элиты были по экономическим,
политическим, личным мотивам заинтересованы
не столько в сохранении СССР, сколько
в его распаде. <Парад суверенитетов>
1990г. ясно показал настроения и намерения
национальных партийно-государственных
элит. Значение распада СССР. Значение
столь масштабных событий определяется
временем. С момента рас- пада СССР прошло
всего 10 лет, историки и политики, граждане
государств, возникших на месте СССР, находятся
во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным,
обоснованным выводам. Отметим поэтому
очевидное: распад СССР привел к возникновению
независимых суверенных государств; коренным
образом изменилась геополитическая ситуация
в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных
связей стал одной из главных причин глубокого
экономического кризиса в России и других
странах - наследниках СССР; возникли серьезные
проблемы, связанные с судьбой русских,
оставшихся за пределами России, национальных
меньшинств в целом. Становление новой
российской государственности. Процесс
становления новой российской государственности
начался принятием Верховным Советом
РСФСР Декларации о суверенитете России
(1990) и выборами первого российского президента
(12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991)
статус Российской Федерации как независимого
суверенного государства стал юридической
и фактической реальностью. Период становления
российской государственности завершился
12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме
была принята Конституция Российской
Федерации и окончательно демонтирована
советская политическая система. Рождение
современного Российского государства
было драматическим, крайне болезненным
и сложным процессом
Характер перестройки (1985-1991)
определялся стремлением реформировать
советское общество, к началу 80-х
гг. вступившее в затяжной социально-экономический
и духовно-нравственный кризисclass=GramE>
. При этом конкретное содержание и даже
цели>реформаторского курса изменялись.
В истории перестройки выделяют три этапа:
1985-1986, 1987-1988, 1989-1991 гг. 1985-1986 гг.: период
ускорения. Избранный в марте .
Генеральным секретарем ЦК
КПСС М. С. Горбачев исходил из того,
что, во-первых, реформы необходимы
и, во-вторых, они должны реализовать
огромные экономические и политические
возможности, которые есть у построенного
в СССР социализма. Была выдвинута
концепция ускорения социально-экономического
развития. Ставилась цель уже к . удвоить
промышленный потенциал СССР. Методы реализации
этой стратегии оказались вполне традиционными:
активизация <человеческого фактора>
(соцсоревнование, укрепление трудовой
дисциплины, борьба с пьянством - знаменитая
антиалкогольная кампания); использование
скрытых резервов (полная загрузка производственных
мощностей, организация многосменной
работы); резкое увеличение расходов на
техническое обновление предприятий;
ужесточение административных мер (государственная
приемка продукции). Одновременно произошло
обновление высшего партийного и государственного
аппарата. Наметились сдвиги во внешней
политике. СССР отказался от размещения
ракет средней дальности в Европе, началась
нормализация отношений с США, в предшествующий
период фактически зашедших в тупик. Итоги
политики ускорения малоутешительны.
Добиться существенного повышения темпов
роста не удалось, антиалкогольная кампания
привела к гигантским потерям бюджета,
увеличение затрат на техническое переоснащение
промышленности обострило ситуацию в
социальной сфере. Пришло понимание необходимости
более глубоких преобразований, которые
должны затронуть базовые конструкции
сложившейся экономической и политической
системы. 1987-1988 гг.: <гласность> и перестройка. стала
концепция <хозрасчетного социализма>,
прообраз которой был найден в нэпе, а
теоретическое обоснование - в последних
работах В. И. Ленина. Закон <О государственном
предприятии> (лето 1987) значительно расширял
самостоятельность предприятий.
Министерства готовили контрольные
показатели экономического развития на
год и на их основе устанавливали
государственный заказ предприятию.
Все, что производилось сверх
госзаказа, можно было реализовать
на выгодных условиях по свободным
ценам. Предприятия самостоятельно
устанавливали численность работников,
уровень заработной платы. Трудовые
коллективы получали право выбирать
администрацию. Это была попытка
изменить хозяйственный механизм, ослабить
административное давление, ввести конкуренцию.
Но крупных результатов она не
имела: госзаказ устанавливался на пределе
возможностей предприятий, система
ценообразования и материально-технического
снабжения не изменялась. В . был сделан
следующий шаг: разрешено мелкое частное
предпринимательство (в рамках так называемого
кооперативного сектора). Существенных
сдвигов в экономике не происходило. Сопротивление
при этом росло. Горбачев принял сложное
решение о подготовке реформы политической
системы. Уже в январе . акцент был сделан
на политике <гласности>. Случилосьневероятное:
тираж популярных литературно-художественных
журналов перевалил за миллион экземпляров. Страна
бросилась наверстывать упущенное, читать
то, что было у нее отнято в прежние годы:
произведения 20-30-х гг. (<Мы> Е.И.Замятина,
<Котлован> А. П. Платонова, <Повесть
непогашенной луны> Б. А. Пильняка), книги
Б. Л. Пастернака (<Доктор Живаго>), А.Н.Рыбакова
(<Дети Арбата>), В. С.Гроссмана (<Жизнь
и судьба>), сочинения старых и новых
эмигрантов (<Окаянные дни> И. А. Бунина,
<Архипелаг ГУЛАГ> А. И. Солженицына,
<Маленькая повесть> В. П. Некрасова,
<Верный Руслан> Г. Н.Владимова, <Семь
дней творения> В. Е. Максимова), публицистические
статьи И.Клямкина, О. Лациса, Г. Попова,
философские опусы Н. А. Бердяева- Идеологической
основой нового курса-, В. С. Соловьева,
П. А. Сорокина... На экраны вышли фильмы
<Покаяние>, <Комиссар> и др. Возник
небывалый интерес к истории России: общество
требовало <знать всю правду> о прошлом.
С . начала работу Комиссия Политбюро по
реабилитации жертв политических репрессий
(<комиссия А. Н. Яковлева>). Были реабилитированы
Бухарин, Зиновьев, Каменев, признаны незаконными
приговоры внесудебных <троек>, репрессии
в отношении крестьян периода коллективизации.