Заключение
Борьба на политической арене
страны шла главным образом вокруг двух
пунктов (на мой взгляд, эта борьба продолжается
и по сей день). Первый - общий сценарий
развития перестройки. Будет ли это постепенное
вхождение сложившихся структур управления
в рыночное хозяйство и введение государственно-бюрократического
капитализма "сверху"? Или же, напротив,
ликвидация этих структур и стихийное
формирование капитализма "снизу"?
Второй узловой момент:
поскольку реформы требуют заведомо
непопулярных мер, то ответственность
за их принятие и все связанные
с ними издержки возлагаются,
как правило, на политических
противников. Чаще всего в «
главной» роли выступал центр.
Это проявлялось, например, в ходе
политического скандала, который
разразился в Верховном Совете
России, когда союзное правительство
обнародовало решение о введении
договорных цен на ряд товаров
(в ноябре 1990 года). А между тем
это решение было согласовано
и с Б. Н. Ельциным, и с
И. С. Силаевым.
К концу 1990 года установилась
патовая ситуация: ни коммунисты-реформаторы,
ни либералы уже не могли, каждые в
отдельности, добиться позитивных сдвигов
в экономике, политике, социальной сфере.
Главное они не могли поодиночке противостоять
угрозе всеобщей анархии. Первые - потому
что в значительной степени утратили поддержку
народа, вторые - потому что после своих
первых побед успели подрастерять многих
своих приверженцев.
Понимание необходимости
политического компромисса наблюдалось
как в одном, так и в другом
лагере. Коммунисты-реформаторы в
своих документах второй половины 1990
года призывали к гражданскому согласию,
выражали готовность создать не просто
блок сил "социалистической ориентации",
но пойти на союз со всеми демократическими
партиями и движениями. Их оппоненты,
хлебнув лиха в решении практических
вопросов, с которыми они столкнулись,
придя к власти на местном, а кое-где
и на республиканском уровне, похоже,
также были внутренне готовы к
сотрудничеству. Идея компромисса с
частью аппарата и центром и создания
сильной исполнительной власти - такой,
например, лейтмотив декабрьской
программной статьи Г. Х. Попова, озаглавленной
не без претензии: "Что делать?
"
Направление политических
ветров перестройки изменилось
в очередной раз. Разразился
острейший кризис сложившейся
политической системы. Провозгласив
лозунг "Вся власть - Советам! ",
реформаторы даже не задумывались
над тем, что Советы, которые
перестали быть приводными ремнями
КПСС, не в состоянии организовать
нормальный процесс политического
развития. Пресса КПСС остро критиковала
"некомпетентных демократов",
не умеющих наладить работу
тех Советов, в которых им
принадлежит большинство. Политический
кризис, произошедший в конце
1990 года, сложился из-за отжившего
типа государственности.
Каждая политическая сила
стремилась искать собственный выход
из этого кризиса. Болезненнее всего
на него реагировали "государственные
сословия" - те слои, само существование
которых было поставлено сейчас на
карту. Они все энергичнее подталкивали
Президента и Верховный Совет
СССР к установлению авторитарного
президентского режима при номинальной
советской власти. Горбачев, хотя и
не без колебаний, вынужден был идти
на это. Он нуждался в поддержке, но
получить, же её было ниоткуда: КПСС утратила
мобилизационные способности, а
с либералами сотрудничество не сложилось
- сказалась инерция конфронтации.
Впрочем, если бы
оно и сложилось - авторитарной
трансформации режима едва ли
удалось избежать. Ибо либералы -
во всяком случае, те из них,
кто делает погоду на политическом
небосклоне, рассматривали (и рассматривают)
усиление исполнительной власти,
авторитарные методы перехода к рыночному
хозяйству, как нечто долговременное,
а не как временную тактическую меру, поэтому,
строго говоря, не только демократами,
но и либералами они являлись разве что
в кавычках. Достаточно было прочесть
проект Конституции России, чтобы увидеть:
тоталитарный режим предполагается заменить
не всеобщей демократией, но авторитарной
властью. При этом, однако, в отличие от
коммунистов-реформаторов, либералы нацеливались
(и нацеливаются) на изменение фундамента
политической системы, на трансформацию
советской власти в парламентскую республику.
И все же определенный
шанс предотвратить окончательную
«авторитаризацию» перестройки
еще имеется. Превращение подлинно
демократических движений во
влиятельную политическую силу,
может существенно изменить политическое
направление. Только демократические,
самодеятельные общественные организации
трудящихся могут воспрепятствовать
замыслам консервативных сил,
которые пытаются спровоцировать
народный бунт против грядущего
рынка, антирыночную, тоталитарную
контрреволюцию. Для этого, однако,
всем общественно-политическим, потребительским,
культурно-просветительным, профсоюзным
и иным организациям необходимо
сплотиться в мощный блок демократического
единства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Волкова И.В. История России с древности до наших дней. – Москва: «Высшая школа», 1997.
- Данилов А.А. Учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть II. – М.: ВЛАДОС. 1995 – 352 с.
- Данилов В.А. Жизнь и политика. – Тюмень. 1995 – 230-234с.
- Киселёв А.Ф. Новейшая история Отечества: XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 1. – 496 с.