Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 08:16, контрольная работа
Одной из особенностей социально-экономического развития Франции является исторически сформировавшийся консенсус по поводу необходимости и законности определяющей роли государства в области социальной политики. В последние десятилетия во Франции наблюдается тенденция к уменьшению государственного вмешательства в экономику. Однако, с другой стороны, роль государства возрастает в установлении социальных и цивилизационных рамок, сегодня слишком зависящих от рынка и многих других факторов. Здесь государство в значительной степени опирается на публичные институты, которые получили приоритеты в решении многих задач. Государство во Франции постоянно реформируется для достижения общественного блага, преодоления апатии избирателей и завоевания их доверия .
Введение……………………………………………………………………………….……...3
Приход Жака Ширака в активную политическую деятельность……………………........5
Деятельность Ж. Ширака в качестве президента Франции. Основные направления социально-экономической политики……………………………………………………….11
Реформаторская деятельность Жака Ширака в области образования и
здравоохранения……………………………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Кафедра всемирной истории
Дисциплина- История стран Европы
и Америки в новейшее время
Контрольная работа
«Политический курс Жака Ширака»
Выполнила студентка
з/о, 5 курса
Фадеева М.Ю.
Проверила:
К.и.н, доцент Лисицына Н. Н
Москва 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Приход Жака Ширака в активную политическую деятельность……………………........5
Деятельность Ж. Ширака
в качестве президента Франции. Основные
направления социально-экономической
политики……………………………………………………….
Реформаторская деятельность Жака Ширака в области образования и
здравоохранения………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
За Францией утвердилась репутация одной из наиболее динамично развивающихся стран капиталистического мира.
Одной
из особенностей социально-экономического
развития Франции является исторически
сформировавшийся консенсус по поводу
необходимости и законности определяющей
роли государства в области
По конституции Франция является президентской республикой. Центральная фигура государственной власти - Президент Республики. Он глава государства и главнокомандующий, «гарант» национальной независимости, «арбитр», обеспечивающий нормальное функционирование государственных органов и преемственности государства.
Президент
Франции обладает широчайшими полномочиями.
Он назначает и увольняет премьер-
Высшим органом законодательной власти является парламент, состоящий из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание принимает законы, утверждает бюджет, программу и состав правительства. Если Национальное собрание не одобряет правительственную программу, правительство обязано подать президенту заявление об отставке. В этом случае президент должен уволить правительство или распустить Национальное собрание.
Объектом исследования данной работы является Жак Ширак. Предмет исследования - основные направления в политике Жака Ширака.
Цель работы - проанализировать основные направления в политике Жака Ширака и его самого как президента страны.
В связи с поставленной целью требуется решить следующие задачи:
- проанализировать основные достижения внутренней и внешней политики Ж. Ширака;
- изучить его реформаторскую деятельность.
Данную тему рассматривали широкий круг исследователей и анналистов. В данной работе имеются главы, для освещения которых используются разные источники, соответствующие названию этих глав и отображающие их суть.
Обширный
материал о развитии образования
во Франции представлен в изданной
посольством Франции в России
книге «Система образования во Франции
и организация ее администрации».
В этом издании, основанном на документальных
материалах, изложены основные принципы,
на которых зиждется система образования
во Франции, а также очень подробно
и детально описана структура
французской системы
Источниками для работы служат материалы периодических изданий. Однако при использовании таких источников по данной теме необходимо учитывать тот факт, что они не всегда в полной мере объективно отражают существующую ситуацию.
Приход Жака Ширака в активную политическую деятельность.
После смерти Помпиду вспыхнул острый внутренний конфликт, который давно назрел и олицетворял борьбу либералов и консерваторов в голлистском движении. Тюйе, Гаро и Ширак очень хотели, чтобы официальным кандидатом голлистов в президенты и всех правых стал Месслер. Но тот решительно отказался баллотироваться. Тогда свою кандидатуру выдвинул Шабан-Дельмас, которого поддерживало руководство партии. Ширак и его сторонники решили выступить против этого. От «независимых республиканцев» баллотировался Тискар Д`Эстен. Его - то и решил поддержать молодой министр внутренних дел.
Президентом Республики 19 мая 1974 года стал Тискар Д`Эстен, победив Миттерана во втором туре выборов с минимальным преимуществом. Сразу после вступления на пост главы государства, он заявил, что назначит премьер-министром Жака Ширака. Президент хотел видеть на этом месте челов., который поддерживал его кандидатуру на выборах и имеет значительный опыт работы в правительстве. Президент явно рассчитывал с помощью Ширака подчинить себе голлистов, так как эта партия оставалась самой многочисленной по числу представителей в Национальном собрании. Ширак твёрдо знал, что для того чтобы играть самостоятельную роль при президенте, ему нужно, прежде всего, подчинить себе голлистское движение, стать во главе партии. Он быстро сумел добиться поста секретаря ЮДР.
Президент Республики надеялся, что с помощью Ширака он сможет «тискардизировать» ЮДР, но тот предпочёл её «ширакизировать». Тем не менее, это не помогло ему утвердится на своём посту. Очень быстро между Д`Эстеном и Шираком возникли серьёзные разногласия по важнейшим политическим вопросам. Премьер - министр считал слишком «либеральной» социально-экономическую политику президента. Ширак был лишён некоторых привилегий, например, права финансового арбитража. «В отличие от своих предшественников он не мог вмешиваться в споры между министерствами относительно распределения между ними бюджетных средств. Потеря этой важной прерогативы фактически сводило на нет влияние главы правительства на министров».
Эти обстоятельства привели вскоре к развязке. Ширак всё время чувствовал себя как бы со «связанными руками». В результате Ж. Ширак после исполнения двухлетней службы на посту премьер-министра в июле 1976 года подал в отставку.
Руководство
ЮДР одобрило решение своего лидера.
Отныне две главные партии буржуазного
лагеря превратились, по существу, в
соперничавшие между собой
Провозглашение ОПР состоялось на чрезвычайном съезде в Париже 5 декабря 1976 года. Собралось более 60 тысяч голлистов. Они восторженно приветствовали своего нового лидера. Все основные решения Ширак принимал только совместно со своими ближайшими советниками.
Избрание мэра столицы в 1977 году стало главным событием муниципальных выборов. Левые силы выставили единого кандидата Т. Сара. «Независимые республиканцы» с согласием и при поддержке президента Республики выдвинули кандидатуру М. Д`Орнако. Тогда в качестве претендента на первую мэрию страны предложил себя и Ширак. Борьба за пост мэра сразу превратилась в открытое состязание двух политических направлений в правящем блоке - реформистского тискаровского и более консервативного - шираковского. С 1977 по 1995 Ж. Ширак бессменный мэр столицы.
В следующем году вышли две книги Ширака - «Отблески надежды» и «Речь для Франции в час выбора». Именно в этих произведениях он высказал свои внутриполитические, социально-экономические. И внешнеполитические взгляды. По его мнению, на азе французской Конституции 1958г создан, бесспорно, лучший государственный строй из всех, существовавших во Франции на протяжении веков.
1978-1980
годы прошли для Жака Ширака
и его партии под знаком
борьбы за утверждение
На выборах в феврале 1978г. ОПР получила 155 мандатов, тогда как СФД - только 119. Такая расстановка сил в Национальном собрании явилась для Ширака отправным пунктом для ещё более жестокой критики своего партнёра по коалиции.
Председатель ОПР и его сторонники в ЦК взяли курс на то, чтобы «на предстоящих президентских выборах 1981г. выступить как самостоятельная политическая сила, не только противостоящая левым, но и подчёркивающая свою альтернативность политики тискаровцев». Однако провести этот курс в жизнь Шираку не удалось, потому что он так и не смог добиться единства в партийных рядах. Многие голлисты были разочарованы деятельностью создателя ОПР, в том числе Тюйе и Гаро. Дебре и Гаро заявили о намерении выставить свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах. В столь сложной ситуации Шираку всё же удалось добиться того, что съезд именно его выдвинул официальным кандидатом в президенты. Для него это были первые президентские выборы.
Лидер голлистов понимал, что почти не имеет шансов победить своих соперников Д` Эстена и Миттерана. Но он твёрдо решил баллотироваться на пост президента республики, чтобы подтвердить тем самым существование ОПР как самостоятельной политической силы и не дать голлистскому об'еденению в ближайшем будущем просто плыть по течению. Первый тур выборов состоялся 26 апреля 1981г. Ни для кого не явилось неожиданностью, что вперёд вышли Тискар Д` Эстен и Миттеран (соответственно 28,3 % і 25,8 % голосов. Шірак сумел набрать 18 %, Дебре - 1,6 %, Гаро - 1,3 % голосов).
В результате
10 мая президентом республики был
избран социалист Миттеран. На последовавших
сразу за президентскими досрочных
парламентских выборах
Тискар Д`Эстен и Ж. Ширак на этот раз оба проиграли. Экс - президент постепенно начал отходить от активной политической деятельности. Ширак же, напротив, вновь энергично берётся за дело. Сдаваться - не в его характере. Для начала ему необходимо было сколотить себе новую «команду», не в его стиле работать в одиночку.
Ширак разыскал Балладюра, бывшего директора канцелярии Помпиду, который после смерти патрона ушёл работать в промышленную фирму. Крепли его деловые связи с соратниками по ОПР Паска и Моно. В круг его ближайших сотрудников стали входить также Т. Тубон, Ф. Сеген и другие. Многие отмечали, что несколько изменился характер и самого Ширака. Он стал более сдержанным, осмотрительным, терпеливым.
С 1983 года политика руководства страны начала вызывать разочарование в широких массах, связавших с приходом к власти левых сил большие надежды на улучшение своего положения. В результате правые партии начали отвоёвывать свои позиции. Первым свидетельством тому стали муниципальные выборы 1983г. - ОПР и СФД провели своих мэров 440 городах из 519 с населением свыше 9 тысяч человек. Большого успеха добился сам Ширак. Он вновь был избран мэром Парижа.
После муниципальных выборов Ширак активно включается в борьбу за власть. Следующим её этапом стали парламентские выборы 1986 года. На парламентских выборах правые партии действительно получили большинство, хотя и незначительное. ОПР и СФД располагали теперь 291 мандатом из 577. И президент республики предложил сформировать новый кабинет Шираку. Таким образом, сложилась беспрецедентная в Республике ситуация. Во главе государства стоит левый президент, а правительство правое.
Ширак
принял смелое решение, поставив своей
целью «штурм» Елисейского