Политический курс Жака Ширака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 08:16, контрольная работа

Описание работы

Одной из особенностей социально-экономического развития Франции является исторически сформировавшийся консенсус по поводу необходимости и законности определяющей роли государства в области социальной политики. В последние десятилетия во Франции наблюдается тенденция к уменьшению государственного вмешательства в экономику. Однако, с другой стороны, роль государства возрастает в установлении социальных и цивилизационных рамок, сегодня слишком зависящих от рынка и многих других факторов. Здесь государство в значительной степени опирается на публичные институты, которые получили приоритеты в решении многих задач. Государство во Франции постоянно реформируется для достижения общественного блага, преодоления апатии избирателей и завоевания их доверия .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….……...3
Приход Жака Ширака в активную политическую деятельность……………………........5
Деятельность Ж. Ширака в качестве президента Франции. Основные направления социально-экономической политики……………………………………………………….11
Реформаторская деятельность Жака Ширака в области образования и
здравоохранения……………………………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная р. Ж. ширак.docx

— 54.76 Кб (Скачать файл)

Ширак и его сторонники очень энергично  взялись за проведение реформ. Главной  в политике правительства стала  её социально-экономическая программа. Прежде всего, речь шла денационализации. Вторым элементом явилось сокращение налогов.

Политика  правительства Ширака была направлена на борьбу с преступностью, терроризмом, решение «проблемы эмигрантов», реформу высшего образования. Однако попытка проведение последней вызвала  взрыв негодования студентов  по всей стране. Кабинету пришлось уступить и отменить законопроект.

Во  внешней политике Ширак отметил  приверженность своей страны к союзу  с США. Особо подчеркнул, что он приветствует договорённость СССР и  США, основанную на принципе полной ликвидации их ядерных сил средней дальности.

За  два года своей деятельности правительство  Ширака три раза ставило перед  Национальным собранием вопрос о  доверии. Голосами депутатов правых партий оно было получено. Но по мере приближения к президентским  выборам 1988 года силы, составлявшие правительственную  коалицию, размежевались.

Уже в конце 1987 года стало ясно, что  правое парламентское большинство  будет представлено на предстоящих  выборах двумя главными кандидатами - Шираком и Баром. Их самым серьёзным противником был президент республики, который в конце марта официально объявил о своём намерении остаться в Елисейском дворце ещё на одно семилетие.

Ж. Шираки его команда активнейшим образом  включилась в битву за высший государственный  пост. В ход были пущены все методы: реклама, поездки по стране, радио  и телевидение. Приближённые премьер - министра без конца твердили о его достоинствах. Статьями о нём и интервью с ним в первые месяцы 1988 года буквально пестрела буржуазная пресса.

Однако  эта реклама не помогла лидеру ОПР добиться желанного успеха. 24 апреля в первом туре выборов наибольшее число голосов (34,1 %) получил Миттеран, Ширак набрал 19,9 %, Барр - 16,5 %. Хотя Ширак и прошёл во второй тур, но решающей победы над Миттераном одержать не сумел. 8 мая 54 % голосовавших французов отдали предпочтение кандидату социалистов. Ширак собрал 46 % голосов. Через два дня он вручил президенту республики заявление об отставке. Миттеран распустил Национальное собрание и назначил новые выборы. В результате социалисты получили 278 мандатов, но не смогли занять абсолютное большинство мест. 27 мандатов у ФКП, правые партии также не смогли сохранить свои позиции. Они завоевали 272 места. Президент республики поручил сформировать новый кабинет социалисту Мишелю Токару.

Второе  поражение на выборах не сломило  волю Жака Ширака к победе, покинув  пост главы правительства, он опять  становится одним из лидеров правой аппозиции левому правительству.

Умеренный курс правительства Токара вызывал критику, как со стороны правых партий, так и в самой ФСП. Аппозиция особенно активизировалась с 1990года, когда начали проявляться признаки очередной рецессии. Экономическая ситуация в стране начала ухудшаться, хронической проблемой стала безработица. Вскоре с поста премьер - министра был снят Токара, вместо него 15 мая 1991 году была назначена Крессон. Но популярность ФСП продолжала падать. В 1992 году опять смена главы правительства, назначен Пьер Береговуа, который основными задачами объявил борьбу против безработицы, продолжение частичной приватизации. Но шансов предотвратить разгром ФСП на предстоящих парламентских выборах он уже не имел.

Выборы  в Национальное собрание 1993году принесли триумфальный успех правым партиям, которые отказались от былого радикализма  и построили свою программу на беспроигрышных лозунгах «ответственности»  и «доверия, умеренных реформ, борьбы против социального неравенства  и безработицы, преступности и терроризма.

Правительство правого большинства в 1993 году возглавил  Эдуард Баладюр, более десяти лет являвшийся советником Ширака по проведению избирательных компаний. Ж. Ширак остался лидером коалиции, но готовился к президентским выборам. Баладюр объявил приоритетной задачей правительства борьбу с безработицей и спасение системы социального страхования. Важную роль в увеличении доходной части бюджета сыграла вторая волна приватизации. Принятые меры позволили сократить бюджетный дефицит и создать новые рабочие места. Для поощрения роста занятости правительством был также сокращён налог на фонд заработной платы. Политика правительства вызвала большую общественную поддержку. Французам импонировал личный имидж премьер-министра, его спокойствие, уверенность и ироничность. В 1994 году Баладюр рассматривался как основной кандидат на победу на будущих президентских выборах.

Баладюр окончательно заявил об участии в предвыборной гонке в декабре 1994г., когда стало известно об отказе баллотироваться основного кандидата от ФСП Ж. Делора. В такой ситуации раскол электората ОПР, неизбежный при соперничестве Баладюра с Шираком, уже не выглядел слишком опасным. Сложилась парадоксальная ситуация, когда основными противниками в ходе избирательной компании стали представители одной партии (хотя формально Баладюр выступал как независимый кандидат). Выдвижение в феврале 1995 года кандидатом от ФСП Тоснена не воспринималось в качестве серьёзной альтернативы.

Соперничество же Баладюра и Ширака приобретало совершенно неожиданный поворот. Баладюр опирался в своей компании на достижения правительства и обещал избирателям продолжение прежнего курса. Первоначально он явно лидировал по опросам общественного мнения. Становясь аутсайдером, Ж. Ширак решился на рискованный маневр - он резко сменил ориентиры предвыборной программы и престал перед избирателями едва ли не в роли левого кандидата. Лейтмотивом избирательной компании Ширака стала острая критика правительства, упрёки Баладюра в иммобилизме и самоуспокоенности, акцентирование внимания избирателей на злободневные проблемы французского общества. Ширак уверенно привлекал симпатии молодёжи и «притеснённого электората». Сильными оставались и его позиции в ОПР.

Первый  тур выборов принёс победу Тоснену (23,3 %). Но этот успех был обусловлен в большей степени расколом правого электората. Часть избирателей ОПР даже проголосовала за социалиста, чтобы избежать «братоубийственного» второго тура Баладюр - Ширак. Он получил 20,6 %, Баладюр - 18,5 %.Во втором туре Ж. Ширак всё-таки получает большинство голосов и завоёвывает пост президента, что досталось ему «дорогой ценой». Недаром во время предвыборной компании Ширак часто повторял слова, ставшие его девизом: «Всегда, когда есть желание, найдётся и путь к его осуществлению».

 

 

 

 

Деятельность Ж. Ширака в качестве президента Франции. Основные направления социально-экономической  политики.

 

Первые  шаги Ширака - президента после победы в 1995 году весьма символичен. Он назначил премьер-министром одного из тех, кто обеспечил ему победу - Алена Тюппе. Многие посты министров стали называться по-иному. Например, возник пост министра по вопросам солидарности между поколениями, который заняла женщина «по профессии акушерка».

Для первого срока президента пятой  Республики было характерно главное - устранение безработицы и укрепление Единой Европы. Именно от этих решений зависело дальнейшее благополучие всех французов.

Вопрос  европейского строительства занимал  среди французских приоритетов  едва ли не важнейшее место. Не последнюю, а даже первостепенную роль играет настроение граждан в современном  мире, поэтому необходимо рассматривать  взгляды простых французов на проводимую политику государства под  руководством Жака Ширака.

В течение  нескольких лет общественное мнение Франции соглашалось с политикой  ортодоксального монетаризма, доверие, сменяющим друг друга политикам, которые утверждали, что европейская  интеграция и улучшение социального  положения в стране, не только совместимы, но и дополняют друг друга. Однако, последнее время это доверие стало иссякать поскольку проводимая правительством политика интегрирование французской экономики в европейскую и мировую всё больше отдалялась от реализации таких целей, как повышение уровня занятости и борьба против социальной маргинализации отдельных категорий трудящихся. Когда же Ширак заявил, что отдаёт абсолютный приоритет политике создания единой валюты ЕС, которая требует сокращения дефицита госбюджета, то есть дополнительных изъятий из доходов трудящихся и пересмотра системы социальной защиты, работники, занятые на предприятиях, выступили в защиту своих социальных прав. Таким образом, подчинение экономической и социальной политики правительства целям валютной политики и повышения международной конкурентоспособности французской экономики вызвало озабоченность общественности и привело к социальным протестам, которые длительное время игнорировались властями.

Выступления населения Франции имели не только экономическую, но и социальную подоплёку: бастующие выражали тревогу в  связи с тем, что национальное государство теряет способность  защищать наёмных работников собственной  страны и больше беспокоится о создании единой валютной системы ЕС и о повышении конкурентоспособности французской экономики на мировых рынках, чем о трудящихся.

В связи  с этим дальнейшая политика, направленная на интеграцию, подверглась жестокому  испытанию. И эта политика объединения  ни где не вызывала такого резкого  протеста как во Франции. Но всё-таки план реорганизации системы соцобеспечения в условиях интеграции остался в  силе. Так, например, Ж. Ширак твёрдо поддерживал введение единой европейской  валюты, как основу европейского строительства. Он не однократно призывал население  к поддержке европейской конституции.

Один  из наиболее значительных шагов Ширака состоит в принятии решения о  проведении ядерных испытаний в  Тихом океане.

На  это решение бурно прореагировали в стране ив мире, хотя шаг президента вряд ли следует считать сенсацией: в последнее время шла активная работа по подготовке французского общественного  мнения к такому развитию событий.

Социалисты - ведущая сила аппозиции - заявили о намерении добиваться отмены этого решения и начать сбор подписей под общенациональной петицией об отказе от ядерных испытаний. Правящее большинство, естественно, поддержало президента. Его сторонники называли действия Ширака «смелым шагом в интересах независимости Франции и безопасности французов». А лидер крайне правого Национального фронта Жан Мари Ле Пен выразил «полную поддержку правительству в данном вопросе».

Широкий отклик здесь получила и негативная политика в мире. Резкая критика  прозвучала из стран азиатского - тихоокеанского региона. Австралия и Новая Зеландия вовсе прервали связи с Францией по военной линии. Сожаления по поводу возобновления испытаний прозвучали из Канады и США, России и Латинских стран. Благодаря всем своим действиям в военно-политической сфере Франция показала свою самостоятельность. Это выразилось также в расхождении взглядов пол некоторым вопросам с НАТО и США. А усилия мировых государств повлиять на прекращение возобновления ядерных испытаний, не имело существенного значения.

После подписания Маастрихтских соглашений, позиции Франции в Европе значительно  усилились, так как Ж. Ширак перешёл  к своеобразному наступлению  в Европе с нескрываемой целью  превращения в реального политического  лидера ЕС.

Наиболее  ярко эта претензия Парижа проявилась, вероятно, в военном вопросе вслед  за санкционированием ядерных испытаний  в Тихом океане. Ж. Ширак проводит военную реформу и возвращает Францию в военную организацию  НАТО.

Военная реформа, развёрнутая Шираком, предусматривает  полный отказ Франции от призывной  системы, а также резкое уменьшение численности вооружённых сил  за счёт сокращения тех её контингентов, которые дислоцированы в Европе. Французская армия приобретает характер воинской группировки, приспособленной, прежде всего к ведению боевых действий за пределами Европы. Увеличится манёвренность частей и их насыщенность соответствующей техникой, уменьшится значение танковых частей, увеличится роль танковой авиации.

Решение о профессионализации армии и  прекращении призыва, принятое Шираком  в феврале 1996 года было закреплено законом  от 28 октября 1997 года. Место призывников  в соответствии с планом военной  реформы должны занять кадровые военные  и добровольцы. Этот закон открыл новую страницу в истории вооружённых  сил Франции.

Военная реформа во Франции является отражением новой геостратегической реальности. Конец холодной войны изменил соотношение сил: угроза прямой атаки на западноевропейских территориях уступило место риску возникновения многочисленных локальных конфликтов, требующих немедленное вмешательство.

Заметное  стремление Франции захватить лидерство  в процессе объединения Европы. Для  достижения этой цели Франция резко  уменьшила свою политическую и экономическую  активность на Востоке, а также в  Тропической Африке. Все эти действия были обусловлены, прежде всего, процессом  европейской интеграции.

Главные изменения, которые ждали бы Европу в случае, если бы до конца 2006 года общеевропейскую  Конституцию приняли 4/3 из 25 государств членов:

1. Введение  постов министра иностранных  дел и президента ЕС.

2. Принятие  ключевых решений в совете  министров ЕС, не парализующих  волю консенсусов.

3. Расширение  полномочий Европарламента, который  получает право утверждать ЕС.

4. Граждане  ЕС получают право на референдум, для этого необходимо собрать  1 млн. подписей.

По результатом обработки всех бюллетеней против проекта во Франции проголосовали 54,87 % избирателей.

Страх избирателей подпитывался возможным присоединением Турции к ЕС, а также рядом экономических реформ. Самая не популярная их них реформа рынка услуг. Свободный рынок услуг, казался бы, улучшает перспективы найма на работу в самых благополучных странах ЕС для граждан из более бедных. Однако, подобная либерализация может привести к просто безработице среди граждан самых благополучных стран, то есть в той же Франции. В 2006 году безработица во Франции составляет 10,1 %. Не смотря на все усилия правительства, эти показатели не удалось снизить.

Информация о работе Политический курс Жака Ширака