Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:06, контрольная работа
Словосочетание «политический режим» имеет широкое распространение, как в политической теории, так и в политической практике. Оно употребляется для обозначения различных проявлений политического процесса. В одних случаях понятие «политический режим» выступает как синоним понятия «политическая система», в других – имеет свои отличительные признаки. Политический режим – это совокупность характерных для определенного государства политических отношений, средств и методов политической деятельности государственной власти, социальных и классовых взаимоотношений, типов политического сознания и политической культуры общества. Политический режим – это способ функционирования политической системы общества.
1.Политический режим: сущность и содержание.
Словосочетание «политический режим» имеет широкое распространение, как в политической теории, так и в политической практике. Оно употребляется для обозначения различных проявлений политического процесса. В одних случаях понятие «политический режим» выступает как синоним понятия «политическая система», в других – имеет свои отличительные признаки. Политический режим – это совокупность характерных для определенного государства политических отношений, средств и методов политической деятельности государственной власти, социальных и классовых взаимоотношений, типов политического сознания и политической культуры общества. Политический режим – это способ функционирования политической системы общества.
Политический
режим имеет ряд специфических
признаков, которые отличают его
от политической системы. Во-первых,
политический режим, в отличие
от политической системы, более
адекватно отражает
Содержание
политического режима
Значительное место характеристике политических режимов уделил в своем творчестве древнегреческий мыслитель Аристотель. Он разделял политические режимы на два типа – правильные и неправильные. Они отличаются между собой своей целенаправленностью: при правильном режиме власть используется для общего блага, а неправильном – ради интересов определенной правящей группы или личности.
К первому
типу политического режима
В своей
квалификации Аристотель
Анализируя
эволюцию политических режимов,
Аристотель выявляет причины
их деградации и распада. Среди
этих причин он выявляет общие
и частные. Первая общая причина,
которая приводит к ослаблению
политических режимов, - это чрезмерность
в централизации
Эволюция
политических режимов имеет
Последним этапом в эволюции политических режимов является республика – наиболее умеренная форма государственного правления.
В XVI столетии французский мыслитель Ж. Баден, опираясь на идеи Аристотеля о политических режимах, в своем многотомном произведении «Республика» развивает теории о государственном суверенитете и королевском абсолютизме. В центре этих теорий находится идея о неделимой, сильной и эффективной, стоящей над законом государственной власти. Правом на осуществление абсолютной ничем не ограниченной власти мыслитель наделил монарха. Именно Баден вошел в историю политической мысли как теоретик и пропагандист абсолютизма, хотя до него разработкой этой идеи занимались многие исследователи.
Баден предложил свою квалификацию политических режимов, которые разделил на три типа: монархию (верховная власть принадлежит одному лицу); аристократию (у власти находится меньшая часть населения) и народное государство, или республику (весь народ принимает участие в осуществлении власти).
Наряду с абсолютизмом, в научной литературе для характеристики политических режимов иногда используются и такие понятия, как просвещенный абсолютизм, деспотизм, тирания.
Просвещенный абсолютизм связывается, прежде всего, с политической доктриной, направленной на гуманизацию и демократизацию государственной власти. Вместе с этим эта доктрина не затрагивает абсолютного характера власти. У истоков теории просвещенного абсолютизма, как известно, находились многие мыслители эпохи Просвещения (Ж.Ж. Руссо, И. Гердер, И. Шиллер, И. Гете и др.), которые считали первейшим благом донести свои благородные идеи о добре,
справедливости и свободе до сознания монархов и народов, способствуя тем самым достижению социального прогресса [3].
Политический деспотизм отличается от абсолютизма в основном самодурством и беззаконием. Разумеется, здесь можно возразить, отметив, что и абсолютизм «что хочет король – то хочет закон». Абсолютизм, тем не менее, предусматривает наличие у властителей определенного понимания и уважения существующих в обществе норм и основных законов. Что же касается деспотизма, то при этом режиме, кроме причуд и фантазий власть имущих, не осуществляет ни каких других норм.
Сравнивая деспотизм и тиранию, можно обнаружить, что основное отличие между этими режимами заключается в том. Каким способом политические деятели достигают власти. Деспот имитирует признаки законности своего прихода к власти, тиран же открыто противозаконно и насильственно свергает существующую власть и становится единоличным диктатором.
В современных условиях политические режимы чаще всего классифицируют, как авторитарные, тоталитарные и демократические.
2.Характеристика основных типов политических режимов.
2.1. Тоталитарный политический режим.
Начавшийся в XX веке кризис идеалов и принципов классического либерализма, формирование массового социального движения, вступление общества в индустриальную стадию сделало реальностью создание массовых коммуникаций, тотальное «промывание мозгов». Это привело. В свою очередь, к оформлению политической системы особого типа, получившей название тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) (термин был введен в политический лексикон в 20-е годы XX в. итальянскими учеными Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики созданного в Италии фашистского режима).
По мнению одного из известнейших исследователей тоталитаризма Х. Арендт, для образования тоталитарного режима необходимо несколько условий: наличие огромного количества нейтральных, социально пассивных, политически безграмотных, равнодушных людей, неспособных отстаивать свои права; наличие особого психологического состояния общества, потерявшего интерес к собственному бытию; наличие у людей чувства страха, потерянности и изолированности вследствие недостатка нормальных социальных взаимоотношений; замыкание на личности одного человека (вождя), выдвигаемого и поддерживаемого одной социальной группой. При сочетании этих условий и появляются тоталитарные режимы. В основе существования подобных режимов лежат идеи вождей и глобальные обещания «светлого будущего», составляющие суть тоталитарной идеологии как важнейшего способа господства над людьми, наряду с государством и его бюрократической машиной. Для сохранения своих устоев тоталитарные режимы используют целый комплекс мер и средств, в том числе ничем не прикрываемое насилие, абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полное подчинение человека политической власти и господствующей идеологии, пропагандистское воздействие, проведение плебисцитов и референдумов. Другими словами можно сказать, что: тоталитаризм – это такой политический строй, который характеризуется полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, фактической ликвидацией прав и свобод граждан, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.
Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она не была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего – режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (приобретение рынков сбыта, рабочей силы), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.
Одним из
признаков тоталитарного
Тоталитарный режим идеализирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов. Октябрьская революция ввела существенно новую систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму – царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи «непогрешимого вождя» и «образ врага». Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена «образ врага» распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновение синдрома страха. Противоестественно с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности – все это оправдывало необходимость противостояния «врагам народа». Вечной борьбой с «врагами народа» в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направлена против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений.. конечно «сверхзадачей» всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия.
При данном
режиме существует господство
единственной правящей
Информация о работе Политический режим: сущность и содержание