Политический режим: сущность и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Словосочетание «политический режим» имеет широкое распространение, как в политической теории, так и в политической практике. Оно употребляется для обозначения различных проявлений политического процесса. В одних случаях понятие «политический режим» выступает как синоним понятия «политическая система», в других – имеет свои отличительные признаки. Политический режим – это совокупность характерных для определенного государства политических отношений, средств и методов политической деятельности государственной власти, социальных и классовых взаимоотношений, типов политического сознания и политической культуры общества. Политический режим – это способ функционирования политической системы общества.

Файлы: 1 файл

Политич режимы.docx

— 31.71 Кб (Скачать файл)

 

Демократию можно классифицировать также исходя из того, кто имеет приоритет – личность, социальная группа или народ. Выделяют следующие модели демократии: индивидуалистические; плюралистические; коллективистские.

 

Идея автономии личности, ее первичности по отношению к народу является определяющей в индивидуалистических теориях и моделях. Данный подход выделяет личность из общества и государства. Главной задачей для такой демократии является создание институциональных и правовых гарантий для индивидуальной свободы. Личность признается главным источником власти, ее права всегда приоритетны перед правами государства.

 

Плюралистические модели исходят из того, что реальным творцом политики является не личность, не народ, а заинтересованная группа, ибо в группе формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Назначение демократии, по их мнению, состоит в представлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы. Сторонники такой демократии считают, что государство должно поддерживать социально ущемленные группы и отдельные личности с целью повышения их жизненных шансов и укрепление социальной справедливости.

 

        В  конечном итоге демократия выглядит  как форма правления, обеспечивающая  баланс между конфликтующими  экономическими, религиозными, профессиональными, этническими, демографическими и  другими группами; которая исключает  монополию какой-либо одной группы  на принятие решений и препятствует  власти действовать в интересах  какого-либо одного слоя.

 

 Коллективистские модели  демократии имеют ряд таких  общих черт, как отрицание автономии  личности; первичность народа в  осуществлении власти, отношение  к нему как к единому целостному  организму; абсолютность власти  большинства, его приоритет перед  меньшинством и отдельной личностью.

 

Эти модели демократии в современном мире приживаются плохо, ибо общество осознает, что власть народа, даже большинства, не может быть реализована без гарантий индивидуальной свободы,  без принятия основополагающих прав личности [1]. Теории демократии разделяются на группы также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает – прямая или представительная.

 

       Прямая  демократия – непосредственное  участие населения в политической  жизни и в процессе принятия  в политических решений (референдумы, всеобщее обсуждение тех или  иных вопросов политической жизни).

 

Представительная демократия строится не на принципе прямого волеизъявления народа. А на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям (парламенты и другие выборные органы и учреждения).

 

В мировой политической науке существуют еще и ценностные и рационально-утилитарные теории демократии. В ценностных теориях демократия рассматривается как воплощение определенной системы ценностей, таких как свобода, равенство, справедливость, участие и т.д.  в рационально-утилитарных концепциях демократия рассматривается как наиболее разумная форма организации общества.

 

В настоящее время общество осознает, что современные формы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У Черчиллем:»Демократия – очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего».

 

   


Информация о работе Политический режим: сущность и содержание