Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:04, реферат

Описание работы

• Демократический - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии
• Социально-демократический - социально-политическое движение и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы.
• Либерально-демократический - является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Файлы: 1 файл

Politichesky_rezhim.docx

— 47.98 Кб (Скачать файл)

Политический  режим

• Демократический -  политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии

• Социально-демократический - социально-политическое движение и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы.

• Либерально-демократический - является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

• Антидемократический.

• Аристократический - форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии).

• Олигархический -  политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и, порой, обслуживает их личные и/или групповые интересы, а не интересы всех граждан.

• Авторитарный -  политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

• Деспотический - Форма государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных.

• Тиранический - форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении.

• Тоталитарный -  политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.


ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

- тип личности, характеризующийся  следующими чертами: уважительное  и доверительное отношение к  людям, терпимость и склонность  к поискам компромиссов, высокая  информированность и самостоятельность  суждений, гражданственность и социальная  активность, благоразумие и приверженность  общечеловеческим ценностям.

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных  и состязательных выборов

Народ является единственно  легитимным источником власти

Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Народное правление требует  обеспечения ряда прав для каждого  члена общества. С демократией  связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Поскольку идеал народовластия  труднодостижим и подлежит различным  толкованиям, предлагалось множество  практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право  принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или  с помощью процедур подчинения меньшинства  большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право  через избранных ими депутатов  и других должностных лиц путём  делегирования им части собственных  прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед  ними за свои действия.

Одной из основных целей  демократии является ограничение произвола  и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными  или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня  во многих странах народовластие  отождествляется с либеральной  демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в  ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные  ограничения власти большинства  путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, некоторые левые движения полагают, что реализация права принятия политических решений требует обеспечения  социальных прав и низкого уровня социально-экономического неравенства.

Ряд авторитарных режимов  имел внешние признаки демократического правления, однако в них властью  обладала только одна партия, а проводимая политика не зависела от предпочтений избирателей. На протяжении последней  четверти века мир характеризовался тенденцией распространения демократии. К числу сравнительно новых стоящих  перед ней проблем относятся  сепаратизм, терроризм, миграция населения. Международные организации, такие  как ООН, ОБСЕ и ЕС, полагают, что  контроль над внутренними делами государства, включая вопросы демократии, частично должен быть в сфере влияния  международного сообщества.

Демократия имеет своё начало в Древней Греции и Древнем  Риме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов  власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время[10][11]. В  античных городах-государствах верховной  законодательной, исполнительной и  судебной властью обладало собрание, включающее в себя всех граждан. Это  было возможно потому, что население  этих городов редко превышало 10000 человек, а женщины и рабы не имели  политических прав. Граждане имели  право занимать различные исполнительные и судебные должности, некоторые  из которых были выборными, а другие назначались по жребию. В средневековой  Европе ключевую роль в зарождении принципов демократического правления  сыграли концепции религиозного, естественного и обычного права  как ограничений произвола власти. Большое значение имело распространение  практики, когда монархи стремились получить одобрение своих распоряжений со стороны различных сословий. Съезды представителей этих сословий были прообразами  современных законодательных собраний.

Плакат 1917 года, изображающий Россию после Февральской революции  и США как союзников

Эпоха просвещения, Американская и Французская революции стимулировали  интеллектуальное и общественное развитие, в особенности развитие представлений  о гражданских правах и политическом равенстве[11][12]. Начиная с XIX века, собрания депутатов, избранных на свободных  выборах, стали центральными институтами  демократического правления. Во многих странах демократия также стала  включать состязательность избирательного процесса, свободу слова и верховенство права. В странах с коммунистическими  режимами провозглашалась идея народовластия, в структуру которого входили  классовое единство и преимущественно  государственная собственность  на средства производства[прим. 2]. До XX века демократия предполагала, что полноправным гражданством обладает меньшинство населения, в то время как остальные фактически исключены из процесса принятия политических решений. К началу XXI века всеобщность выборов получила мировое признание как один из важнейших критериев демократии.

На сегодняшний день число  функционирующих демократических  режимов в мире является самым  большим за всю историю[11]. По мнению ряда политологов, на рубеже XXI века демократические  институты в более трети стран  мира были сравнимы с институтами  старейших демократий[13][14].

Несмотря на тенденцию  распространения демократии в мире, она по-прежнему является предметом  дискуссий[13]. Обсуждения ведутся вокруг полноправного гражданства, процедур демократического представительства, необходимых условий для демократии, допустимых пределов демократической политики, защиты этнических и культурных меньшинств, распространения демократических принципов на различные общественные организации и социальные группы, методологии демократизации. К актуальным вызовам демократическим режимам относятся социальное неравенство, терроризм, миграция населения, сепаратизм. Международные организации (такие как ООН, ОБСЕ, ЕС и др.) предполагают частичное ограничение суверенитета стран-участников, чтобы международной сообщество могло оказывать влияние на проводимую отдельными государствами политику. В то же время у самих этих организаций сравнительно мало демократических институтов.

[править]Идеальная демократия

Термин «идеальная демократия»  имеет два значения[10]. Согласно первому, идеал понимается как наилучшая  система из возможных. Согласно второму, идеальная система является «очищенным» вариантом реально существующих систем. Второе значение обсуждается в разделе Основные институты либеральной демократии. Чтобы сформулировать идеал народовластия в первом значении, необходимо ответить на ряд принципиальных вопросов:

Лучше или хуже демократия других форм правления?

Что из себя представляет объединение или территориальная единица, в которой учреждается демократия?

Какие члены этого объединения  имеют право участвовать в  процессе принятия решений, то есть, являются полноправными гражданами?

Какой политический механизм используют граждане для управления?

Если среди граждан  нет единодушия по поводу какого-либо вопроса, чьё мнение играет решающую роль?

Если это мнение большинства, то как определить это большинство?

Что необходимо для стабильности демократической системы?

Все эти вопросы допускают  широкий спектр ответов. Например, большинство  может рассчитываться на основе полного  числа граждан, числа принявших  участие в голосовании, числа представителей от более мелких объединений или территориальных единиц и т. д. На протяжении истории стандарты демократии претерпели значительную эволюцию.

Согласно Роберту Далю[10], идея демократии предполагает наличие  некоторого общества (демоса), где каждый член одинаково компетентен для  участия в управлении этим обществом. Принятие политических решений в  соответствии с данным принципом  требует, чтобы все члены общества имели равные и эффективные возможности

сообщать свои политические взгляды другим;

получать сведения об альтернативных предложениях и об их вероятных последствиях;

устанавливать, каким образом  следует отбирать предложения для  окончательного принятия решения;

участвовать в окончательном  выборе решения путём равного  голосования.

Перечисленные критерии описывают  не только политический процесс, но и  связанные с этим процессом права  каждого члена общества[15]. В частности, демократическое государство должно обеспечивать защиту личных свобод хотя бы в той степени, которая необходима для открытости и состязательности избирательного процесса. Наиболее важными  являются право участвовать в  голосовании, свобода голосования, право выставлять свою кандидатуру  на выборах, свобода выражать свои политические взгляды в СМИ, свобода создавать  политические группы и право участвовать  в их деятельности.

Один из фундаментальных  вопросов демократической модели заключается  в определении круга лиц, на которых  распространяется политическое равенство (то есть, демоса)[16]. Если речь идёт о  государстве, где все полноправные граждане обладают равными возможностями  в управлении страной, это вопрос о гражданстве. Согласно современным  взглядам, все или почти все  взрослые жители, на которых распространяется власть демократического государства, должны быть полноправными гражданами.

Институты демократии

Сравнение подходов к реализации демократии в разных странах показывает, что каждый из них по-своему уникален. Вместе с тем, возможно провести различные классификации: по доминирующей ветви власти, по региональной иерархии власти, по числу партий и т. д. Дальнейшее обобщение позволяет выявить базовые политические институты, необходимые (хотя, возможно, недостаточные) для достижения идеальной демократии.

Практическая реализация демократии зависит от множества  обстоятельств, в особенности от численности населения и размера  территории[17]. По сравнению с крупными административными единицами, небольшие  единицы более однородны по составу  и предоставляют лучшие возможности  для непосредственного участия  в политической жизни. В компактных сообществах возможно организовать эффективные дискуссии и предоставить широкие возможности для граждан оказывать влияние на проводимую политику. Поэтому меньшим по размеру структурам проще удовлетворить критериям демократии. В то же время с уменьшением размера понижается реальный объём власти и возможностей для решения проблем, в особенности по вопросам обороны и экономики. Один из путей решения данного противоречия лежит в разделении сфер влияния между административными и общественными единицами различных уровней, в частности, путём наделения городов и регионов автономией. Наиболее распространённый метод заключается в использовании в крупных единицах представительных форм правления.

Информация о работе Политический режим