Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:04, реферат

Описание работы

• Демократический - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии
• Социально-демократический - социально-политическое движение и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы.
• Либерально-демократический - является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Файлы: 1 файл

Politichesky_rezhim.docx

— 47.98 Кб (Скачать файл)

Типология демократических  систем

Преференцированное голосование в пропорциональной избирательной системе

Между политическими институтами  в разных демократических странах  имеются значительные различия[18]. Ниже перечислены основные типы демократических  систем.

Доминирующая ветвь власти

Парламентская демократия. Правительство назначается законодательным  органом власти. Правительство и его глава (премьер-министр) также могут быть подотчётны церемониальному главе государства (монарху, президенту или специальному органу). В парламентской республике глава государства периодически избирается парламентом, или эту должность совмещает председатель правительства.

Президентская республика. Президент выбирается народом напрямую и является главой исполнительной власти.

существуют также смешанные системы.

Региональная иерархия власти

Унитарное государство. Политическая власть сосредоточена в руках  центрального правительства, которое  определяет объёмы властных полномочий региональных органов власти.

Федерация. Согласно конституции, власть поделена между центральным  правительством и относительно автономными  региональными правительствами.

Структура законодательной  власти

Однопалатный парламент. Нормативные акты принимаются на заседаниях с участием всех членов парламента.

Двухпалатный парламент. Законодательное собрание состоит  из двух палат, которые формируются  и функционируют раздельно. Одни нормативные акты могут требовать  одобрения только одной палаты, другие — обеих палат.

Система выборов в представительные органы

Мажоритарная избирательная  система. Территория поделена на округа, каждый из которых имеет право  на одного представителя в законодательном  собрании. Этим депутатом становится кандидат, набравший большинство  голосов.

Пропорциональная избирательная  система. Политические партии в законодательном  собрании получают число мест, пропорциональное числу набранных ими голосов.

Групповая избирательная  система. Определённые группы населения  выдвигают своих депутатов согласно заранее обговоренной квоте.

Число ведущих партий

Двухпартийная система. В  политическом спектре доминируют две  крупные партии.

Многопартийная система. Назначению правительства обычно предшествует формирование правящей коалиции из двух или более партий, представленных в законодательном собрании.________________________________________________

АВТОРИТАРНАЯ  ЛИЧНОСТЬ (лат. auctoritas - власть, влияние) - понятие и концепция Фромма, фиксирующие и объясняющие существование особого типа личности, являющегося основой тоталитарных режимов. По Фромму, для А. Л. характерны: непереносимость свободы; жажда самоутверждения и власти; агрессивность; ориентация на авторитет лидера, собственной общественной группы и государства; стереотипность мышления; конформизм; ненависть к интеллигенции и людям из других этнических групп и др. Развивая концепцию Фромма, теоретики Франкфуртской школы (Адор-но и др.) охарактеризовали А. Л. как «фашизоидную», т.е. несущую в себе постоянную угрозу фашизма.

Признаки тоталитарного  общества по версии К. Фридриха и З. Бжезинского

В своей работе «Тоталитарная  диктатура и автократия» (1956 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения  сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного  общества[34]. Исходный перечень состоял  из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии другие исследователи также вносили уточнения:

Наличие одной всеобъемлющей  идеологии, на которой построена  политическая система общества.

Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным  аппаратом и тайной полицией.

Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства  практически во все сферы жизни  общества.

Отсутствие плюрализма в  средствах массовой информации.

Жёсткая идеологическая цензура  всех легальных каналов поступления  информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное  наказание за распространение независимой  информации.

Большая роль государственной  пропаганды, манипуляция массовым сознанием  населения.

Отрицание традиций, в том  числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).

Массовые репрессии и  террор со стороны силовых структур.

Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

Централизованное планирование экономики.

Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами[35] и распространением оружия среди  населения.

Приверженность экспансионизму.

Административный контроль над отправлением правосудия.

Стремление стереть все  границы между государством, гражданским  обществом и личностью.

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща  хотя бы одна из указанных черт, следует  относить к тоталитарным. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.


Особой по своему содержанию является мораль при тоталитаризме. Основными признаками тоталитарного  общества является непомерно высокая  роль государства во всех сферах общественной жизни — оно устанавливает  жесткий контроль в экономике, политике, культуре. Базой существования такого государства есть особая идеология, которая опирается на разработанные  догмы. Идеология тоталитаризма  внушает человеку мысль о господстве в его жизни интересов государства. В обществе действует установка  – на первом месте интересы государства, а личное остается на потом. Государственные ценности преобладают над личными, именно такой порядок, по мнению идеологов тоталитаризма, приводит к согласию всех членов общества и делает их успешными и счастливыми.

 

Для тоталитаризма характерно наличие сразу двух моралей. Одна мораль – внешняя, показушная, для  парадов и трибунных речей. Она  провозглашает наличие в обществе нравственных ценностей к каковым относятся патриотизм, взаимопомощь, развитое чувство долга и ответственности, равноправие и справедливость.

Вторая мораль – внутренняя, существующая на уровне сознания каждой личности. Так как для тоталитаризма  свойственно наличие государственной  бюрократической верхушки, имеющей доступ к национальным богатствам, то для такой морали свойственно оправдание существующего порядка. Приоритетными нравственными категориями становятся лицемерие, лесть, культ начальника, корыстолюбие и властолюбие. Для бюрократической верхушки оправдывается вещизм и стяжательство, между тем, как другим членам общества внушается отвращение к личному материальному благополучию.

Тоталитаризм разрушает  идею о наличии частной собственности. Под запретом находится индивидуальная предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение собственных  материальных интересов. Человек не имеет доступа к результатам  своего труда и их распределению. У людей пропадает стимул для  дальнейшего роста и личностного  развития. Они становятся апатичными, безынициативными, обладающими психологией  иждивенчества.

Тоталитаризм сводит личность человека к положению «массы»  в государственном маховике. Личность теряет собственную ценность и неповторимость. Номенклатурный слой общества приобретает  над личностью неограниченную власть. Ему дается право решать человеческие судьбы, вплоть до лишения человека жизни, притянув к этому процессу общественную мораль, действуя с одобрения  общества. В итоге в обществе начинает главенствовать страх, у людей теряется чувство собственного достоинства, развивается желание выслужиться, чтобы не постичь участи быть раздавленными  номенклатурой.

Тоталитаризм контролирует все сферы общества, в том числе  и нравственные устои. Для него свойственно  подавление любых демократических  взглядов и ценностей.

____________________________________________ 
Группы интересов

Группы интересов —  добровольные или вынужденные объединения  людей, приспособленные или специально-созданные  иногда другими, для удовлетворения и отстаивания жизненно- (насущно-,властно-) значимых интересов её членов в отношениях с: государством, остальной частью общества, политическими институтами и др. субъектами.

Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг  от социальной к политической активности. Многообразные группы интересов  обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц  и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические  и финансовые возможности, информация или политического участия их членов, организационные структуры  и т. д.

Функции групп  интересов

Артикулирование интересов — преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;

Агрегирование интересов  — согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения;

Информирования — группы интересов доводят до органов  власти сведения о состоянии той  или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения;

Формирование политических элит — имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в  правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих  в процессе принятия решений.

Типология групп  интересов

С точки зрения происхождения  и степени организованности:

Аномические — объединения, возникшие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию. Отсутствует постоянная организация;

Институциональные — формальные объединения с определенной организационной  структурой, устоявшимися функциями  и профессиональным кадровым аппаратом.

По специализации деятельности:

Неассоциативные — неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (студенческие общества и т. д.). Деятельность непостоянна;

Ассоциативные — добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве  интересов и нацеленные на решение  определенных задач (профсоюзы).

По характеру деятельности:

Одноцелевые — стремятся  обеспечить принятие какого-либо определенного  законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в  связи с достижением данной цели. После ее достижения распадаются;

Многоцелевые — многопрофильная  деятельность, не ограничена спецификой задач того или иного рода.

По сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.

организованные группы в  экономической сфере и в сфере  трудовых отношений (предпринимательские  ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

организованные группы в  социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные  союзы);

организованные группы в  сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);

организованные группы в  политической сфере (экологические  движения, движения за мир, за права  женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).

Типы партий и  партийных систем

Критерий типологизации партий – идейные основания: доктринальные, прагматические (патронажные) и харизматические.

Доктринальные в своей  деятельности в основном ориентируются  на защиту своей «идеологической  чистоты». В патронажных партиях идеологическими ограничениями легко жертвуют при достижении соглашений. В харизматических партиях люди объединяются вокруг лидера, практически полностью подчиняясь его воле. Среди доктринальных партий выделяют религиозные (Швейцарская евангелическая партия) и идеологические (социалистические, национальные) объединения.

Типология партий в зависимости  от различных оснований образования  этих институтов власти: от социальных   (аграрные), этнических (ультралевая  баскская партия «Эрри Батасуна»), демографических (женская объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и в России) оснований.

Информация о работе Политический режим