Политическое красноречие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 08:50, контрольная работа

Описание работы

Политическое красноречие — один из видов ораторского искусства. Развитие его тесно связано с развитием демократических учреждений; оно возникает там, где народные массы начинают принимать участие в государственных делах, и следовательно, лица, желающие влиять на ход государственных дел, должны обладать искусством убеждения.

Содержание работы

1.Политическое красноречие как один из вида ораторского искуства.
2. Развитие красноречия .
3.Известные ораторы мира.
4. Диление красноречия на парламентское и внепарламентское.

Файлы: 1 файл

Политическое красноречие.docx

— 35.14 Кб (Скачать файл)

                            Политическое красноречие

План

1.Политическое красноречие  как один из вида ораторского  искуства.

2. Развитие красноречия .

3.Известные ораторы мира.

4. Диление красноречия на парламентское и внепарламентское.

 

 

 

Политическое красноречие — один из видов ораторского искусства. Развитие его тесно связано с развитием демократических учреждений; оно возникает там, где народные массы начинают принимать участие в государственных делах, и следовательно, лица, желающие влиять на ход государственных дел, должны обладать искусством убеждения. Впервые П. красноречие достигло значительного развития в Сиракузах в начале V в. до Р. Хр.; оттуда оно перешло в Афины, где процветало в течение V и в особенности IV в. (см. Ораторское искусство, Демосфен, Исократ, Лисия, Эсхин), затем в Рим, где оно особенно развилось в последний период Республики (см. Гортензий, Катон Старший, Цезарь, Цицерон). Характер ведения дел на политических собраниях древности давал возможность произносить длинные речи: оживленные прения имели место довольно редко; вероятно, вследствие этого древние ораторы почти всегда писали свои речи заранее, выучивали их наизусть, тщательно вырабатывая мимику, и затем декламировали; импровизация встречалась редко; искусства оратора и актера были в близком родстве, нередко первый брал уроки у последнего. В средние века не было места для П. красноречия; оно возродилось в новое время вместе с возникновением парламентских учреждений. Англия уже в половине XVII в. обладала замечательными политическими ораторами в лице Пима, Страффорда, Кромвеля; при Вильгельме III и Анне славились красноречием Сомерс, Монтэгью, Болингброк, при Георге II — Польтней и Питт Старший, при Георге III — Фокс, Шеридан, Питт Младший. Особого расцвета эта отрасль ораторского искусства достигла во время и после Великой революции. Каждая конституционная страна, каждая крупная политическая партия выставляет нескольких крупных политических ораторов. Так, английские либералы гордятся Брайтом, Кобденом, Гладстоном, тогда как консерваторы противопоставляют им Каннинга, Пиля, Биконсфильда; в среде ирландских националистов выдвигаются О’Коннель, Парнель, Секстон. Во Франции во время революции достиг мировой известности своим ораторским искусством Мирабо; рядом с ним и после него славились Барнав, Верньо, Жансонне, Инар, Дантон.

Во время Реставрации  вся Европа прислушивалась к речам  Ройе-Кодлара, Манюеля, ген. Фуа, во время Июльской монархии — к речам Гизо, Тьера, Беррье, Одиллона Барро, Ламартина, Ледрю-Роллена. Во время Второй империи созрел ораторский талант Ж. Фавра и расцвела слава Гамбетты, достигшая своего апогея при Третьей республике. Теперь лучшим французским оратором считается Жорес. В Италии после объединения первое место между ораторами заняли Криспи и его враг Кавалотти. В Германии крупной ораторской силой, несмотря на грубость языка, на нежелание обрабатывать частности речи, считается Бисмарк; его преемник Каприви,

 

представлявший по характеру своего красноречия совершенную противоположность Бисмарку, говоривший всегда чрезвычайно обдуманно, также принадлежал к числу выдающихся ораторов. Свободомыслящая партия гордится, как оратором, Рихтером, социал-демократическая — Бебелем. П. красноречие нового времени резко противоположно П. красноречию древности. Характер парламентских и внепарламентских прений сравнительно редко дает возможность заранее подготовиться к речи; подготовка состоит в приобретении знаний, научном ознакомлении с предметом прений, выработке способности говорить экспромтом, возражая на замечания противников.

 

Тщательно обдуманная жестикуляция, заранее подготовленные повышения  и понижения голоса везде, не исключая и Франции, повели бы за собою фиаско речи, которая по современным требованиям, даже будучи подготовлена заранее, должна звучать, как импровизированная. В понятие ораторского искусства для политического оратора входит, таким образом, не только умение составить хорошую речь и хорошо произнести ее, но также находчивость; последняя нужна как для того, чтобы искусно парировать возражения противников, так и для того, чтобы самому отыскивать у противников слабые места и метко возразить на них или выставить их на всеобщее осмеяние. Это уменье составляет искусство дебатера, входящее как составная часть в искусство политического оратора. Другою отличительною чертою современного П. красноречия является его простота; только у романских народов, преимущественно у французов, допускаются риторические украшения, напоминающие речи Цицерона и других ораторов древности. Наиболее важные по значению политические речи произносятся обыкновенно в парламентах: но гораздо большее их количество говорится на народных собраниях, в особенности во время политических выборов. Сообразно с этим П. красноречие делится на парламентское и внепарламентское. Парламентские речи адресуются непосредственно к депутатам — следовательно, к людям образованным и специально подготовленным к обсуждению каждого данного вопроса; но так как у депутатов взгляды бывают обыкновенно составлены заранее, то оратор редко рассчитывает убедить их в чем-нибудь; для парламента каждая речь имеет скорее значение манифеста какой-либо группы депутатов. Зато парламентские речи всегда печатаются и в печатном виде читаются народными массами; а так как в печатном отчете все чисто ораторские достоинства речи пропадают, то ораторы заботятся преимущественно о богатстве фактического содержания их, о строгой логичности и убедительности. Напротив того, речи в народных собраниях имеют в виду непосредственно толпу и потому стремятся повлиять на чувства, причем ораторы не всегда заботятся даже о точности сообщаемых ими фактов. Кроме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

G. Perrot, «L’éloquence politique et judiciaire à Athènes»; J. Reinach, «L’éloquence française depuis la révolution jusqu’à nos jours» (П., 1894); H. Jephson, «The platform: its rise and progress» (Л., 1893), и составленную по Джефсону ст. В. Дерюжинского «Публичные митинги в Англии» («Вестн. Европы», 1893, 2 и 3). .Политическое красноречие [Электронный ресурс]: энциклопедия Википедия. - Электрон. Дан. - 2012. - Режим доступа: <http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Политическое_красноречие>. - Заглавие с экрана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из упомянутых жанров публичной  речи в классической античности наиболее важным был жанр совещательный, или, иными словами, политическое красноречие. Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен (384 – 322 гг. до н.э.). Отец оратора, носивший то же имя, что и  сын, происходил из небольшого городка  Пэаннии близ Гиметта и принадлежал к респектабельной буржуазии, владея двумя мастерскими в которых с полсотни рабов занимались выделкою оружия и мебели. Не безупречным было происхождение Демосфена со стороны матери: в ее жилах текла варварская кровь, так как мать была уроженка Оракии. Когда мальчику было семь лет, умер отец, оставив в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние. Воспитание ребенка было поручено матери и опекунам; опекуны (его дяди по матери), однако, оказались людьми недобросовестными. Они не платили жалования учителям, не заботились об образовании детей и воспитании. Мальчик рос слабым, физически недоразвитым.

 

Ко времени достижения Демосфеном совершеннолетия от довольно крупного наследства остались одни крохи. Самостоятельную жизнь он начал  с процесса, в котором выступал против расхитителей (произнесенные  им в связи с этим речи сохранились). Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком. Как-то раз  еще в ранней юности Демосфен упросил  своего воспитателя взять его  на заседание суда послушать знаменитого  оратора. С тех пор он бросил все  другие занятия и стал усиленно упражняться  в красноречии. Самым выдающимся учителями красноречия тогда  были Исократ и Исей. Исократ содержал на дому школу красноречия, но Демосфен не мог посещать занятия, так как плата за обучение была слишком высокой. Тогда он обратился к Исею. Четыре года молодой человек прилежно учился у него. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы – все это было заимствовано Демосфеном у Исея. Но, прежде чем выступать перед народом, Демосфену пришлось, по примеру своего учителя, писать судебные речи для других. Такое занятие оплачивалось в Афинах довольно хорошо, и молодому человеку удалось не только прокормить свою мать и сестру, но и сделать некоторые сбережения. Однако составление речей не могло удовлетворить Демосфена: он был пламенным патриотом и мечтал посвятить свои силы общественной деятельности.

 

Первые его попытки  выступить перед широкой публикой были довольно плачевны. Трудно было бы встретить оратора, более плохо  подготовленного к своей роли, нежели Демосфен. Хилый и узкогрудый с раннего детства, он совсем не был способен не те усилия, которые требуются от оратора, выступающего в больших и многолюдных собраниях: его тихий и слабый голос, легко переходящий в фальцет, прерывался болезненной одышкой, его речь, и без того невнятная и неровная, уродовалась еще неприятной картавостью, а нервозность и нерешительность часто заставляли его комкать целые фразы, вызывая нечто вроде заикания. Он имел привычку подергивать плечом, нескладно размахивать руками и двигаться взад и вперед с угловатой неловкостью. Неудивительно, что его первое выступление было встречено всеобщим хохотом и шиканьем, заставившим его умолкнуть и исчезнуть. Вторая его попытка выступить с речью перед народным собранием также оказалась неудачной. И Демосфен решил во что бы то ни стало исправить все недостатки. Для укрепления легких он по несколько раз в день взбирался на гору. Для укрепления голосовых связок он читал стихи, стоя на берегу моря, причем старался заглушить своим голосом шум волн. Для исправления неясности произношения, он набирал мелкие камешки в рот и таким образом держал целые тирады. С целью же выработать приличную жестикуляцию, он запирался на целые месяцы в хижину, где никто не мог ему мешать, и там с полуобритой головой – дабы не могло быть искушения бросить занятия и выходить на свет Божий – упражнялся перед зеркалом, изучая малейшие свои движения и подвесив над своим плечом заостренный меч. Понятно, что одной внешней стороной ораторского искусства занятия Демосфена не ограничились; с такой же основательностью и терпением трудился он над выработкой языка, стиля и логической формы. С неимоверным прилежанием изучал он лучшие существовавшие тогда сочинения по риторике, вроде знаменитого «Руководства» Исократа, семь раз переписывал он «Историю» Фукидида и знал ее почти наизусть.

 

После долгих и упорных  усилий Демосфен достиг своей цели. Он сделался оратором, которого мир  не видал ни до, ни после него. Однако он никогда не говорил без подготовки, всегда выучивал наизусть заранее написанную речь. По ночам при свете лампы  он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово. Все это дало впоследствии повод  противникам великого оратора упрекать его в отсутствии вдохновения  и природных способностей. Как-то раз один из его недругов даже бросил ему упрек: «Твои речи пахнут маслом», то есть «Ты сидишь над ними целыми ночами при свете масляного светильника».

 

Но даже враги, наконец, вынуждены  были признать силу и мастерство его  красноречия. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась  с величайшей силой чувства и  мысли, ясностью и убедительностью. Демосфен всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни; он то говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувства, передавая им свою горячую веру в правоту защищаемого  дела.

 

Первая речь, с которой  он вступил на политическое поприще, относится к 354 году до н.э., когда  ему шел уже 30 год. Собственно говоря, и эта речь была произнесена в  зале суда, но, ввиду ее политического  содержания, она смело может быть признана за начало политической деятельности Демосфена. (Дело шло о законе Лептина.) С этого времени Демосфен все  больше втягивается в бурную политическую жизнь Афин. Вскоре он стал ведущим  политическим деятелем, часто выступая с трибуны Народного собрания. Всю силу своего ораторского дарования  Демосфен обратил против самого опасного врага всех греков – македонского царя Филиппа. Он возглавил патриотическую партию, неустанно призывая всех греков к единству в борьбе против «северного варвара».

 

Первая война Афин с  Филиппом (357 – 346 гг. до н. э.) закончилась  невыгодным для Афин Филократовым миром, вторая (340 – 338 гг. до н. э.) – сокрушительным поражением греков при Херонее, где Демосфен сражался как рядовой боец. Две самые знаменитые речи Демосфена связаны именно с этими событиями. После Филократова мира он обличал виновников его в речи «О преступном посольстве» (343 г. до н. э.), а после Херонеи, когда за услуги отечеству было предложено наградить оратора золотым венком, ему пришлось отстаивать свое право на эту награду в речи «О венке» (330 г. до н. э.).

 

Политический противник  Демосфена оратор Эсхин опротестовал предложение о награждении, как незаконное, заявив, что Демосфен вовсе не заслуживает такой высокой награды. Демосфен вынужден был защищаться. Суд превратился в поединок двух самых знаменитых ораторов Афин. Суд начался при огромном стечении народа. Первым выступил Эсхин и в своей обвинительной речи очернил всю жизнь Демосфена, обрисовал его пороки, рассмотрел его политическую карьеру и указал на промахи, которые он сделал в качестве государственного деятеля. Он клевещет на его патриотизм, обвиняет его в подкупности и раболепии перед Македонией; он делает его виновником всех бедствий государства. Его речь, ядовитая и страстная, но все же великолепная, оказала сильное впечатление на слушателей. Но отпор Демосфена был сокрушителен. То защищаясь от нападков, то в свою очередь нападая, чередуя гнев и остроты, угрозы и насмешки, выражаясь то метафорами, то парадоксами, оратор рассказывает о своей жизни и публичной карьере. Он защищает свою политическую программу и доказывает, как полезна она могла бы быть для афинян, и как гибельна для македонян. Перед взором слушателей проносится вся эпоха, в которой пришлось действовать Демосфену, - со всеми ее героями и событиями, войнами и интригами, победами и поражениями, и среди всей массы аргументов, фигур и картин ясно выделяются личности оратора и его соперника, как два резких контраста, выбор между которыми не может не затруднить ни одного, любящего свое отечество…

Информация о работе Политическое красноречие