Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 05:38, контрольная работа
Политическое лидерство - весьма важная, и в силу личностного характера, одна из интереснейших проблем политологии. Известный французский профессор Жан Блондель в книге «Политическое лидерство», справедливо заметил, что лидерство так же старо, как и человечество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде: в больших и малых организациях, в бизнесе и религии, в уличных шайках и массовых демонстрациях.
1. КТО ТАКОЙ ЛИДЕР И ЧТО ТАКОЕ ЛИДЕРСТВО 3
2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА 4
3. КЛЮЧЕВЫЕ КАЧЕСТВА И СПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИКА И ЛИДЕРА 8
4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИДЕРОВ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
То есть лидера делают его конституанты (политические активисты, приверженцы, избиратели и все кто с ним встречается, тем или иным образов воздействуя на него).
Данная теория принижает лидера,
делая его марионеткой
И, наконец, одна из последних - психологическая концепция. Лидерство, как защита от страха, путем бегства в сферу господства. Избавление от комплексов путем навязывания своей воли другим.
Что же касается термина концепции политического лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (и проявляемых ни свойств его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами:
1. Она оказывает влияние на формирование личности лидера.
2. Она ставит пред ним проблемы.
3. Она ставит условия, в которых лидеру придется эти проблем решать, в частности круг его потенциальных противников и сторонников.
Говоря о проблемах лидерства в России нужно особо отметить то, что до недавнего времени в обществе, в науке и политике провозглашался тезис о "решающей роли народных масс". Из этого можно сделать вывод, что роль политического лидера является "вторичной". Следовательно в "социалистическом" обществе лидер должен был подчиняться интересам рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Но на лицо явное противоречие этим высказываниям и предположениям. Достаточно вспомнить феномен культа личности И. Cталина, факты выдвижения на руководящие посты власти М. Хрущева, Л. Брежнева, К. Черненко и многих других. А так же факты выдвижения «лидеров» республиканского, районного и областного масштабов. История нам ясно показывает, какими были политические лидеры во времена СССР. А теперь мы рассмотрим, какие качества и способности необходимы современному лидеру.
ПЕРВЫМ и необходимым
Л. Троцкий в книге "Что такое
СССР и куда он идет" писал, например,
что Февральская революция
ВТОРОЙ решающей способностью лидера, отличающей его от вожака, является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Инновационность, конструктивность мышления политика рельефнее всего проявляются в его политическом кредо, выраженном в программе, платформе. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря новшеству, оригинальности своих политических программ (Кеннеди, Шескар, Д'Эстен, Ленин и др.). Альфой и омегой сильной инновационной платформы является главная, рельефно обозначенная цель, способная оптимально объединить интерес самых различных групп и общественных объединений.
Политическая программа лидера должна быть сильно мотивационною, она должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера.
ТРЕТЬИМ важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация описывает, прежде всего, состояние и ожидание различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством, различными общественными институтами. Поэтому ни "мелкая", дробная информация, характеризующая случайные факты жизни, ни "сверхкрупная", валовая, описывающая общество в целом и по регионам, ни есть политическая информация. Политическая информация должна служить, прежде всего, тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп регионов, наций и государств в целом.
ЧЕТВЕРТОЕ важнейшее качество - лексикон политического лидера.
Нынешний профессиональный лексикон политических лидеров очень густо окрашен современными терминами, без глубокого их понимания. К тому же большинство людей не понимает его (лексикон). Много еще в политическом лексиконе слов, призванных заклеймить противника, выявить врага, размежеваться с оппонентом. За рубежом быстро развивается герменевтика, с помощью которой анализируется язык, политические тезисы, терминологический багаж политических лидеров. У нас это пока еще в самом начале развития.
ПЯТОЕ качество - чувство политического времени. В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: "Быть политиком - значит своевременно принимать меры". Опыт девятнадцатого века показал, что компромисс - царь политики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер идущий на компромисс с опозданием теряет инициативу и может потерпеть поражение (Горбачев Прибалтик) Поэтому, в выигрыше те лидеры, которые остро чувствуют ход политического времени и все делают вовремя. Стоит политическому лидеру не почувствовать изменения политических условий, конъюнктуры, к которой он уже не в состоянии приспособиться и он становиться либо посмешищем, либо бедствием для своей партии.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛИГИЯ - это сумма (система) последовательных целенаправленных, заведомо эффективных в действии, направленных н достижение необходимого политического результата.
Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг. Он появился в США немногим более полувека назад, когда Эйзенхауэр первым из лидеров прибег к услугам рекламного агентства, для организации предвыборной компании.
Политический маркетинг - это не совсем агитация с ее бессистемным научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И уж совсем не реклама, предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями.
Политический маркетинг – это прежде всего грамотное, корректное целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным национальным группам именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.
Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес к листовкам: на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения кандидатов. На всех без исключения действует гипноз телевидения. Политический маркетинг определяет кому, что и как говорить (разумеется, в рамках своих убеждений), посредством каких форм общаться с избирателями. В странах с развитыми демократическими традициями, на политически маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается, что без маркетинга любой лидер обречен. Политолог Д. И. Выдрин проводил эксперимент по политическому маркетингу в Москве. Оказалось, что маркетинговая деятельность повышает шансы претендента в 1.7 раза.
Второй вид технологий политического лидера - выборная инженерия. Это профессиональное сравнительное исследование различных выборных округов и соответствующее маневрирование претендента. В зарубежной политологии считается, что для правильного маневрирования претендента в лидеры в избирательных округах необходимо изучить следующие факторы:
1. Социально - экономические условия в данном округе.
2. Уровень политической культуры, характер политических традиций различных социальных групп округа.
3. Особенности политической
4. Активность общественно-
Но не всегда эти моменты надо исследовать, ибо устойчивые связи повторяются. Россия вообще страна особая и мнения здесь могут быть абсолютно полярными в разные моменты времени.
Третий вид - отношение лидеров к конкурентам. Здесь надо иметь в виду, что политика это не только отношение между классами, социальными и национальными группами по поводу власти, но отношения по эффективному использованию всех форм и видов власти, по поводу рационального управления ключевыми общественными процессами. Возможно многие проблемы и не возникали бы между лидерами различного ранга, если бы обе стороны не подозревали друг друга в стремлении узурпации власти. Поэтому здесь надо руководствоваться не вопросом: "А не претендует ли вы на власть?", а вопросом: "Каковы ваши способности, компетентность в общественно-политических делах". Как правило, лидер, поносящий своего конкурента недозволенными методам и средствами проигрывает.
Человек является изначальным и постоянным объектом и действующим лицом политики. В сущности, политика для того и существует, чтоб устранять преграды на пути людей к свободе и удовлетворения возрастающих потребностей. Как степень свободы развития личности, широта ее выбора удовлетворения потребностей во многом зависят о политики. Именно сознание этого побуждает людей самим делать свой политический выбор, участвовать в политике с осмысленным политическими целями. Но человек, являющейся первичным действующим лицом политики, действует в ней эффективно только совместно с другими. Массам в политике принадлежит решающая роль. Поэтом особенно важное значение имеют способы воздействия на их политическое поведение. Политическая деятельность - широкое поле, на котором имеются значительные возможности развития личности. Вершиной это представляется политическое лидерство. Становление политического лидера - сложный процесс. Существенный интерес представляет типологии лидеров. В разной степени политические лидеры оказывают влияние на развитие общества, характер и масштабы котором оценить не всегда просто.
Проблемы лидерства