Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:16, реферат
В современной политологии большое значение придается исследованию роли личности в политических процессах и в целом в политической жизни общества. В частности, речь идет о качествах, необходимых политическому лидеру. Физическое здоровье, волевые качества, умственные способности, коммуникативность и широкий круг компетенций — эти и другие свойства личности по-разному доминировали в различные периоды истории. В XXI в. на основе инновационного научно-технического прогресса развиваются процессы глобализации, значительно усложняются структуры и механизмы управленческой деятельности. Меняются и представления о роли политических лидеров, их качествах и компетенции.
Лидерство
опирается на осознанные
За лидером сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет лидера базируется на умении сплотить, объединить других для достижения общей цели. Такое лицо независимо от стиля лидерства (авторитарного иди демократического) регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование общих ценностей (целей) и в некоторых случаях символизирует их.
По Ю. Е. Милованову, политическое лидерство - способ осуществления власти, основанный на ненасильственной интеграции социальной активности различных слоев (групп) посредством легитимных механизмов, вокруг выдвигаемой лидером программы (концепции) решения социальных проблем и задач общественного развития.
Соответственно выделяются следующие виды и уровни лидерства.
1.Лидер малой группы лиц, имеющих общие интересы. Обладает внутригрупповой властью в виде авторитета, который формируется на основе его личных качеств, оцениваемых группой непосредственно в совместной деятельности. Различают -«делового», «интеллектуального» лидеров, «лидера общения». Для первого типичны организаторские способности, предприимчивость, прагматизм. Авторитет второго опирается на умение решать сложные задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции мозгового центра. «Лидеру общения» присущи психологическая комфортность, коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы.
2.Лидер общественного движения, организации, партии — лицо, с которым те или иные социальные слои (группы) связывают возможность удовлетворения своих интересов (не обязательно адекватно сознаваемых). Такой лидер воздействует на общественное мнение как в силу своих личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающая его часть населения находится в состоянии ожидания. Последнее и есть проявление в массовом сознании потребности в лидере, которому часть населения авансирует определенную степень доверия, поддержки. Чем менее конкретизированы цели, задачи общественного движения, тем более значима деятельность лидера.
3. Политический лидер — лицо, действующее в системе властных отношений, в которой лидерство представлено в виде своеобразных социальных институтов (представительных органов, многопартийности, влиятельных общественных организаций), обеспечивающих защиту, баланс интересов различных социальных групп. Личностные качества, имеющие принципиальное значение в первом случае существенное — во втором, на третьем уровне не оказывают решающего влияния на деятельность лидера, которая осуществляется в рамках внешних регуляторов, свойственных конкретной культуре.
Влияние лидеров второго и третьего уровней основано на связи их программы с настроениями, свойственными массовому сознанию.
Каждому из уровней лидерства соответствуют свои механизмы интеграции и функции.
Лидерство на уровне малой группы, объединенной общими интересами и ставящей политические цели, представляет механизм интеграции групповой деятельности, в которой лидер направляет, организует действия группы, предъявляющей к лидеру определенные требования (способность принимать решения, брать на себя ответственность и т.д.). Такое лидерство предполагает реализацию функций:
1)целевой — определение группой мотивов деятельности, условий удовлетворения ее интереса, уточнение средств и способов создания подобных условий. В процессе реализации этой функции устанавливается конкретный характер взаимоотношений в группе, стиль лидерства;
2) идентификационной — самоопределение индивидов, членов сообщества, которое включает установление внутригрупповой иерархии (лидеров, звезд, популярных лиц и т.д.);
3) аксиологической — формирование системы групповых ценностей, приоритетов, стереотипов поведения.
Лидерство на уровне общественных движений, связанных общностью политических интересов, которая основана на одинаковом социальном статусе (а не узкогрупповых интересах, как в первом случае), представляет способ адекватного выражения интересов той части населения, которая поддерживает данного политика. Фигура лидера служит символом определенной социальной политики.
На данном уровне к трем вышеназванным функциям добавляются еще две:
1) нормативная — формирование нормативного кодекса, х.е. системы регуляторов общественной деятельности, п которой каждая норма предполагает санкцию за ее нарушение;
2)репрезентативная — представление притязаний и потребностей множества разнородных групп в виде общего интереса, т.е. формирование психологии социального слоя в ходе сбора мнений, организации дискуссии.
Лидерство на третьем уровне характеризуется следующими функциями:
1) интеграция групповой деятельности, руководство тандемом «лидер — команда» и т.д., умение превращать непосредственно воспринимаемые потребности в концептуально осмысленные программы;
2) координация деятельности властных институтов (суда, парламента, администрации) с принятой в обществе системой аксиологических нормативов, общественным мнением;
3)выдвижение прагматической программы становится мотивацией практических действий.
В отдельную группу могут быть выделены типологии стиля политического лидерства. Они адекватно дополняют существующие классификации типов лидерства, так как акцентируют внимание преимущественно на политической практике (тогда как в классификациях типов лидерства за основу берутся статичные характеристики лидера, изначально предзаданные его статусом, местом в социальной структуре, личностными особенностями и т.д.).
Индивидуальный политический стиль может быть определен по пяти параметрам:
1) проявление темперамента, черт характера, своеобразия поведенческих реакций;
2)когнитивные процессы (способы принятия решений, работы с информацией, особенности мышления);
3) подход к управлению, стиль руководства;
4) личная модель собственного политического лидерства;
5) лидер как публичная персона (общение с избирателями и с публикой вообще). Политические стили могут быть сгруппированы по пяти основным типам.
Параноидальный стиль. В личностном профиле такого лидера — подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам, мотивам, нередко непредсказуемость, стремление к контролю над другими открыто или путем скрытых манипуляций. Лучшие Определения для деятеля такого типа — «хозяин», «властелин».
Демонстративный стиль. Образное обозначение личностного профиля — «артист». Склонен к самодраматизации (демонстративности), постоянно охвачен страстным желанием привлекать к себе внимание.
Компульсивный стиль. В личностном профиле — почти навязчивое (компульсивное) стремление все сделать наилучшим образом (так называемый «синдром отличника») независимо от наличия времени, поставленных задач.
Депрессивный стиль. Политик депрессивного стиля стремится быть гарантированным от неудач и получить помощь.
Шизоидный стиль. При шизоидном политическом стиле самоустранение, уход от участия в конкретных событиях в сравнении с предыдущим типом носят более отчетливый характер. У политиков такого стиля нет желания присоединяться к кому-либо, они занимают позицию сторонних наблюдателей.
Американские ученые К. Левин, Р. Липлит, Р. Уайт провели ряд исследований психологического климата, создаваемого различными стилями лидерства, выделив три стиля взаимоотношения лидера с группой: авторитарный, демократический и попустительский, или либеральный («laissez-faire»).
Авторитарный стиль лидерства предполагает единоличный способ принятия решений, полное жесткое подчинение ведомых лидеру, жесткий диктат в отношении формы исполнения решений, контроль вплоть до отдельного индивида. Недостаток авторитарного управления — неспособность развивать творческую инициативу подчиненных, ухудшение социально-психологического климата.
Демократический стиль руководства — это совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением подчиненных в принятие решений, управление, организацию, контроль. Недостатки демократического стиля кроются в высокой вероятности временных затрат на обсуждение и принятие решения, риске неисполнения решения из-за нарушения четкой управленческой субординации.
Либеральный стиль лидерства предполагает анархический способ принятия решений, поливариативности процедурном плане, отсутствие возможности контроля за исполнением решений; предписания лидера полностью отсутствуют; реакция лидера на деятельность своих ведомых спонтанна, возможно непрогнозируемое осуществление определенных санкций. Либеральный стиль руководства совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя часть ответственности за их выполнение.
Исторический опыт свидетельствует: в политике лидеров и их поступках проявляется принципиально различный потенциал воздействия на текущие события. Типологии политического лидерства не только имеют практический смысл как объект фундаментальных политологических исследований и инструмент работы политических аналитиков и политических технологов, но в той или иной степени могут и должны быть элементом политической культуры государства и общества.
Литература.
1.Блондель, Ж. Политическое лидерство / Ж. Блондель; пер. с англ. Г. М. Квашнина. — М.: Российская академия управления, 1992.
2.Бушуева, Н. Сравнительный анализ мужского и женского политического лидерства / Н. Бушуева // Власть. - 2010. - № 5.