Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 07:01, контрольная работа

Описание работы

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
Говоря о проблемах лидерства в России нужно особо отметить то, что до недавнего времени в обществе, в науке и политике провозглашался тезис о "решающей роли народных масс". Из этого можно сделать вывод, что роль политического лидера является "вторичной". Следовательно, в "социалистическом" обществе лидер должен был подчиняться интересам рабочего класса, крестьянства и интеллигенции.

Файлы: 1 файл

контрольная побота по социологии ...политическое лидерство.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

ПОЛИТИЧЕСКОЕ  ЛИДЕРСТВО.

Среди основных и самых  важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в  России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и  выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.

Говоря о проблемах  лидерства в России нужно особо  отметить то, что до недавнего времени  в обществе, в науке и политике провозглашался тезис о "решающей роли народных масс". Из этого можно сделать вывод, что роль политического лидера является "вторичной". Следовательно, в "социалистическом" обществе лидер должен был подчиняться интересам рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Но на лицо явное противоречие этим высказываниям и предположениям. Достаточно вспомнить феномен культа личности И. Сталина, факты выдвижения на руководящие посты власти М. Хрущева, Л. Брежнева, К. Черненко и многих других. А так же факты выдвижения "лидеров" республиканского, районного и областного масштабов.

Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о  человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические  и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.

В современном обществоведении  существует несколько подходов к  определению политического лидерства.

Можно выделить следующие  из них:

  1. Определение лидерства как влияния на других людей.

Лидерство - это влияние, авторитет, власть и контроль над другими. Однако не любое влияние обеспечивает лидерство. Для него характерны по меньшей мере три особенности:

1) во-первых, чтобы влияние  было постоянным. К политическим  лидерам нельзя причислить людей,  оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны.

2) во-вторых, руководящее  воздействие лидера должно осуществляться  на всю группу, организацию, общество. Известно, что внутри любого крупного  объединения существуют несколько  или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, его распространенность на все объединение.

3) в-третьих, политического  лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношениям лидера и последователей присуще неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы.

2. Лидерство - это управленческий  статус, социальная позиция, связанная  с принятием властных решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей) и дает человеку статус лидера. Иными словами, лидерство - это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов.

3. Политическое лидерство  - это особого рода предпринимательство,  осуществляемое на политическом  рынке, при котором политические  предприниматели в конкурентной  борьбе обменивают свои программы  решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации, на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации “политического товара”, его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого товара как “общего блага”. Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна. Однако она применима главным образом лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.д.

Политическое лидерство  означает не только поведение людей, находящихся на высших ступенях власти, но и тех, кто находится на среднем и более низким уровне; не только монархов, президентов и премьеров, но и губернаторов, мэров, лидеров партийных организаций и т.п. Под политическим лидерством имеется в виду не только лидерство отдельных личностей, но и "коллективное лидерство" и взаимодействие лидера со своими последователями как единое образование. Это означает существование лидерств не только в определенном типе общественных институтов (например, партии, законодательной власти или бюрократии) или в политических процессах (например, в процессах принятия политических решений, выборов и революций); пожалуй, не найдется такой сферы общественной жизни, где бы ни существовало лидерства.

Понятие политического  лидерства имеет два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект имеет ключевое значение для оценки личности как политического лидера. Второй же аспект, являющий собой личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту, определяет главным образом лишь получение и сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного и нерезультативного, “хорошего” или “плохого” руководителя.

Проблема политического  лидерства возникает только при  наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и  внутри парламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей. Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем.

Политический лидер - это символ общности и образец  политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти. Причем данное определение особо подчеркивает первостепенную значимость субъективных качеств политического лидера и утверждает, что лидерство создается стихийно, самим народом.

Личность политического  лидера является сложнейшим образованием и состоит из различных взаимосвязанных элементов. Не все они в одинаковой степени "ответственны" за политическое поведение.

Наиболее влиятельные  личностные характеристики:

  • представления политического лидера о себе самом;
  • потребности и мотивы, влияющие на политическое поведение;
  • система важнейших политических убеждений;
  • стиль принятия политических решений;
  • стиль межличностных отношений;

устойчивость к стрессу.

К декабрю 2002г. в стране насчитывалось около 40 политических партий, зарегистрированных в Минюсте, и свыше 60 общественно-политических движений, претендующих на получение статуса “политическая партия”. Таким образом, в России формируется многопартийная система.

Современная политология  выделяет множество взаимо-переплетающихся  типов партий по самым различным  признакам:

а) по характеру функционирования: кадровые и массовые;

б) по характеру политического  поведения в обществе: демократические  и тоталитарные;

в) по месту в политической системе: правящие и оппозиционные;

г) по взглядам на характер развития общества: эволюционные, реформистские, радикалистские;

д) по идеологическим направлениям: правые (консерваторы, либералы и др. и левые (социалисты, коммунисты и  др.).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  РЕАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕНОЙ РОССИИ

На наш взгляд, анализируя политическую реальность в современной России, можно предложить некий интегральный подход к определению места политических партий в политическом спектре России. Суть его заключается в отношении партий к политическому режиму (либерально-авторитарный?).

Политический спектр России можно представить следующим образом.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПАРТИИ

ЛЕВЫЕ

ПРАВЫЕ

крайне левые (левые

радикалы)

умеренные левые

ЦЕНТРИСТЫ

правые

крайне правые (правые

радикалы)

левый центр

правый центр


 

К центристским партиям  относятся:

К правому центру –  Всероссийская партия “Единство и Отечество” – Единая Россия. Данная партия была создана (2001г.) в результате объединения “Единства”, “Отечества”, а затем “Вся Россия”, которые принадлежали к одному – центристскому направлению. В ноябре 2002г. председателем Высшего совета партии был избран Б.Грызлов (а где же политики, стоявшие у истоков создания партии – Лужков, Шанцев, Шойгу? “Мавр сделал свое дело…”).

“Единая Россия” и  ее союзники по правоцентристскому блоку  – думские депутатские группы – “Народный депутат”, “Регионы России (электорат – ок. 50%) проводят линию на поддержку политики Президента и Правительства РФ. Руководство “Единой России ” намерено объявить себя партией власти. Надо сказать, желающих “нести бревно” вместе с В.Путиным становится все больше. К концу года планируется принять миллион. Прием весьма упрощен: чтобы вступить в “ЕР” достаточно заполнить анкету, приложить фотографию и отправить в Москву. Там стоит специальная машина, со скоростью 100 тыс. штук “пекущая” партбилеты нового образца. В ее рядах вынашивается предложение пригласить В.Путина на роль своего лидера. Однако, как заметил сам В.Путин, чтобы объявлять себя партией власти, много ума не нужно. Если “Единая Россия” желает стать действительно цивилизованной правящей партией, то ей еще предстоит уточнять свое место в российском идейно-политическом спектре.

К левому центру – партии социалистического, социал-демократического толка. Их лидеров можно назвать  социально-ориентированными умеренными реформаторами. Ряды левоцентристов пополняются, главным образом, за счет “отпочкования” от Национального патриотического фронта, возглавляемого КПРФ, т.е. идет процесс “поправения” некоторых организаций (например, социалистическая партия “Россия” – лидер Г.Селезнев, “Аграрная партия России” – лидер Лапшин, при этом думская фракция АПР во главе с Харитоновым остается в союзе с КПРФ и др.). Левоцентристские партии лояльны к политическому режиму. В силу разобщенности этих партий их влияние на электорат слабое.

Все партии, находящиеся  левее и правее центра – это  партии в той или иной степени оппозиционные по отношению к политическому режиму.

Крайне левые –  ВКПБ (Нина Андреева), РКРП (В. Тюлькин), Национально-державная партия России (С.Терехов), КПТР (В. Анпилов) и др. Указанные партии резко отрицательно относятся к существующей власти. На митингах они призывают к радикальному изменению общественно-государственного строя в стране. Судя по тому, что никто из них не в состоянии преодолеть 5% барьер на выборах в Госдуму, электоральная база у них слабая. (Это преимущественно маргинальные слои населения.)

К умеренным левым  относятся КПРФ (Г. Зюганов) и ее союзники по национально-патриотическому фронту. Электоральная база у них значительная и устойчивая – до 30%. Социальная опора у КПРФ – часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, пенсионеры.

Отношение к существующему  режиму в стране выражено в Программе  следующими словами: “В стране утвердился режим национальной измены, который  разрушает отечественную экономику, духовность, государственность, ведет  к утрате национальной безопасности России, превращается в национальный придаток мирового капитала.”

Правый фланг российского  политического спектра в настоящее  время представлен следующими либеральными политическими силами: движение “Выбор России”, Демократическая партия России (ДПР) (лидер М.Н. Прусак), Партия экономической свободы (ПЭС) (лидер Боровой), партия “Развитие предпринимательства” (лидер И. Грачев), Республиканская партия России (РПР), “Либеральная Россия” (сопредседатели: С. Юшенков, В. Похмелкин, Б.Золотухин, Г. Сартан), Союз правых сил (СПС) (председатель Федерального политсовета – Б.Немцов, сопредседатели: И. Хакамада, С. Кириенко, Е. Гайдар, А. Чубайс), Российская демократическая партия “Яблоко” (РДП “Яблоко”) и др. Из них наиболее крупными и влиятельными политическими силами являются СПС и РДП “Яблоко”.

Социальную базу России российского либерализма составляют два различных слоя: во-первых, “старый” (советский) средний класс – слой научной и технической интеллигенции: врачи, учителя; во-вторых, “новый”  средний слой, связанный с частным сектором экономики – крупные и средние бизнесмены, директорский корпус, крупная столичная интеллигенция и творческая элита.

Электоральная база либерального крыла – ок. 15%.

В отношении Президента и правительства “Яблоко” и СПС  проводят политику селективной поддержки их либеральных по духу инициатив и критики действий, являющих собой отступлений от либерализма. При этом “Яблоко” более отстраненно и более критично по отношению к власти, чем СПС.

Крайне правые позиции  занимают политические организации, ориентирующиеся на явно прозападный курс развития России (например, ДС – В.Новодворская). Отношение к политическому режиму, как, впрочем, и у крайне левых, резко отрицательное.

Информация о работе Политическое лидерство