В данной работе рассмотрены основные
концепции политического лидерства, наиболее
интересные и значимые определения и типологии,
а также функции политических лидеров
Лидерство представляет собой исторически
сложившуюся социальную потребность людей
в организации своей деятельности. Политическое
лидерство, ныне присущее всем человеческим
обществам, является древнейшей формой
организации жизни людей, механизмом интеграции
интересов различных слоев населения.
Особый интерес эта проблема представляет
для российских ученых, политиков. Более
семидесяти лет авторитарное лидерство
в нашей стране было преобладающим. Несовершенной
являлась система отбора лидеров. Трудности
переживаемого Россией переходного периода
обусловливают необходимость как теоретического
осмысления такого социального феномена,
как политическое лидерство, так и практического
решения проблемы формирования лидера
нового типа, в стиле деятельности которого
органично сочетались бы компетентность,
коммуникативность, организаторские способности
и высокие моральные качества.
Тесты
1. Какая из функций не выполняется
политическим лидером:
а) коммуникация
власти и масс;
б) мобилизация
масс на достижение политических целей;
в) принятие законов;
г) выработка
и принятие политических решений.
2.
Соотнесите между собой указанные
теории лидерства с их сущностными
характеристиками:
а) теория черт;
б) теория конституентов (определяющей
роли последователей);
в) ситуационная теория;
г) психологическая теория |
1) сложившиеся конкретные обстоятельства,
место и время определяют отбор
политического лидера и его поведение;
2) обладание руководящими
позициями позволяет человеку
подавлять различные комплексы
неполноценности;
3) лидерство – это выдающиеся
качества человека;
4) лидерство – это особого
рода отношения («избиратели –
последователи – активисты –
лидер») |
Ответ:
- в
- г
- а
4- б
3.
Стремление политического лидера
занять позицию стороннего наблюдателя
– характерная черта:
а) авторитарно-демократического
стиля лидерства;
б) демократического
стиля лидерства;
в) невмешивающегося стиля лидерства;
г) авторитарного
стиля лидерства.
4.
Какие из приведенных ниже
положений относятся к функциям
политического лидерства?
а) определение политической программы
действий путем генерирования новых идей,
отражающих интересы общества, отдельных
классов и слоев;
б) согласование и объединение различных
групп интересов на основе общей идеи,
общих ценностей и идеалов;
в) социальный арбитраж и патронаж;
г) преобразование
социальных чувств, эмоций и ожиданий
в политические требования;
д) согласование
потребностей, их иерархизация и выработка
общегрупповых целей;
е) достижение целостности
и гармонии социальных интересов через
выработку политического курса, учитывающего
тенденции мирового развития и потребности
различных групп общества.
5.
Заполните данную таблицу:
Основные теории политического лидерства |
Основное содержание |
Теория
черт |
Сторонники
считают предпосылкой признания человека
лидером обладание специфическими лидерскими
качествами и способностями. Среди них
обычно называют острый ум, кипучую энергию,
твердую волю, незаурядные организаторские
способности, компетентность. Лидер - это
человек, обладающий врожденным биопсихологическим
комплексом, обеспечивающим ему власть.
|
Ситуационная
теория |
Идею
зависимости лидерства от определенных
социальных условий обосновывает и развивает
его ситуационная концепция. Лидерство
- это, прежде всего продукт, функция сложившейся
в группе ситуации. Именно конкретные
обстоятельства определяют отбор политического
лидера и детерминируют его поведение. |
Теория конституентов |
Теория,
объясняющая феномен лидерства через
последователей и конституентов. Последователь воспринимает
лидера, ситуацию и, в конечном счете, принимает
или отвергает лидерство. Лидер и его последователи
составляют единую систему, и это позволяет
понять и предсказать политическое поведение
лидера.
|
Психоаналитическая
теория |
В
основе лидерства лежит подавленное либидо
- преимущественно бессознательное влечение
сексуального характера. В процессе оно
проявляется в стремлении к творчеству,
и в том числе к лидерству. Обладание руководящими
позициями позволяет человеку подавлять
различные комплексы неполноценности. |
Список используемой
литературы:
- Пугачев В.П., Соловьев А.И. / Введение
в политологию: Учебник для студентов
вузов / 4-е изд., перераб. и доп.
- М.: Аспект Пресс, 2005.
- Ольшанский Д.В./ Основы политической
психологии. - Екатеринбург: Деловая книга,
2001.
- Мухаев Р.Т./ Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: «ПРИОР», 1997.
- Кретов Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2000. №3.
- Щербинина Н.Г. Теории политического лидерства. М., 2004.
911liga.at.ua›publ/1-1-0-13
Феномен политического
лидерства
Лидер - это личность, которая благодаря
определенным качествам имеет влияние
на членов общественной группы либо на
общество в целом.
Стремиться к лидерству невозможно, ведь
лидера не назначают, а выбирают. Если
человек начинает бороться за роль лидера,
он сразу же теряет свой шанс.
Также можно выделить понятие «политического
лидерства». «Политическое лидерство»
- это эффективное социальное влияние
личности на собственное окружение, широкие
массы, независимо от того, наделен ли
человек властными полномочиями либо
нет. Политический лидер - это наивысшая
ступень проявления лидера. Это связано
с тем, что политический лидер осуществляет
свою деятельность на высшем уровне - на
государственном.
Феномен «политического лидерства» невозможно
раскрыть за пределами понятия «политика».
Древние философы рассматривали политику
как «государственное искусство», «искусство
руководить». Некоторые из них характеризировали
политику как искусство руководить людьми
с помощью лжи, умение вести борьбу за
выживание нации. На взгяд лорда Батлера
«Политика - это искусство возможного».
По мнению Макса Вебера «Политика - это
стремление к участию во власти либо к
влиянию на разделение власти».
Функционально политический лидер призван
формировать политический курс, стратегию
и тактику, реализация которых осуществляется
на таких уровнях: оценка общественной
и групповой ситуации, разработка линии
поведения, выполнение мобилизирующих
функций всего общества.
Таким образом, политическое лидерство
- это социальное явление.
Большинство научных деятелей являются
сторонниками концепции лидерства, которая
построена на теории, что лидеры - это люди,
которые имеют врожденные специфические
человеческие качества.
Существует также интерактивная теория,
согласно которой лидером можем быть любой
человек, который занимает определенную
ступень в межличностных отношениях и
имеет определенные организаторские способности.
Внутренний потенциал политического
лидерства отображается в его класификации.
При этом как не существует в политологии
однозначного трактования проблемы политического
лидерства, так и не существует его единой
класификации.
Одной из наиболее распространенных
типологий лидерства является типология,
предложенная Максом Вебером, в основе
которой находятся типы общественного
правления. Согласно данной класификации
выделяется три основных типа:
1) Традиционное лидерство. Оно основано
на обычае, традиции (вожди племен, монархи)
и предусматривает веру подчиненных в
то, что власть лидера законна, поскольку
существовала всегда. Власть правителя
осуществляется на основе традиционных
норм, которые и являются основными в управлении
государством.
2) Рационально-легальное лидерство. К
нему относятся лидеры, котрые были избраны
демократичным путем и которые в случае
злоупоребления властью несут ответственность
перед своими избирателями. В данном случае
лидер выступает носителем определенной
рационально-государственной позитивной
функции.
3) Харизматичное лидерство. Данный тип
лидерства основывается на вере масс в
особенные качества и способности к правлению
отдельных лидеров. Такой правитель в
глазах своих сторонников и подданых наделен
надчеловеческой магической силой. Согласно
Максу Веберу харизматичное лидерство
возникает в критические периоды развития
общества.
При этом лидер должен обладать определенными
способностями. А.П.Слоун сформировал
набор необходимых качеств и умений руководителя:
1) умение управлять (постоянное взаимодействие
опыта, знаний, воображения);
2) склонность к самосовершенствованию;
3) открытость мышления (стремление к
объективному анализу);
4) смелость (готовность идти на риск,
рассчитав его цену);
5) справедливость (принятие во внимание
прав человека и полномочий других организаций);
6) принципиальность (способность отстаивать
свою точку зрения);
7) лояльность (деятельность в рамках
закона, приоритет интересов дела).
Вышеуказанные качества должны присутствовать
в подходах «эффективного» лидера.
В зависимости от стремления к власти
выделяют два типа лидеров: авторитарный
и демократичный. Оба лидера стремятся
к власти, но имеют разные методы реализации
и способы принятия решений. Авторитарные
лидеры принимают решения всегда единолично,
тогда как демократичные лидеры ограничены
законными рамками, за пределы которых
они не выходят. В зависимости от ситуации,
которая сложилась в обществе, лидеры
определенного типа могут даже не иметь
теоретической возможности прийти к власти
без изменения жизни общества в целом.
Можно выделить основные функции лидеров:
1)Общий анализ ситуации, которая сформировалась;
2)Определение направлений и ряда действий,
необходимых для преодоления проблем
и конфликтов, которые возникают;
3)Организация исполнителей для решения
проблем и конфликтов, которые возникают.
И напоследок сформирую психологический
портрет «среднестатистического» лидера:
он должен быть наделен выдающимися умственными,
харизматичными и организаторскими способностями.
В большинстве случаев лидер - это экстраверт-холерик
либо экстраверт-сангвиник. Политический
лидер должен быть наделен четкой логикой
либо хорошо развитой интуицией. По мнению
многих исследователей, важным фактором
формирования типа лидерства является
развитие личности с детских лет до его
становления в роли политического лидера.
Каждая историческая эпоха нуждается
и рождает своего лидера. Вопрос формирования
политической элиты является крайне важным,
поскольку качественное реформирование
жизни общества невозможно без кардинального
изменения системы управления, без наличия
профессиональных политических лидеров,
находящихся на руководящих постах
|