Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:27, контрольная работа
Главная цель контрольной работы посвящена раскрытию вопроса о политическом лидерстве. Из цели вытекает ряд задач:
1)изучить специфику политического лидерства, его типы и функции;
2)рассмотреть политическое лидерство и политический маркетинг;
3)проанализировать современные тенденции развития политического лидерства
Введение………………………………………………………………….………..2
Специфика политического лидерства, его типы и функции……………….3
Политическое лидерство и политический маркетинг……………………..10
Покажите на чем основано изложенное во многих источниках суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Изложите свое мнение, насколько эта позиция верна………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………....19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Что же такое
лидерство — универсальный по
своей природе феномен
Лидерство многократно возрастает и в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.
Главная цель контрольной работы посвящена раскрытию вопроса о политическом лидерстве. Из цели вытекает ряд задач:
1)изучить специфику политического лидерства, его типы и функции;
2)рассмотреть
политическое лидерство и
3)проанализировать
современные тенденции
В России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения стран.
1. Специфика политического лидерства, его типы и функции
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства – поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
История изучения
политического лидерства
Итак, лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий», «указывающий путь». Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции.
Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества.
Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов. В основе феномена политического лидерства – способности руководителя, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей.
Лидерство – явление
многогранное и многозначное. Политическое
лидерство – это вид
Общественное лидерство является, прежде всего, социальной функцией. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания функционирования социальной системы в целом.
Целостная картина проявления лидерства складывается по мере эволюции общества, усложнения социальных взаимосвязей, конкретизирующих функции лидера.
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:
1. Лидерство – это
разновидность власти, спецификой
которой является
2. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».
3. Лидерство – это
влияние на других людей (В.
Кац, Л. Эдингер и др.) Однако
это не любое влияние, а такое,
Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько, и даже множество центров локального влияния.
В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия – от лидера к членам группы.
В-четвертых, влияние
лидера опирается не прямое применение
силы, а на авторитет или хотя
бы признание правомерности
4. Политическое лидерство
– это особого рода
5. Лидер – это символ
общности и образец
Основные функции лидера:
Функции политического лидерства.
- аналитическая функция – глубокий и всесторонний анализ ситуации, изучение совокупности различных факторов политической жизни, разработка программы действий, обоснование стратегических приоритетов и тактических способов их достижения.
- организаторская функция – мобилизация масс на реализацию политических программ и целей, сплочение сторонников объединение усилий различных слоев населения, формирование команды помощников, планирование политических действий. Регулирование и контроль за ходом преобразований.
- координационная функция – есть продолжение организаторской функции и направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности власти - представительной, исполнительной и судебной.
- интегративная функция – объединение и согласование различных социальных интересов на основе общих целей, ценностей и идеалов, консолидация разного рода общественных и политических сил. Показателен в этом смысле пример американского президента Ф.Рузвельта, который умело, управлял интересами различных политических сил и был мастером создания коалиций для решения различных социальных и политических проблем.
- новаторская функция – внесение новых идей, инициатирование обновлений. При этом политическому лидеру не следует пускаться в масштабные и недостаточно подготовленные акции, так как «ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как радикальные нововведения».
- коммуникативная функция – обеспечение устойчивости связи между властью и различными социальными группами, что весьма актуально для современной России, где в последние годы снижается доверие горожан к власти.
- функция гаранта справедливости, законности и порядка – функция, в большей степени характеризующая общенационального политического лидера. Показательна в данном случае ситуация во Франции в 1959г., когда в условиях угрозы гражданской войны во многом способность выполнять именно эту миссию принесла генералу Ш. де Голлю на президентских выборах 80 % голосов.
Все успешные лидеры демонстрируют наличие этих трех функциональных особенностей.
В зависимости от сочетания этих способностей лидеров относят к различным типам политических лидеров.
В политологии, начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических, в зависимости от того, на чем основываются их претензии на власть.
1) Традиционные лидеры (вожди) – опираются на вековые традиции ни у кого не вызывающие сомнений. (Хонейни – Иран)
2) Легальные
лидеры – должны получить
3) Харизматические лидеры – они стоят особняком, их власть (скорее – авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет "Харизмой". Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть.
Существуют четыре собирательных образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник".
1) Лидер –
знаменосец – отличается
2) Лидер – служитель – выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и их задачи являются для такого лидера центральными.
3) Лидер –
торговец – основывает свои
отношения с избирателями на
способности убедить
4) Лидер –
пожарник – реагирует на
Согласно самой распространенной в современной науке концепции политического лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых в них свойств его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами: