Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Главная цель контрольной работы посвящена раскрытию вопроса о политическом лидерстве. Из цели вытекает ряд задач:
1)изучить специфику политического лидерства, его типы и функции;
2)рассмотреть политическое лидерство и политический маркетинг;
3)проанализировать современные тенденции развития политического лидерства

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..2
Специфика политического лидерства, его типы и функции……………….3
Политическое лидерство и политический маркетинг……………………..10
Покажите на чем основано изложенное во многих источниках суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Изложите свое мнение, насколько эта позиция верна………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………....19

Файлы: 1 файл

политология контр..doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..2

  1. Специфика политического лидерства, его типы и функции……………….3
  2. Политическое лидерство и политический маркетинг……………………..10
  3. Покажите на чем основано изложенное во многих источниках суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Изложите свое мнение, насколько эта позиция верна………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы……………………………………………………………....19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Что же такое  лидерство — универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде —  в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в  компаниях и университетах, в  неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых, лидеров и последователей.

Лидерство многократно  возрастает и в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.

Главная цель контрольной  работы посвящена раскрытию вопроса  о политическом лидерстве. Из цели вытекает ряд задач:

1)изучить специфику  политического лидерства, его  типы и функции;

2)рассмотреть  политическое лидерство и политический  маркетинг;

3)проанализировать  современные тенденции развития  политического лидерства

В России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения стран.

 

1. Специфика политического лидерства, его типы и функции

 

Среди основных и самых важных проблем  общественного развития в современном  мире, особенно в России, на первом месте  стоит проблема политического лидерства  – поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.

История изучения политического лидерства представляет собой пример обширного многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство – как "влияние", другие – как "управление", третьи – как "принятие решений", а четвертые признают лидерами только "новаторов", тех, кто "ведет вперед", а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами. Но проблему политического лидерства нельзя рассматривать однобоко, политический лидер должен сочетать в себе все эти качества.

Итак, лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий», «указывающий путь». Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции.

Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества.

Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов. В основе феномена политического лидерства – способности руководителя, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей.

Лидерство – явление  многогранное и многозначное. Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой  процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.

Общественное лидерство является, прежде всего, социальной функцией. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания функционирования социальной системы в целом.

Целостная картина проявления лидерства складывается по мере эволюции общества, усложнения социальных взаимосвязей, конкретизирующих функции лидера.

В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

1. Лидерство – это  разновидность власти, спецификой  которой является направленность  сверху вниз, а также то, что  ее носителем выступает не  большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, - это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».

2.  Лидерство – это  управленческий статус, социальная  позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».

3. Лидерство – это  влияние на других людей (В.  Кац, Л. Эдингер и др.) Однако  это не любое влияние, а такое,  для которого характерны четыре  особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших, хотя и большее, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером.

Во-вторых, руководящее  воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько, и даже множество центров локального влияния.

В-третьих, политического  лидера отличает явный приоритет  во влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия – от лидера к членам группы.

В-четвертых, влияние  лидера опирается не прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель.

4. Политическое лидерство  – это особого рода предпринимательство,  осуществляемое на специфическом  рынке. При котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы, решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отожествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация политического лидера вполне возможна. Однако она применима главным образом лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.п.1

5. Лидер – это символ  общности и образец политического  поведения группы. Он выдвигается  снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями.  Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое, «в отличие от лидерства, предполагает достаточно жестокую и формализованную систему отношений господства – подчинения».

Основные  функции лидера:

Функции политического лидерства.

- аналитическая функция – глубокий и всесторонний анализ ситуации, изучение совокупности различных факторов политической жизни, разработка программы действий, обоснование стратегических приоритетов и тактических способов их достижения.

- организаторская функция – мобилизация масс на реализацию политических программ и целей, сплочение сторонников объединение усилий различных слоев населения, формирование команды помощников, планирование политических действий. Регулирование и контроль за ходом преобразований.

- координационная функция – есть продолжение организаторской функции и направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности власти - представительной, исполнительной и судебной.

- интегративная функция – объединение и согласование различных социальных интересов на основе общих целей, ценностей и идеалов, консолидация разного рода общественных и политических сил. Показателен в этом смысле пример американского президента Ф.Рузвельта, который умело, управлял интересами различных политических сил и был мастером создания коалиций для решения различных социальных и политических проблем.

- новаторская функция – внесение новых идей, инициатирование обновлений. При этом политическому лидеру не следует пускаться в масштабные и недостаточно подготовленные акции, так как «ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как радикальные нововведения».

- коммуникативная функция – обеспечение устойчивости связи между властью и различными социальными группами, что весьма актуально для современной России, где в последние годы снижается доверие горожан к власти.

- функция гаранта справедливости, законности и порядка – функция, в большей степени характеризующая общенационального политического лидера. Показательна в данном случае ситуация во Франции в 1959г., когда в условиях угрозы гражданской войны во многом способность выполнять именно эту миссию принесла генералу Ш. де Голлю на президентских выборах 80 % голосов.

Все успешные лидеры демонстрируют наличие этих трех функциональных особенностей.

В зависимости  от сочетания этих способностей лидеров  относят к различным типам  политических лидеров.

В политологии, начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических, в зависимости от того, на чем основываются их претензии на власть.

1) Традиционные  лидеры (вожди) – опираются на  вековые традиции ни у кого  не вызывающие сомнений. (Хонейни – Иран)

2) Легальные  лидеры – должны получить власть  законным путем. (Буш, Миттеран, Ельцин)

3) Харизматические  лидеры – они стоят особняком,  их власть (скорее – авторитет)  опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное  качество, которое М. Вебер называет "Харизмой". Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть.

Существуют  четыре собирательных образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник".

1) Лидер –  знаменосец – отличается собственным  видением действительности, имеет  цель, увлекает за собой людей,  определяет характер происходящего,  его темп, формирует политическую  проблематику.

2) Лидер – служитель – выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и их задачи являются для такого лидера центральными.

3) Лидер –  торговец – основывает свои  отношения с избирателями на  способности убедить избирателей  в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.

4) Лидер –  пожарник – реагирует на требования  масс, вызванные конкретной ситуацией,  что и определяет его действия  по тушению пожаров.

Согласно самой  распространенной в современной  науке концепции политического лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых в них свойств его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами:

Информация о работе Политическое лидерство