Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Главная цель контрольной работы посвящена раскрытию вопроса о политическом лидерстве. Из цели вытекает ряд задач:
1)изучить специфику политического лидерства, его типы и функции;
2)рассмотреть политическое лидерство и политический маркетинг;
3)проанализировать современные тенденции развития политического лидерства

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..2
Специфика политического лидерства, его типы и функции……………….3
Политическое лидерство и политический маркетинг……………………..10
Покажите на чем основано изложенное во многих источниках суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Изложите свое мнение, насколько эта позиция верна………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………....19

Файлы: 1 файл

политология контр..doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

1) Она оказывает  влияние на формирование личности лидера.

2) Она ставит  пред ним проблемы.

  3) Она ставит  условия, в которых лидеру придется  эти проблемы решать, в частности  круг его потенциальных противников  и сторонников.

 

 

 

 

 

 

2.Политическое  лидерство и политический маркетинг

Политический  маркетинг – это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах. В этом определении политического маркетинга главным обстоятельством, отличающим его от маркетинга в экономической сфере, является его направленность на формирование политической власти.

Очевидно, столь  высокое предназначение обусловило тот факт, что, зародившись сравнительно недавно (США, 30-е годы), политический маркетинг получил широкое распространение практически во всех зарубежных странах с демократическим политическим режимом. В Соединенных Штатах Америки и других странах действуют многочисленные фирмы, занимающиеся стратегией и тактикой предвыборных политических кампаний. Практически все политические партии, большинство кандидатов на выборные должности прибегают к услугам маркетологов.

Политический  маркетинг, как и любой другой, направлен на формирование и расширение спроса на свои специфические товары. В обмен на эти товары политические партии (и кандидаты) хотят получить поддержку населения в первую очередь на выборах, а также в проводимых референдумах, различных политических кампаниях, привлечь новых членов в свои ряды с целью усилить свое влияние в обществе.

Понятие «политический  маркетинг» используется и в более  широком смысле. В этом случае имеется  в виду исследование вопросов взаимодействия политических кампаний, роли средств  массовой информации в избирательном  процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров и т.п.

Политический  маркетинг выполняет ряд функций.

Основные из них:

  • создание политического рынка идей, программ, проектов реформирования общества и т.д.;
  • объединение различных групп общества вокруг одного государственного или национального интереса;
  • выявление и выдвижение на национальную арену выдающихся политических деятелей, а также отстранение некомпетентных политиков. Это очень важная функция, поскольку политический лидер – личность, оказывающая воздействие на большие группы людей;
  • усиление конкурентной борьбы различных политических партий на основе выдвижения ими новых политических идей, проектов, программ;
  • содействие развитию и укреплению демократии, поскольку там, где есть возможность политического выбора, там есть и свобода слова, свобода волеизъявления, то есть все то, что способствует демократическим процессам2.

Важным является вопрос о типологии политического  маркетинга. Наиболее часто классификация  его видов осуществляется в зависимости  от объекта маркетинговой деятельности. На основе данного критерия различаются: маркетинг политических кандидатов, маркетинг политических организаций и маркетинг политических идей, концепций.

Маркетинг политических кандидатов наиболее распространен. Речь идет о маркетинге в рамках избирательного процесса и в связи с ним. В зависимости от конкретных целей (кандидат переизбирается или впервые выдвигает свою кандидатуру) усилия направляются на поддержание, изменение или создание определенного отношения к нему электората. Главная задача – получить поддержку избирателей в количестве, достаточном для избрания и получения мандата депутата.

Маркетинг политических организаций. Это также весьма распространенный вид политического маркетинга.

Применительно к институту лидерства политический маркетинг включает следующие основные аспекты:

  • формирование имиджа лидера;
  • сегментирование рынка;
  • позиционирование;
  • воздействие на выбранную группу.

 Имидж политического  лидера есть результат сознательного и целенаправленного конструирования облика. Формирование имиджа, или образа, политического лидера — не пустая трата времени и сил. Экономистам известно, что спрос на товар в немалой степени определяется не только его объективными характеристиками, но и субъективным его восприятием, совокупностью свойств, которые привлекают покупателя. Применительно к политическому лидеру можно сказать, что его образ должен в наибольшей мере отражать ожидания существующих и возможных сторонников.

В качестве примера  можно привести следующие типы политического имиджа:

«Спаситель  Отечества» — такой лидер вступает на политическую сцену в самые сложные, судьбоносные периоды истории. На Западе, возможно, последними политиками такого типа были Д. Эйзенхауэр и Ш. де Голль.

«Отец нации» — речь идет об авторитарном лидере, царе-батюшке, который строг, но справедлив с подданными. Таковыми, по мнению многих политологов, были Ф. Миттеран и М. Тэтчер.

«Обаятельный  лидер» — улыбчив, раскован, динамичен, пытается не столько убедить в правоте своих идей, сколько по-Западе политические лидеры такого типа стали с 1960-х годов, начиная с победы на президентских выборах в США Дж. Кеннеди.

Политический  лидер, как гласит старая поговорка, «не червонец, чтобы всем нравиться». Разнообразные качества политического  деятеля могут импонировать одной  группе людей, но совершенно не вписываться в представления о политическом лидере другой группы. Поэтому на основе детального изучения политического рынка необходимо выделить четкие группы людей исходя из их политических симпатий. Это и есть сегментирование рынка.

Далее необходимо выявить ту группу, к которой политический лидер будет апеллировать в первую очередь, т.е. занять позицию в конкретном сегменте рынка. Эта процедура называется позиционированием. При позиционировании следует подумать и о том, кто из потенциальных конкурентов политического лидера может ориентироваться на те же самые сегменты рынка и оценить в связи с этим собственную конкурентоспособность.

Предпринятые  меры позволяют рассчитывать на то, что дальнейшее воздействие на те, или иные группы людей приведет к достижению желаемых результатов. Осуществляется оно через СМИ, в непосредственных контактах лидера с потенциальными сторонниками, а также при помощи групп поддержки. Эффективными средствами информационного воздействия являются не только публичные выступления лидера, но и политические плакаты, листовки, письма избирателям, лозунги политической кампании.

В последние  десятилетия в развитии политического  лидерства обозначился ряд тенденций.

Первой такой  тенденцией является институционализация лидерства, которая проявляется в том, что процесс отбора политических лидеров, их подготовки, движения к власти и сама их деятельность осуществляются в рамках определенных институтов.

Другая важная тенденция в развитии политического  лидерства — концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Формирование данной тенденции обусловлено тем, что обеспечение экономической стабильности, укрепление социальной защищенности граждан, рост благосостояния нации, связанные с деятельностью политического лидера, способствуют росту его влияния, расширяют число его приверженцев, ослабляют позиции его оппонентов.

Третья важная тенденция в развитии политического  лидерства — его профессионализация. Тот факт, что политика постепенно становится уделом профессионалов, можно лишь приветствовать, потому что, с одной стороны, она затрагивает судьбы миллионов людей, и уже поэтому некомпетентность в политике недопустима, а с другой — как и любая деятельность требует специфических знаний, навыков, опыта.

Четвертая тенденция  в развитии политического лидерства  — это уменьшение вероятности появления в современных условиях выдающихся политических лидеров, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Цезарь, Петр I, Наполеон, Бисмарк или Сталин. Современные политические лидеры ориентированы больше на решение не судьбоносных и долговременных, а повседневных созидательных задач.

Роль лидеров  в процессе функционирования политической системы существенно различается  в зависимости от эпохи и страны. Влияние их на политику в патриархальном и современном обществе, в жестко централизованной и свободной системе, в период стабильного и кризисного состояния государства могут быть сопоставимы лишь на общем теоретическом уровне. Выявление более глубинных тенденций требует учета политического, исторического и социального контекста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Во  многих источниках можно встретить  суждение о том, что время  великих политических лидеров  безвозвратно ушло, и что в  современных условиях появление  таких фигур практически невозможно. На чем основана такая позиция. Насколько она, по-вашему, верна.

Многократное  усложнение общественной жизни с  необходимостью приводит к разделению труда в осуществлении лидерских функций. В настоящее время уже невозможно единолично управлять государством, как это делали Цезарь или Наполеон. Даже политический лидер, который стремится лично контролировать все сферы жизни общества, не всегда может обойтись без консультаций с помощниками, чья компетенция в той или иной области выше.

Современные же политические лидеры ориентированы  больше на решение не судьбоносных и долговременных, а повседневных созидательных задач.

Сегодня нам  нужен как раз крупный политический лидер общенационального масштаба, способный переломить ход событий.

Политическое  лидерство сегодня - это особого  рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором  политические предприниматели в  конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы  их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.

Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Политическое лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

Опираясь на то, что общество не может самостоятельно регулировать свою деятельность, т.е. не может обойтись без лидера, оно  должно создать все условия для подготовки лидера, а также создать систему контроля за лидером со стороны средств массовой информации, разделения властей, законодательства. Цель такого контроля - не вызвать интерес к личной жизни лидера, а уберечь от соблазнов, которых у него гораздо больше, чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения. Открытое для наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, и народ.

В тоже время  очевидно, что политический лидер  должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.

Важной проблемой  политического лидерства является приобретение и сохранение признания и доверия людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Философия власти/Под ред. В.В. Ильина. – М.: Изд-во МГУ,2009
  2. Шестопал Е.Б. Политическая психология. – М.: АЙРИС ПРЕСС,    2007
  3. Политология: Словарь-справочник. / М.А.Василик, М.С.Вершинин, Л.Д.Козырева. – М.: Гардарики, 2000.
  4. Политология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин,            В.Ю. Дрошенко и др.; Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – М.:ЮНИТИ, 2001. – 367 с.
  5. Политология: Учебник. – 3-ие изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008;
  6. Политология: учебник/под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2009;
  7. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг: Искусство и наука побеждать на выборах. – М.: ИМА-Пресс, 2007

Информация о работе Политическое лидерство