Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

Актуальность изучения темы политического лидерства обусловлена тем, что деятельность субъектов, для которых политика является основным родом деятельности, определяет стратегию государственного развития и эффективность работы основных институтов государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………....3
Специфика политического лидерства, его типы и функции………………...4
Политическое лидерство и политический маркетинг………………………..6
Вопрос…………………………………………………………………….........12
Заключение………………………………………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………………......15

Файлы: 1 файл

Копия кр по политологии.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ВСЕРОССИЙСКИЙ  ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ» (ВЗФЭИ)

 

ALL-RUSSIAN DISTANCE

INSTITUTE OF FINANCE

& ECONOMICS

Филиал ВЗФЭИ в г. Архангельске


Кафедра Философии, истории  и права

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Политология»

Вариант № 15

Тема: «Политическое  лидерство»

 

студента

Надеевой Натальи Викторовны

Номер личного дела

08ФФБ00516

Специальность/направление 

Финансы и кредит

Курс 

4, 1 ВО

Группа 

1 поток

Форма обучения

день

   

Руководитель

Д.э.н., профессор Сметанин А.В.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….………....3

  1. Специфика политического лидерства, его типы и функции………………...4
  2. Политическое лидерство и политический маркетинг………………………..6
  3. Вопрос…………………………………………………………………….........12

Заключение………………………………………………………………………...14

Список литературы……………………………………………………………......15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод.

Лидерство, его природа  волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом  олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Лидерство – явление многогранное и многозначное. Формирование сложноорганизованной системы приводит к появлению лидера.

В задачи  лидеров  входит  выработка  согласованных  целей  развития, распределение функций и ролей среди  участников  социальных  взаимодействий, упорядочение  поведения  отдельных  элементов  системы  в  целях   повышения эффективности функционирования общества в целом.

Актуальность изучения темы политического лидерства обусловлена тем, что деятельность субъектов, для которых политика является основным родом деятельности, определяет стратегию государственного развития и эффективность работы основных институтов государства.

       Таким образом, практическое значение  проблемы  лидерства  связано  с поиском оптимальных форм руководства и управления социальными процессами.

 

 

 

 

1. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО  ЛИДЕРСТВА, ЕГО ТИПЫ И ФУНКЦИИ

Среди основных и самых  важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в  России, на первом месте стоит проблема политического лидерства – поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.

История изучения политического  лидерства представляет собой пример обширного многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство – как "влияние", другие – как "управление", третьи – как "принятие решений", а  четвертые признают лидерами только "новаторов", тех, кто "ведет вперед", а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами. Но проблему политического лидерства нельзя рассматривать однобоко, политический лидер должен сочетать в себе все эти качества. Все успешные лидеры демонстрируют наличие этих трех функциональных особенностей.

Среди общезначимых функций  лидеров выделяют следующие:

  1. Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов.
  2. Ориентационную. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.
  3. Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.
  4. Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.
  5. Коммуникативную. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями.
  6. Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.
  7. Функцию легитимности политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и часто проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

В политологии, начиная  с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических, в зависимости от того, на чем основываются их претензии на власть.

1) Традиционные лидеры (вожди) – опираются на вековые  традиции ни у кого не вызывающие  сомнений. (Хонейни – Иран)

2) Легальные лидеры  – должны получить власть законным  путем. (Буш, Миттеран, Ельцин)

3) Харизматические лидеры  – они стоят особняком, их  власть (скорее – авторитет) опираются  не на внешнюю силу, а на  некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет "Харизмой". Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть.

Существуют четыре собирательных  образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник".

1) Лидер – знаменосец  – отличается собственным видением  действительности, имеет цель, увлекает  за собой людей, определяет  характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.

2) Лидер – служитель  – выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и их задачи являются для такого лидера центральными.

3) Лидер – торговец  – основывает свои отношения  с избирателями на способности  убедить избирателей в своей  стратегии, пойти на какие-то  уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.

4) Лидер – пожарник  – реагирует на требования  масс, вызванные конкретной ситуацией,  что и определяет его действия  по тушению пожаров.

Согласно самой распространенной в современной науке концепции  политического лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых в них свойств его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами:

1) Она оказывает влияние  на формирование личности лидера.

2) Она ставит пред  ним проблемы.

3) Она ставит условия,  в которых лидеру придется  эти проблемы решать, в частности  круг его потенциальных противников  и сторонников.

 

2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО  И ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ

Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг. Он появился в США немногим более полувека назад, когда первый из лидеров - Д. Эйзенхауэр прибег к услугам рекламного агентства для организации предвыборной компании.

Политический маркетинг – это не агитация с ее бессистемным, научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И точно не реклама, предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями.

Политический маркетинг  – это прежде всего грамотное, корректное и целенаправленное выявление  и подчеркивание различным социальным и национальным группам именно тех  реальных качеств и достоинств претендента  на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.

Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и к средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес  к листовкам; на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения кандидатов. На всех без исключения действует гипноз телевидения. Политический маркетинг определяет кому, что и как говорить (разумеется, в рамках своих убеждений), посредством каких форм общаться с избирателями.

 В странах с развитыми демократическими традициями на политический маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается что без маркетинга любой лидер обречен. Политолог Д.И. Выдрин проводил эксперимент по политическому маркетингу в Москве. Оказалось, что маркетинговая деятельность повышает шансы претендента в 1.7 раза.

Второй вид технологий политического лидера – выборная инженерия. Это профессиональное сравнительное  исследование различных выборных округов  и соответствующее маневрирование претендента. В зарубежной политологии  считается, что для правильного маневрирования претендента в лидеры в избирательных округах необходимо изучить следующие факторы:

  1. Социально-экономические условия в данном округе.
  2. Уровень политической культуры, характер политических традиций различных социальных групп округа.
  3. Особенности политической структуры в регионе (количество различных партий, клубов, авторитет других претендентов).
  4. Активность общественно-политических организаций и объединений.

Но не всегда эти моменты  надо исследовать, ибо устойчивые связи  повторяются. Россия вообще страна особая и мнения здесь могут быть абсолютно полярными в разные моменты времени.

Третий вид – отношение  лидеров к конкурентам. Здесь  надо иметь в виду, что политика это не только отношение между  классами, социальными и национальными группами по поводу власти, но и отношения по эффективному использованию всех форм и видов власти, по поводу рационального управления ключевыми общественными процессами. Возможно многие проблемы и не возникали бы между лидерами различного ранга, если бы обе стороны не подозревали друг друга в стремлении к узурпации власти. Поэтому здесь надо руководствоваться не вопросом: "А не претендуете ли вы на власть?", а вопросом: "Каковы ваши способности, компетентность в общественно-политических делах?".

Как правило, лидер, поносящий своего конкурента недозволенными методами и средствами, проигрывает. Дж. Буш убедительно говорит об этом в своей автобиографии, выделяя 4 правила лидерства:

  1. Какой бы ожесточенной ни была борьба по любой проблеме, никогда не прибегайте к личным выпадам.
  2. Выполняйте "домашнее задание". Вы не можете лидировать, если заранее не знаете того, о чем будете говорить.
  3. Используйте вашу власть лидера для убеждения, а не для запугивания.
  4. Будьте внимательны к нуждам ваших коллег, даже если они находятся в самом низу тотемного столба.

В современной  России отчетливо проявляются две  главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве - институциализация  и профессионализация.

Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.

С этим связана  вторая тенденция в развитии лидерства - его профессионализация. Политическое лидерство сегодня - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации "политического товара", его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого "товара" как общего блага.

Политика превратилась в "предприятие", которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

Информация о работе Политическое лидерство