Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:21, контрольная работа
Актуальность изучения темы политического лидерства обусловлена тем, что деятельность субъектов, для которых политика является основным родом деятельности, определяет стратегию государственного развития и эффективность работы основных институтов государства.
Введение………………………………………………………………….………....3
Специфика политического лидерства, его типы и функции………………...4
Политическое лидерство и политический маркетинг………………………..6
Вопрос…………………………………………………………………….........12
Заключение………………………………………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………………......15
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное
бюджетное образовательное высшего профессионального образования | ||
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» (ВЗФЭИ) |
ALL-RUSSIAN DISTANCE INSTITUTE OF FINANCE & ECONOMICS | |
Филиал ВЗФЭИ в г. Архангельске |
Кафедра Философии, истории и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политология»
Вариант № 15
Тема: «Политическое лидерство»
студента |
Надеевой Натальи Викторовны |
Номер личного дела |
08ФФБ00516 |
Специальность/направление |
Финансы и кредит |
Курс |
4, 1 ВО |
Группа |
1 поток |
Форма обучения |
день |
Руководитель |
Д.э.н., профессор Сметанин А.В. |
Архангельск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод.
Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.
Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Лидерство – явление многогранное и многозначное. Формирование сложноорганизованной системы приводит к появлению лидера.
В задачи лидеров входит выработка согласованных целей развития, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения отдельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом.
Актуальность изучения
темы политического лидерства обусло
Таким образом, практическое значение проблемы лидерства связано с поиском оптимальных форм руководства и управления социальными процессами.
1. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА, ЕГО ТИПЫ И ФУНКЦИИ
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства – поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
История изучения политического лидерства представляет собой пример обширного многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство – как "влияние", другие – как "управление", третьи – как "принятие решений", а четвертые признают лидерами только "новаторов", тех, кто "ведет вперед", а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами. Но проблему политического лидерства нельзя рассматривать однобоко, политический лидер должен сочетать в себе все эти качества. Все успешные лидеры демонстрируют наличие этих трех функциональных особенностей.
Среди общезначимых функций лидеров выделяют следующие:
В политологии, начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических, в зависимости от того, на чем основываются их претензии на власть.
1) Традиционные лидеры
(вожди) – опираются на
2) Легальные лидеры
– должны получить власть
3) Харизматические лидеры
– они стоят особняком, их
власть (скорее – авторитет)
Существуют четыре собирательных образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник".
1) Лидер – знаменосец
– отличается собственным
2) Лидер – служитель – выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и их задачи являются для такого лидера центральными.
3) Лидер – торговец – основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.
4) Лидер – пожарник
– реагирует на требования
масс, вызванные конкретной
Согласно самой
1) Она оказывает влияние на формирование личности лидера.
2) Она ставит пред ним проблемы.
3) Она ставит условия,
в которых лидеру придется
эти проблемы решать, в частности
круг его потенциальных
2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг. Он появился в США немногим более полувека назад, когда первый из лидеров - Д. Эйзенхауэр прибег к услугам рекламного агентства для организации предвыборной компании.
Политический маркетинг – это не агитация с ее бессистемным, научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И точно не реклама, предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями.
Политический маркетинг
– это прежде всего грамотное,
корректное и целенаправленное выявление
и подчеркивание различным
Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и к средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес к листовкам; на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения кандидатов. На всех без исключения действует гипноз телевидения. Политический маркетинг определяет кому, что и как говорить (разумеется, в рамках своих убеждений), посредством каких форм общаться с избирателями.
В странах с развитыми демократическими традициями на политический маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается что без маркетинга любой лидер обречен. Политолог Д.И. Выдрин проводил эксперимент по политическому маркетингу в Москве. Оказалось, что маркетинговая деятельность повышает шансы претендента в 1.7 раза.
Второй вид технологий
политического лидера – выборная
инженерия. Это профессиональное сравнительное
исследование различных выборных округов
и соответствующее
Но не всегда эти моменты надо исследовать, ибо устойчивые связи повторяются. Россия вообще страна особая и мнения здесь могут быть абсолютно полярными в разные моменты времени.
Третий вид – отношение лидеров к конкурентам. Здесь надо иметь в виду, что политика это не только отношение между классами, социальными и национальными группами по поводу власти, но и отношения по эффективному использованию всех форм и видов власти, по поводу рационального управления ключевыми общественными процессами. Возможно многие проблемы и не возникали бы между лидерами различного ранга, если бы обе стороны не подозревали друг друга в стремлении к узурпации власти. Поэтому здесь надо руководствоваться не вопросом: "А не претендуете ли вы на власть?", а вопросом: "Каковы ваши способности, компетентность в общественно-политических делах?".
Как правило, лидер, поносящий своего конкурента недозволенными методами и средствами, проигрывает. Дж. Буш убедительно говорит об этом в своей автобиографии, выделяя 4 правила лидерства:
В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве - институциализация и профессионализация.
Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.
С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - его профессионализация. Политическое лидерство сегодня - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации "политического товара", его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого "товара" как общего блага.
Политика превратилась в "предприятие", которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.