Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

Актуальность изучения темы политического лидерства обусловлена тем, что деятельность субъектов, для которых политика является основным родом деятельности, определяет стратегию государственного развития и эффективность работы основных институтов государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………....3
Специфика политического лидерства, его типы и функции………………...4
Политическое лидерство и политический маркетинг………………………..6
Вопрос…………………………………………………………………….........12
Заключение………………………………………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………………......15

Файлы: 1 файл

Копия кр по политологии.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Политик фактически превратился в специалиста в  области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.

Главная особенность  в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с  одной стороны, приобрело некоторые  черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное  прошлое, усугубляемое отсутствием  социального контроля, ярко проявляется  у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.

Особенностью  современных российских лидеров  является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни.

Российские  экономически господствующие политические лидеры располагают специфическими средствами политического влияния, богатством, позволяющим ставить политиков в зависимость от своей воли, а также неформальные связи. Решающую роль здесь играют одинаковый или близкий жизненный уклад, а зачастую и просто личные связи.

Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Новые региональные лидеры отличаются тем, что они выдвинуты населением, стараются общаться с массами, завоевывать их доверие.

В настоящее  время одной из проблем российского  общества стало выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют "серыми кардиналами". Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо зависит тот или иной объем властных полномочий. Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким образом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером, а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц.

В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной  стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была "рекрутирована" еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан политическим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на первые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами лидеров. Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.

Многим из новых  лидеров не хватает опыта, им порой  присущи наивность и романтизм. Мировой опыт показывает, что возможны, по крайней мере, три сценария дальнейшего развития событий:

1. Вследствие  ряда причин, включая внутренние  противоречия, вызывающие антидемократическую  реакцию, а также давление сверху, социальная база массовых демократических движений более или менее быстро разрушается, поле деятельности "новых лидеров" существенно ограничивается или же совсем пресекается. В итоге они перестают выполнять роль альтернативной демократической силы по отношению к традиционному аппарату. В этом случае процесс становления демократического института лидерства в лучшем случае откладывается до неопределенного времени.

2. Массовые демократические  движения сохраняются, но их  деятельность постепенно формализуется,  жестко регламентируется. Лидеры и активисты этих организаций врастают в аппарат и на деле превращаются в чиновников. "Новые, лидеры", работающие в представительных и исполнительных органах власти, столкнувшись с трудностями реализации своих идей, принимают традиционные правила игры и фактически перестают выполнять свои лидерские функции.

3. Процесс демократизации  общества идет дальше, осуществляется  коренная реформа политической  системы. Устанавливается устойчивый, самовоспроизводящийся институт  политического лидерства. Имеется  в виду разветвленная по вертикали и горизонтали своеобразная сеть политических лидеров различных уровней и масштабов. Соперничая и сотрудничая друг с другом, они способствуют осуществлению контроля за деятельностью всех элементов власти (в том числе и высшего), включению различных групп общества в политический процесс.

Какой из этих вариантов  утвердится, покажет ближайшее будущее.

Испытание властью - тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы, на раскрытие потенциала личности. Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат показателем некомпетентности лидеров. 

3. ВОПРОС

Покажите на чем основано изложенное во многих источниках суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что  в современных условиях появление  таких фигур практически невозможно. Изложите свое мнение, насколько эта позиция верна.

Что такое политический лидер? Политический лидер - это символ общности и образец политического  поведения группы, способный реализовать  ее интересы с помощью власти. Среди  основных и самых важных проблем  общественного развития в современном мире, считают критики,  на первом месте стоит проблема политического лидерства – поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону.

Многие современные критики считают, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно.

Вероятно, данная позиция  обоснована тем, что цивилизация  совершенствуется с каждым днем, достигая всё более развитого уровня социальной, рыночной, экономической и политической систем, и появление лидера с какими-либо кардинальными изменениями могло бы не прижиться или показаться блеклым на фоне современным инноваций.

Нельзя быть уверенным  на 100%, что не может появиться великий политический лидер. Хотя сейчас политические лидеры ориентированы больше на решение не судьбоносных и долговременных, а повседневных созидательных задач. Желание властвовать и быть лидером так сильно в людях, что оно увлекает не только тех, кто имеет к этому призвание и талант, но и людей, лишённых необходимых качеств.

Я считаю, что время  политических лидеров не ушло. Можно  смело утверждать, что там, где  сложилась та или иная человеческая общность, должны появиться политические лидеры, а в наиболее крупных социальных общностях – и общественно-политическое лидерство.

Последнее, впрочем, нельзя отнести к современной ситуации, сложившейся в России. Сегодня нам нужен как раз крупный политический лидер общенационального масштаба, способный переломить ход событий. Надежду на появление такого лидера нам дает собственная история, потому что одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения.  Я считаю, что именно таким лидером и является президент России  В.В. Путин. Думаю многие согласятся с тем, что он вполне может называться политическим лидером.

Лидерство Владимира Путина остается важнейшим условием успешного развития России, способности страны преодолеть самые серьезные угрозы и вызовы, гарантией продолжения политики, в результате которой государство стало сильнее, а большинство граждан страны стали жить лучше.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политическое лидерство  следует рассматривать не только как процесс взаимоотношений  между людьми, при которых одни выражают и знают интересы и потребности своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации, но и как власть. Как власть, потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы и могли бы не делать вообще.

Опираясь на то, что  общество не может самостоятельно регулировать свою деятельность, т.е. не может обойтись без лидера, оно должно создать все условия для подготовки лидера, а также создать систему контроля за лидером со стороны средств массовой информации, разделения властей, законодательства. Цель такого контроля - не вызвать интерес к личной жизни лидера, а уберечь от соблазнов, которых у него гораздо больше, чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения.

В то же время, очевидно, что политический лидер должен опираться  на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего, будет прообразом будущей диктатуры.

Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блондель Ж. Политическое лидерство – М.: 1992.
  2. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг: Искусство и наука побеждать на выборах – М.:НМА-Пресс, 2000.
  3. Кретов Б.И. Лидерство: социально-политические проблемы: Учебное пособие – М.: 2000.
  4. Лазебный Л.И. Политическое сознание: отражение, регуляции, ценности. – М.: Знак, 1997.
  5. Слизовский Д.Е. Политическое лидерство в России: история, опыт, проблемы. – М.: Изд-во РУДН, 2006
  6. Политология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин,            В.Ю. Дрошенко и др.; Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – М.:ЮНИТИ, 2001.
  7. Политология. Под редакцией А.А.Радугина.

 


Информация о работе Политическое лидерство