Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:27, контрольная работа
Проблема политического отчуждения в настоящее время является одной из самых актуальных для разных политических систем: например, в демократическом обществе она выражается в абсентеизме, ставя под сомнение легитимность важнейшего института демократического общества - свободных выборов.
Целью работы, таким образом, является изучение проблемы политического отчуждения.
Введение………………………………………………………………..3 стр.
1.Политическое сознание и особенности его формирования…….…4 стр.
Понятие, структура, виды политического сознания……….....4 стр.
Формирование политического сознания……………………..11 стр.
2. Политическое отчуждение и пути его преодоления……………...17 стр.
2.1 Политическое отчуждение как социальная проблема……..17 стр.
2.2 Преодоление политического отчуждения…………………20 стр.
Заключение…………………………………………………………......25 стр.
Список литературы…………………………………………………….26 стр.
Введение…………………………………………………………
1.Политическое сознание и особенности его формирования…….…4 стр.
Заключение……………………………………………………
Термин "отчуждение" активно используется философами, начиная с Гегеля, а в психологии понятие отчуждения разные авторы используют для обозначения целого ряда феноменов: неудовлетворённости жизнью в целом или её отдельными сферами, переживания бессилия, аномии, нигилизма или цинизма по отношению к общественным ценностям, переживание изоляции, чувство утраты смысла. Отчуждением называют проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и прочего. 1
В психологии понятие отчуждения впервые было использовано 3. Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной его естественной природе культуре. По Фрейду, отчуждение выражается в невротической потере субъектом чувства реальности происходящего или в утрате своей индивидуальности (деперсонализации). Существенно расширил сферу применения этого понятия Э. Фромм.
Согласно Фромму, отчуждение индивида выступает в пяти формах: отчуждение от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от себя. В современной социальной психологии используется отчуждение и при характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется другим индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредствованности ценностным содержанием совместной деятельности, с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных себе, отвергая при этом нормы группы, законы и предписания.
Настоящая курсовая работа посвящена изучению и анализу проблемы отчуждения применительно к сфере политики. В политической психологии отчуждение рассматривается как чувство неудовлетворенности, разочарования и безразличия в отношении политических лидеров, политики правительства и самой политической системы. Политическое отчуждение представляется как отстранение большинства сознательных граждан от реальных процессов формирования власти и контроля над ней, которое, считается, "естественно" присущим автократичным и тоталитарным режимам.
Проблема политического отчуждения в настоящее время является одной из самых актуальных для разных политических систем: например, в демократическом обществе она выражается в абсентеизме, ставя под сомнение легитимность важнейшего института демократического общества - свободных выборов.
Целью работы, таким образом, является изучение проблемы политического отчуждения.
В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает политическое сознание как многомерное, неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения.2
Политическое сознание тесно связано с политическим поведением — оно выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов такого поведения.
В традиционном отечественном понимании политическое сознание трактовалось как вариант общественного сознания, возникающий как отражение, прежде всего, социально-экономических условий бытия людей. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях.3
Понятие политического сознания имеет достаточно длительную историю употребления в различных областях обществознания, оно относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными науками о человеке и обществе.
Политическая социология трактует его, прежде всего, как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов, сформировавшихся вне сферы политического сознания, и, с другой стороны, выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой социально-политической действительности, выделяя в качестве особых факторов идеологические компоненты политического сознания, оказывающие на него значительное искажающее влияние. 4
Политическое сознание через составляющие его чувства, настроения, идеи и теории выражает отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям, а также к политическим правам и свободам граждан.5
Те или иные компоненты политического сознания присутствуют в каждом политическом действии классов, социальных групп и национальных общностей. Политические настроения, взгляды, мотивы, цели, выступают в роли побудительных сил деятельности людей, характеризуют её содержание и направленность. Политическое сознание пронизывает деятельность всех политических институтов, других элементов политической структуры общества. Оно олицетворяет субъективную сторону политической жизни общества.
Политическое сознание выполняет в обществе специфические функции. Главными среди них являются: политическое целеполагание и политическое программирование.
Основной задачей любой политики является выработка системы целей, соответствующей интересам данного класса (группы), а также стратегии и тактики, необходимых для ее реализации. Эти цели и способы их достижения находят свое воплощение в соответствующих программах, заявлениях, декларациях субъектов политической деятельности.
Политическое сознание не только отражает политическую деятельность, но и активно воздействует на нее. Следовательно, оно выполняет также и нормотворческую функцию, заключающуюся в том, что политическое сознание формирует определенную систему ценностей (таких, например, как толерантность, демократичность, патриотизм, интернационализм, коллективизм и т. д.).
Полититическое сознание выполняет и научно-познавательную (когнитивную) функцию, предполагающую систематически осуществляемый анализ политической практики и выявляющий ее определенные закономерности и тенденции (на базе чего вырабатывается политическая стратегия и тактика).6
Политическое сознание - сложное духовное образование. Оно проявляется через различные состояния и уровни.
По степени и формам отражения сущности и содержания политической деятельности в структуре политического сознания выделяются два взаимосвязанных уровня: обыденный теоретический.
Обыденное политическое сознание представляет собой своеобразный сплав знаний, представлений, настроений, чувств, мнений, носителями которых являются разные социальные общности; оно формируется под влиянием как политической идеологии, так и политической практики.
Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфических свойств: содержательной диффузностью, размытостью, спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью образующих его компонентов, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рамках так называемого «житейского здравого смысла».7 В силу этого обыденное политическое сознание наряду с элементами верного отражения политической действительности содержит немало политических иллюзий, ложных представлений о тех или иных политических явлениях, в том числе и о соотношении в обществе различных политических сил, о действительной направленности деятельности различных политических партий, истинных целях их лидеров и т. д. Одновременно, обыденное политическое сознание характеризуется устойчивостью и особого рода инерционностью влияния на политическое поведение. 8
Можно сказать, что на уровне обыденного политического сознания мыслит большая часть общества., не обладающая знаниями о глубинных законах развития политической жизни. Разумеется, у людей с различным уровнем образования и культуры в разной мере развито их политическое сознание.
В отличие от обыденного, теоретическое политическое сознание направлено на раскрытие закономерностей политической жизни общества и их использование в организации практической политической деятельности.
На уровне теоретического политического сознания осмысливаются социальная природа различных политических сил, прежде всего классов и политических партий, объективные политические интересы последних, непосредственно направляющие их политическую деятельность.
Благодаря теоретическому анализу те или иные субъекты получают более ясные представления о своём собственном положении в системе политических отношений данного общества и о возможности утвердить себя в рамках данных отношений. Как замечал по этому поводу итальянский политический деятель А. Грамши (1891 - 1937), “активный представитель массы действует практически, но у него нет ясного теоретического осознания своих действий». Такое осознание приходит с пониманием своей принадлежности к определённым социально - политическим силам. В этом заключается решающий шаг в формировании более или менее зрелого и грамотного политического сознания и самосознания, в котором «теория и практика наконец, объединяются».9
Содержание теоретического политического сознания составляет выработка теорий и концепций, обоснование системы ценностей и политических установок. Этот уровень связан непосредственно с деятельностью идеологов и потому нередко называется политической идеологией.
Политическая идеология представляет собой «теоретическое отражение политической действительности через призму классов, наций, политических партий и других политических сил».10
Политическая идеология играет значительную роль в духовной жизни общества, она оказывает влияние на образование, искусство, нравственность. Она имеет ярко выраженный классовый характер, и господствующей в обществе является идеология экономически господствующего класса.
На разных исторических этапах роль идеологии в обществе различна. В нашей стране идеология играла гипертрофированную роль в 30 - 50-х годов ХХ века, в период культа личности Сталина. В послесталинское время идеология, провозгласив борьбу с культом личности и его последствиями, сама оказалась непоследовательной и недиалектичной. Она утвердила догматизм в общественной науке, воздвигла жесткие границы научному поиску и выводам научных исследований: все, что выходило за рамки партийных документов (программ, решений съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС), отвергалось и подвергалось уничтожающей критике или попросту замалчивалось.
Перекосы идеологической борьбы, выразившиеся в преследовании всякого инакомыслия (борьба с диссидентами отнюдь не только с помощью идейных средств) нанесли значительный урон научному творчеству.11
Кризис экономики, социальная напряженность и нестабильность не могли не отразиться на состоянии массового сознания в постсоветский период. Сегодня есть достаточно оснований для вывода о кризисе идеологии и массового сознания, проявляющегося в хаотичности и “разынтегрированности” массового сознания, ослаблении роли идеологии в обществе, в отречении от прошлого, некритическом отношении к опыту западных стран, резком снижении ответственности и дисциплины, росте анархистских, националистических и религиозно-мистических настроений и т. д.
В основе данной ситуации лежит неспособность людей адекватно понять и объяснить происходящее.
Создание правового государства и формирование гражданского общества предполагают наличие политической идеологии, обеспечивающей становление действительно демократических принципов политической жизни, утверждение социальных и политических инноваций, свободной от догм, иллюзий и мифов, способной интегрировать разные социальные и национальные группы, аккумулировать политическую энергию и опыт людей.12
Устоявшаяся государственная идеология является обязательным условием политической стабильности общества, интеграции общества и государства.
По содержанию политическая социология выделяет консервативное, либеральное, реформистское, революционное, тоталитарное, авторитарное, демократическое и другие конкретные типы политического сознания,
По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.
Индивидуальное политическое сознание предполагает усвоение человеком своих политических прав и свобод, умение ими пользоваться в конкретной жизненной ситуации.
Групповое политическое сознание - это политические представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Политическое сознание одной социальной группы может существенно отличаться от политического сознания другой. Есть различия в политическом сознании возрастных слоев населения, а также различных профессиональных групп.
Групповое политическое сознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных крупных объединений людей (митинг, демонстрация, бунтующая толпа).
Для характеристики политического сознания макроколлективов (населения страны, континента, исторической эпохи) используется понятие "общественное политическое сознание". Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей.13
Информация о работе Политическое отчуждение и пути его преодоления