Политическое отчуждение и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Проблема политического отчуждения в настоящее время является одной из самых актуальных для разных политических систем: например, в демократическом обществе она выражается в абсентеизме, ставя под сомнение легитимность важнейшего института демократического общества - свободных выборов.
Целью работы, таким образом, является изучение проблемы политического отчуждения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3 стр.
1.Политическое сознание и особенности его формирования…….…4 стр.
Понятие, структура, виды политического сознания……….....4 стр.
Формирование политического сознания……………………..11 стр.
2. Политическое отчуждение и пути его преодоления……………...17 стр.
2.1 Политическое отчуждение как социальная проблема……..17 стр.
2.2 Преодоление политического отчуждения…………………20 стр.
Заключение…………………………………………………………......25 стр.
Список литературы…………………………………………………….26 стр.

Файлы: 1 файл

политология(1).doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

В структуру политического сознания входят политические знания, политические интересы, общественные настроения, общественное мнение, политические чувства, политические убеждения.

Неотъемлемым элементом содержания как теоретического (политической идеологии), так и обыденного уровней сознания являются политические знания. Политические знания, отражающие интересы тех или иных классов и групп, нередко отличаются скорее по форме, чем по существу. Так, теоретические знания, разработанные политическими идеологами, преподносятся затем в виде политических призывов и лозунгов и усваиваются обыденным политическим сознанием. 14

Усвоение новых знаний увеличивает способность адекватно отражать происходящие политические изменения, адаптироваться к ним, участвовать в принятии политических решений, усиливает политические интересы.

Политический интерес – это «избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению».15

Обыденное политическое сознание остро реагирует на те явления общественной жизни, которые воплощают в себе отступления от тех или иных норм морали и идеологии. Эти реакции отражаются наиболее полно в общественных настроениях, которые представляют собой широкие совокупности образов, мнений, знаний, волевых импульсов и т. п. Общественные настроения — самый изменчивый элемент обыденного политического сознания.

Ещё Аристотель, одним из первых обратившись к этому понятию, достаточно однозначно связывал “настроения лиц, поднимающих восстание”, с особого рода политическими процессами — мятежами, направленными на свержение власти, “политическими смутами” и разного рода “междоусобными войнами”. Анализируя достаточно массовые, по тем временам, выступления граждан против властей, Аристотель прямо писал: “Во-первых, нужно знать настроение лиц, поднимающих восстание, во-вторых, — цель, к которой они при этом стремятся, и, в-третьих, чем собственно начинаются политические смуты и междоусобные распри”. Аристотель неоднократно подчеркивал ту большую роль, которую играет настроенческий фактор в особых вариантах социально-политической системы, связанных с доминированием на политической арене “охлократии”, власти толпы, плебса. В подобных ситуациях рациональные начала политики уходят на задний план, и вся политическая жизнь оказывается в плену массовых настроений, 16

Политические знания и настроения создают основные предпосылки для формирования оценочных суждений, лежащих в основе группового (коллективного) и общественного мнения. Последнее образуется как результат группового (массового) общения, интенсивного обмена социальной информацией по актуальным и жизненно важным для людей проблемам.

Общественное мнение — «усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума».17

Групповое и общественное мнения являются важным показателем состояния обыденного политического сознания. Многие исследователи отмечают такую тенденцию в развитии и функционировании общественного мнения, как рост его компетентности. Это свидетельствует о том, что научные знания (теории, концепции) проникают в обыденное сознание, влияют на его характер и общую направленность. Состояние общественного мнения является важным ориентиром при принятии политических решений. Разумеется, такого рода решения должны приниматься прежде всего на основе научных знаний (т. е. приниматься компетентно), но при этом обязательно должно учитываться состояние обыденного политического сознания.18

Существенный элемент обыденного политического сознания составляют политические чувства. Они обусловлены характером отношений, в которые включен субъект политического действия. Условием их взаимодействия и распространения служит систематическое участие субъекта в политической жизни в той или иной ее форме. Спектр политических чувств богат — это и патриотизм, и национализм, и солидарность, и классовая ненависть и т. д.

Политические чувства можно в целом подразделить на следующие категории.

1. Чувства политической преданности  целям, идеалам, ценностям класса (или государства) в целом. Они воплощают в себе и соответствующее отношение к лидерам, олицетворяющим (или защищающим их), к соответствующей символике.

2. Чувства политического послушания. Возникают на основе веры в  правильность целей и способов  деятельности политической власти или на основе конформизма, привычки “не рассуждать”, не проявлять активности и не брать на себя ответственность.

3. Чувства политического отчуждения. Появляются на основе ощущения  невозможности лично влиять на  политическую жизнь, на принятие важных политических решений на основе восприятия власть имущих как внешней, господствующей над человеком силы, диктующей ему нормы и правила поведения, не учитывающей его мнения и взгляды.

4. Чувства страха перед власть  имущими (политическим режимом) имеют наибольшее распространение в условиях кризиса. Они возникают из-за ощущения незащищенности людей от волюнтаризма и произвола властей. 19

Чувства отличаются от настроений большей устойчивостью и большей подконтрольностью.

Политические знания, настроения и чувства оказывают значительное влияние на формирование политических убеждений субъектов политического действия.

Политические убеждения — «совокупность или система убеждений и взглядов на политику, экономику, устройство государства и общества, на то, какими должны быть законы и какой должна быть общественная мораль». 20

Политические убеждения нередко тесно переплетаются с другими личными убеждениями человека — с его верой или религией, его личной моралью и шкалой ценностей.

Политические убеждения могут отражаться или не отражаться в конкретных действиях, направленных на защиту или реализацию этих убеждений, например, в голосовании на выборах за конкретную политическую партию или движение, за конкретного кандидата, или в участии либо неучастии в митингах и демонстрациях протеста и т.д. и т.п.

Политические убеждения — это всегда синтез знаний, чувств, настроений, выражающий глубокую веру в определенные идеалы и ценности, готовность действовать во имя их осуществления.

Таким образом, политическое сознание выражает отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям, а также к политическим правам и свободам граждан.

Политическое сознание выполняет в обществе следующие функции:

-политическое целеполагание;

- политическое программирование;

- нормотворческая;

- научно - познавательная.

По степени и формам отражения сущности и содержания политической деятельности в структуре политического сознания выделяются обыденный теоретический уровни политического сознания. По содержанию политическая социология выделяет консервативное, либеральное, реформистское, революционное, тоталитарное, авторитарное, демократическое и другие конкретные типы политического сознания, По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.

В структуру политического сознания входят политические знания, политические интересы, общественные настроения, общественное мнение, политические чувства, политические убеждения.

 

1.2 Формирование политического сознания

Становление личности гражданина, члена той или иной политической системы происходит в процессе политической социализации, которая формирует политическое сознание и политическое поведение индивида.

Социализация (от лат. socialis - oбщественный) обозначает процесс активного воспроизводства индивидом социального опыта в его деятельности и общении. Политическую социализацию определяют как «процесс активного воспроизводства индивидом политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Политическая социализация индивида - это процесс, в ходе которого у него формируется определенная картина политического мира, накапливается опыт политической деятельности и политического общения.»21

Процесс политической социализации индивида заключается в усвоении им политической культуры, которая представляет собой «совокупность общепринятых ценностных ориентаций, убеждений и норм политического жизни общества.»22

Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы.

Самый широкий - международный уровень, - охватывает международное сообщество в целом, межгосударственные и неправительственные международные организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном мире ценности, нормы, факторы, такие, как демократия, права человека, толерантность и т.д.

Социальный уровень охватывает общество в целом и большие социальные группы, классы, профессии, национально-этнические общности и т.п. На этом уровне на индивида воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, социально-экономические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и т.п.

На личностном уровне политической социализации индивид испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг его общения и оказывающих прямое влияние на его политическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации на этом уровне можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к существующим политическим условиями и сформировать собственное политическое мировоззрение. 23

Политическая социализация по-разному трактуется в науке, ученые акцентируют внимание на различных ее сторонах и гранях. Сам термин «политическая социализация» был введен в политическую науку в 1959 г. американским политологом Г. Хайменом и в дальнейшем получил широкое распространение.

Ставшая классической теория политической социализации, разработанная чикагскими учеными под руководством Д. Истона, трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддержавших эту теорию американских ученых (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс) акцентировали в этой связи внимание на взаимодействии человека с политической системой и ее институтами, рассматривая социализацию как процесс ролевой тренировки человека.

К. Луман и А. Гелен интерпретировали политическую социализацию как аккультурацию, то есть освоение человеком новых для себя общественных ценностей.

Ученые, работающие в русле психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм) главное внимание уделяли исследованию бессознательных мотивов в политической деятельности, понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений. 24

Все исследователи сходятся в том, что неуспешная политическая социализация, отсутствие у человека необходимых знаний, умений и навыков лишает его возможности адаптироваться к политической сфере общества и использовать ее механизмы для защиты своих интересов. Именно поэтому Д. Истон и Р. Гесс рассматривали политическую социализацию как средство, с помощью которого члены политической системы приобретают три вида основных жизненных ориентаций:

а) определенную сумму общепринятых политических знаний, совместно разделяемых представлений о природе политического процесса, деятельности политических лидеров;

б) политические ценности, рассматриваемые как наиболее общие цели, к которым, по мнению индивидов, должна стремиться система;

в) установки, с которыми индивид подходит к политическим объектам (доверие, согласие, симпатии, почтительность или апатия, недоверие, враждебность).25

Выделяют первичный и вторичный этапы политической социализации. Первичная политическая социализация происходит в детстве. Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается с 3-х лет. При этом базовые детские впечатления играют важную роль в рассматриваемом процессе. Они связаны с началом социальной идентификации ребенка и удерживаются наиболее прочно.26

Отечественный автор М. М. Мунтян утверждают, что:

- политический мир ребенка формируется  уже в школьный период, наиболее  значительное развитие происходит  между 11 и 13 годами;

- собственное политическое Я  вырабатывается к 18 годам;

- идентификация с политическими  партиями и движениями закрепляется  в возрасте 20-30 лет, после чего  она либо еще более возрастает, либо начинает заметно снижаться.

Однако такая модель социализации может функционировать лишь в стабильной и однородной социокультурной среде. В действительности же политическая социализация осуществляется не только посредством сознательного и добровольного принятия и поддержки существующего политического строя, но и путем его критики. Причины такой конфликтной формы политической социализации могут носить экономический, социальный, расовый, этнический, религиозный и другой характер.

Информация о работе Политическое отчуждение и пути его преодоления