Политическое развитие Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 07:13, контрольная работа

Описание работы

Франция - президентско-парламентская республика, это означает, что президент обладает значительными полномочиями, но роль парламента тоже велика.

Конституционный совет Франции, осуществляет контроль за соблюдением Конституции во время выборов и за конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему на рассмотрение.

Файлы: 1 файл

Политическое развитие Франции.docx

— 37.38 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Франция - президентско-парламентская  республика, это означает, что президент  обладает значительными полномочиями, но роль парламента тоже велика.

Конституционный совет Франции, осуществляет контроль за соблюдением Конституции во время выборов и за конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему на рассмотрение.

Глава государства – президент  республики, который выбирается сроком на 7 лет прямым всеобщим голосованием. Президент Республики назначает  Премьер-министра, а также, по его  предложению, членов правительства. Он председательствует в Совете министров, утверждает законы и является Верховным  главнокомандующим. Он имеет право  распустить Национальное собрание, может  быть наделен чрезвычайными полномочиями в период серьезного кризиса. Под  руководством Премьер-министра правительство  определяет и проводит политику Нации. Правительство подотчетно Парламенту Премьер-министр руководит деятельностью  правительства и обеспечивает исполнение законов. Законодательные функции  осуществляет парламент, состоящий  из 2 палат: Сената, избираемого на основе непрямых всеобщих выборов сроком на девять лет, состав которого обновляется  каждые три года на треть. Национального  собрания, депутаты которого избираются на основе прямого всеобщего голосования  сроком на пять лет. Обе палаты Парламента, кроме функции, контролирующей деятельность правительства, занимаются разработкой  и принятием законов. В области  законодательной инициативы в случае появления разногласий последнее  слово остается за Национальным собранием. Сенат состоит из 321 сенатора. В  Национальное собрание входят 577 депутатов.

Судебная власть стоит  на страже индивидуальных свобод, организация  судебной власти характеризуется четким разграничением между судами по гражданским  и уголовным делам, которые занимаются разрешением споров между физическими лицами, с одной стороны, и административными судами, призванными разрешать конфликты между гражданами и государственной властью, с другой стороны. 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правительство Помпиду.

К концу шестидесятых годов  во Франции назревает недовольство политикой правящих кругов. Рабочие  и служащие были встревожены угрозой  безработицы, требовали повышения  заработной платы и улучшения  условий труда. Крестьяне добивались государственной гарантии своих  доходов. Инженерно-технические работники  хотели принимать участие в управлении производством. Значительная часть  интеллигенции атаковала всю  систему буржуазных морально-политических ценностей. Особенно активно выступало студенчество, превратившееся в массовую прослойку населения. В 1969 г. политическая ситуация  в стране осложнилась настолько, что де Голль оставил пост президента и удалился с политической сцены. В результате отставки президента во Франции были проведены внеочередные президентские выборы. Правящая партия выдвинула своим кандидатом бывшего премьер-министра Ж. Помпиду. Правая оппозиция противопоставила ему кандидатуру одного из лидеров «независимых», председателя сената А. Поэра. Левые силы не смогли выдвинуть единого кандидата. Кандидатом компартии стал секретарь ЦК ФКП Ж. Дюкло, кандидатом социалистов – Г. Деффер.

В первом туре выборов, состоявшихся в апреле 1969 г., Деффер собрал всего  лишь 5% голосов. За Дюкло проголосовал 21% избирателей, однако раскол левых  сил позволил Поэру опередить  Дюкло и пройти во второй тур выборов  вместе с Помпиду. Считая, что Помпиду  и Поэр одинаково проводят полтику  буржуазии и поэтому избиратели практически лишены выбора, компартия  призвала своих сторонников воздержаться от голосования во втором туре. Собрав более 57% голосов, Помпиду был избран президентом Франции.

Основное направление  своей политики в качестве президента Помпиду определил словами «преемственность и диалог». Этим он хотел сказать, что намерен продолжать политику президента де Голля, но готов идти на сближение с теми буржуазными  группировками, которые при де Голле  находились в оппозиции. Назначив премьер-министром видного деятеля ЮДР Ж. Шабан-Дельмаса, Помпиду включил в состав правительства не только членов ЮДР и «независимых республиканцев» во главе с Жискар д¢Эстеном, но и некоторых представителей правой оппозиции.

Учитывая уроки событий  мая – июня 1968 г., правительство  Помпиду - Шабан-Дельмаса провозгласило  главной задачей внутренней политики создание «нового общества», в котором  классовое сотрудничество должно прийти на смену классовой борьбе. Правительство  решило пойти на уступки трудящимся в области заработной платы, пенсий и семейных пособий. Учитывая, что  часть буржуазии недовольна политикой  дирижизма, правительство обещало  пересмотреть роль государства в  руководстве экономикой в духе «либирализации», то есть предоставить больше возможностей частному капиталу. Однако попытки  создать «новое общество» не имели  успех. Профсоюзы отвергли предложение  отказаться от забастовок. Консервативная часть буржуазии была недовольна политикой «нового общества», которую  она считала опасным социальным экспериментом. В 1972 г. Шабан-Дельмас, подвергавшийся критике и справа и слева вынужден был подать в отставку. Пост премьер-министра занял один из деятелей консервативного  крыла ЮДР, противник «нового  общества» П. Месмер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сближение левых сил.

В 70-е годы значительно  активизировалась деятельность левых  сил. Состоявшийся в 1970 г. 19-й съезд  ФКП призвал к созданию антимонополистического фронта левых сил для борьбы за передовую демократию, открывающую  путь к социализму. Коммунисты считали, что для установления передовой  демократии необходимо создать демократическое  правительство, которое осуществит глубокие преобразования экономической, социальной и политической жизни, включая  национализацию банков и основных отраслей промышленности, будет проводить  политику мира, национальной независимости  и дружбы между народами. Коммунистическая партия предложила всем левым силам, в первую очередь социалистам, объединить усилия для совместной борьбы против режима личной власти, за интересы трудящихся.

Социалистическая партия переживала в это время серьезный  внутренний кризис, вызванный событиями  мая –июня 1968 г. и сокрушительным поражением кандидата социалистов  на президентских выборах 1969 г. Генеральный  секретарь партии Ги Молле вынужден был уйти в отставку. Чрезвычайный съезд Социалистической партии, состоявшийся в 1968 г., а затем ее учредительный  съезд в 1969 г. принял решение обновить партию путем ее слияния с другими  близкими группировками, пересмотреть прежнюю политическую линию и  сменить руководство. Учредительный  съезд новой Социалистической партии (ФСП) заявил, что партия возьмет  курс на единство левых сил и будет  воздерживаться «от союзов с политическими  силами, представляющими капитализм».

На съезде ФСП в 1971 г. ее первым секретарем был избран Франсуа  Миттеран, ранее принадлежавший к  одной из близких к радикалам  групп. Возглавив Социалистическую партию, Миттеран высказался за «разрыв  с капитализмом» и за совместные действия с коммунистами. Он понимал, что без помощи коммунистов Социалистическая партия не сможет победить на выборах  и прийти к власти. Кроме того, Миттеран надеялся в ходе совместной борьбы увеличить влияние социалистов и опередить компартию. Он рассчитывал осуществить «перебалансировку» левых сил в пользу Социалистической партии так, чтобы 3 млн. из 5 млн. избирателей, обычно голосовавших за коммунистов, перешли на сторону социалистов.

Считая необходимым объединение  всех левых сил, компартия пошла  на соглашение с социалистами. 27 июня 1972 г. в преддверии очередных парламентских  выборов Коммунистическая и Социалистическая партии подписали совместную правительственную  программу. Вскоре к ней присоединилась небольшая группа левых радикалов. В совместной программе говорилось, что подписавшие ее партии стремятся  одержать победу на выборах, чтобы положить конец «несправедливостям и несообразностям  существующего режима» и «открыть путь к социализму». Программа обещала, что в случае победы левых партий на выборах будет проведено повышение  заработной платы, пособий и пенсий, а также увеличение оплачиваемых отпусков. Она предусматривала демократизацию государственных учреждений, проведение политики мирного сосуществования, всеобщее разоружение, отказ от ядерного оружия. Программа предлагала национализировать  частные банки и 9 крупнейших финансово-экономических  групп, повысить налоги на прибыли и  крупные состояния при одновременном  уменьшении налогового бремени трудящихся.

На парламентских выборах 1973 г. коммунисты, социалисты и левые  радикалы впервые выступили согласованно на основе совместной программы. Они  собрали 45% голосов избирателей, добившись  наилучшего результата за всю предшествующую историю Пятой республики, но при  этом социалисты увеличили число  своих избирателей быстрее, чем  коммунисты. Впервые за послевоенный период они почти догнали коммунистов  по количеству голосов избирателей (ФКП – 21,3%, ФСП – 20,4% голосов).

 

 

 

3. Выборы 1974 г. Правительство Жискар де Эстена.

В апреле 1974 г. президент  Помпиду скончался. В мае состоялись внеочередные выборы президента республики. В качестве единого кандидата  всех левых сил выступал Ф. Миттеран. Главными кандидатами правых партий были бывший премьер-министр, видный деятель  деголлевского движения Шабан-Дельмас  и лидер «независимых  республиканцев» Жискар де Эстен. В первом туре выборов Жискар де Эстен оставил позади Шабан-Дельмаса, а во втором туре не на много опередил Миттерана. Собрав 50,8% голосов избирателей, он был избран президентом Франции. Деголлевцы утратили этот важнейший государственный пост, занимаемый ими с основания Пятой республики. Они вошли в состав правительственной коалиции, и один из молодых лидеров - Жак Ширак – занял пост премьер-министра, но важнейшие министерства оказались в руках «независимых республиканцев».

Приступая к осуществлению своих полномочий, Жискар де Эстен заявил. Что Франция должна оставаться «либеральной страной» и осуществлять «перемены при сохранении порядка» с целью создания «передового либерального общества».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Кризис французского общества. «Биполяризация» партий.

В середине 70-х годов Франция, как и другие капиталистические  страны, вступила в полосу экономического кризиса. Правда, абсолютный объем промышленного  и сельскохозяйственного производства Франции сокращался только в 1975 г., но ежегодные темпы экономического развития резко снизились. Во Франции, как и во всем капиталистическом  мире, обнаружилось новое явление  – «стагфляция», то есть сочетание  стагнации экономики с инфляцией. Со второй половины 70-х годов стало  очевидным отставание некоторых  отраслей французской экономики  от зарубежных конкурентов. Часть нерентабельных предприятий была закрыта, объем  производства сократился. Это привело  к усиленному росту безработицы. Массовая безработица и инфляция значительно снизили жизненный  уровень трудящихся. В обстановке кризиса оживились расистские настроения. Расисты утверждали, что в массовой безработице повинны рабочие-иммигранты, которые составляли 8% населения  и 20% рабочей наемной силы. Появилась  новая крайне правая расистская организация, главой которой стал бывший пужадист и ультраколониалист, милионер Ж.-М. Ле Пен. Присвоив себе наименование национального  фронта, она потребовала выслать  из Франции всех иммигрантов, разжигала  ненависть к ним, устраивала нападения  на негров и арабов.

В обстановке экономического кризиса усилился процесс «биполяризациии» партий. Количество партий уменьшалось, центристские группировки ослабевали.

На парламентских выборах 1973 г., президентских выборах 1974 г., выборах  в местные органы власти в 1976 и 1977 гг. коммунисты и социалисты выступали  совместно на основе общей программы. Количество избирателей левых партий постепенно росло, но влияние социалистов  увеличивалось быстрее, чем влияние  коммунистов. На выборах в местные  органы власти в 1976 г. Социалистическая партия впервые за весь послевоенный период опередила компартию. Благодаря  подписанию совместной программы, содержавшей популярные в массах требования, социалисты восстановили и даже увеличили свое влияние среди рабочих. Одновременно они сумели завоевать доверие быстрорастущих средних слоев населения, которые в своем большинстве отрицательно относились к коммунистам и гораздо охотнее голосовали за социалистов. Таким образом, союз левых сил на основе совместной программы оказался более выгодным для социалистов, чем для коммунистов.

Стремясь уточнить и конкретизировать свою политику, 12-й съезд ФКП, состоявшийся в 1976 г., провозгласил необходимость  мирного пути построения демократического «социализма по-французски». Съезд  постановил отказаться от термина «диктатура пролетариата» и заменить его  формулировкой «власть рабочего класса и других категорий трудящихся». Съезд призвал не ограничиваться союзом левых сил и создать  на основе совместной программы «союз  французского народа», необходимый  для победы на выборах, формирования левого правительства и осуществления  демократических перемен.

В 1977 г. компартия предложила «актуализировать» совместную программу, дополнив ее более радикальными требованиями, в частности значительно расширить  количество предприятий, подлежащих национализации. Руководство Социалистической партии и левых радикалов отклонило  предложение коммунистов, и союз левых сил на время перестал существовать.

Значительные изменения  происходили и в лагере правых. Партия ЮДР, утратив пост президента республики и прежнее влияние  в правительстве, переживала серьезный  кризис. За один год (с 1974 по 1975) ее численность  упала с 200 до 60 тыс. человек. Влияние  ЮДР среди избирателей сократилось  почти вдвое. Напротив возглавляемая Жискар де Эстеном партия «независимых республиканцев» укрепляла позиции. Она установила тесные контакты с группировками бывшей правой оппозиции и сотрудничала с ними в правительстве.

Чтобы предотвратить дальнейший упадок ЮДР, ее генеральный секретарь  Ж. Ширак решил уйти из правительства  и заняться реорганизацией партии. В августе 1976 г. он покинул пост премьер-министра. Его сменил близкий к Жискару де Эстену формально беспартийный профессор политической экономии Р. Барр.

Информация о работе Политическое развитие Франции