Политическое развитие Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 07:13, контрольная работа

Описание работы

Франция - президентско-парламентская республика, это означает, что президент обладает значительными полномочиями, но роль парламента тоже велика.

Конституционный совет Франции, осуществляет контроль за соблюдением Конституции во время выборов и за конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему на рассмотрение.

Файлы: 1 файл

Политическое развитие Франции.docx

— 37.38 Кб (Скачать файл)

В декабре 1976 г. на чрезвычайном съезде ЮДР было принято решение  ввиду предстоявших в 1978 г. очередных  парламентских выборов создать  на основе ЮДР новую партию, принявшую  название «Объединение в поддержку  республики» (ОПР). Председателем ОПР  стал Ж. Ширак. Лидеры ОПР объявили о  намерении хранить «основные  ценности голлизма», повысить темпы  экономического развития, бороться с  безработицей, а главное – не допусить победы левых сил на выборах 1978 г.

Продолжили свою перегруппировку  и «независимые республиканцы». В 1977 г. они переименовали себя в Республиканскую  партию, а в марте 1978 г. объединились с остатками бывшей правой оппозиции  в Союз за французскую демократию (СФД), лидером которого являлся Жискар д¢Эстен. Таким образом, на парламентских  выборах 1978 г. в борьбу вступили четыре главные партии – две правые и  две левые.

В первом туре голосования  левые партии, выступавшие на этот раз раздельно, впервые в истории  Пятой республики собрали в общей  сложности 48, 4 % голосов – больше, чем правые причем социалисты вновь  опередили коммунистов. Однако благодаря  расколу левых сил и выгодной для правых мажоритарной системе  голосования, правые партии, получившие в совокупности 46,5% голосов, завоевали  абсолютное большинство мест в парламенте. Больше всего избирателей голосовало за социалистов и партию ОПР (по 22,6%), немногим меньше – за ФСД (21,5%). Компартия  увеличила число своих избирателей  на 800 тыс. человек, но собрала только 20,6% голосов и оказалась на четвертом  месте.

 

 

5. Выборы 1981 г. Правительство левых сил.

В связи с истечением полномочий В. Жискар де Эстена в мае 1981 г. во Франции состоялись очередные выборы президента республики. Основными кандидатами правых партий являлись бывший президент Жискар де Эстен и основатель ОПР Ж. Ширак. Социалистическая партия выдвинула своим кандидатом Ф. Миттерана, Коммунистическая партия – генерального секретаря ФКП Ж. Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного числа голосов. Согласно закону во втором туре выборов могли участвовать только два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре: Жискар д¢Эстен и Миттеран. Чтобы не допустить победы кандидата правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана. 10 мая 1981 г., набрав при поддержке коммунистов почти 52% голосов Миттеран был избран президентом Франции. Впервые за годы Пятой республики пост президента занял социалист.

Поскольку большинство мест в национальном собрании прежнего состава  принадлежало правым партиям, Миттеран распустил парламент и назначил новые выборы. Накануне выборов Коммунистическая и Социалистическая партии заключили  соглашение о взаимном снятии кандидатур во втором туре в пользу того из левых  кандидатов, кто соберет наибольшее число голосов в первом туре. ОПР  и СФД подписали аналогичное  соглашение.

Выборы состоялись в июне 1981 года и принесли огромный успех  Социалистической партии. Она получила наибольшее в своей истории количество голосов избирателей – 37,5%. Благодаря  мажоритарной системе голосования, которая теперь действовала в  пользу социалистов, этого оказалось  достаточно, чтобы Социалистическая партия одна завоевала абсолютное большинство  в Национальном собрании.     

Успех социалистов объяснялся, прежде всего, стремлением к переменам, охватившим широкие массы населения. С победой социалистов, обещавших  провести в жизнь совместную программу, они связывали надежды выйти из кризиса, покончить с безработицей, повысить жизненный уровень, улучшить условия труда. За Социалистическую партию голосовала даже часть избирателей-коммунистов, считавших, что социалисты имеют больше шансов на успех, чем компартия. Вместе с тем за Социалистическую партию голосовала и часть избирателей правых партий, разочаровавшихся в политики своего руководства. Поскольку в большинстве избирательных округов социалисты в первом туре выборов опережали коммунистов, им было выгодно соглашение о взаимном снятии кандидатов левых партий во втором туре.

Компартия понесла серьезные  потери. Она потеряла более 1,8 млн. избирателей  по сравнению с предыдущими парламентскими выборами 1978 г. и собрала лишь 16% голосов.

Сокращение влияния ФКП  объяснялось рядом причин. Длительное участие коммунистов в совместной деятельности с социалистами на основе общей программы привело к  тому, что в представлении части  избирателей стала стираться  принципиальная разница между Коммунистической и Социалистической партиями. Чтобы  добиться победы над правыми, они  голосовали за кандидатов Социалистической партии, которые, по их мнению имели  больше шансов быть избранными, чем  коммунисты. Существенное влияние на исход выборов оказали изменения  в структуре рабочего класса и  всего населения Франции. К этому  времени стало явственно ощутимым падение удельного веса тех слоев  рабочего класса, где коммунисты традиционно  имели большое влияние (железнодорожники, шахтеры, металлисты, автомобилестроители  и др.), и увеличение таких категорий  трудящихся (рабочие новых отраслей промышленности, средние слои населения), которые отдавали предпочтение социалистам. Часть избирателей-коммунистов  была недовольна сотрудничеством ФКП  с Социалистической партией, которая оставалась на позициях социал-реформизма, другая же часть напротив не одобряла «актуализацию» совместной программы, полагая, что это мешает единству левых сил. Наконец, крайне неблагоприятное влияние на положение французской компартии оказывали все более нараставшие кризисные явления в жизни социалистических стран и жесткий внешнеполитический курс тогдашнего руководства Советского Союза, в особенности ввод советских войск в Афганистан, вызвавший протесты в различных слоях французского общества.

После выборов Миттеран сформировал  правительство, в котором основные посты заняли социалисты и левые  радикалы. Он преложил коммунистам  войти в правительство, и компартия  приняла это предложение. Коммунисты возглавили 4 министерства из 44:  министерства транспорта, здравоохранения, профессионального образования, общественных служб и административных реформ. Премьер-министром стал видный деятель Социалистической партии П. Моруа.

Политика правительства  Миттерана – Моруа вызывала разочарование  и недовольство широких народных масс, ранее поддерживавших правительство. Считая, что продолжение такой  политики ведет к углублению кризиса  и росту безработицы, Коммунистическая партия в июле 1984 г. вышла и правительства. В правительстве остались только социалисты и левые радикалы.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Период "сосуществования": 1986-1998 гг.

Сосуществование различных  политических сил в системе органов  государственной власти является, безусловно крупным политическим новшеством недавнего  времени. Оно имело место в  условиях, когда президент Республики и правительство парламентского большинства принадлежали к разным лагерям, выступавшим вместе на политической сцене Франции (их традиционно называют "правый" и "левый", хотя в  настоящее время грани между  ними более расплывчаты, чем в  прошлом).                               

В марте 1986 г. во Франции состоялись очередные парламентские выборы. Левые партии потерпели серьезное  поражение. Социалистическая партия потеряла свыше 6% избирателей, Коммунистическая партия – 6%.Впервые за весь послевоенный период коммунисты получили меньше 10% от общего числа голосовавших.

Неудачи правительства левых  сил зачастую воспринимались массами  как свидетельство невозможности  глубоких социальных преобразований. Они вызвали настроения разочарования  и пессимизма, «сдвиг вправо» в  общественном сознании. Проводимый компартией в течение длительного времени  курс на достижение общественных преобразований путем победы на выборах в союзе  левых сил, объединенных совместной программой, оказался неудачным. Он породил  иллюзии в отношении Социалистической партии и способствовал ослаблению компартии.

Правые партии собрали  в общей сложности 56% голосов, причем за крайне правую расистскую группировку  Национального фронта голосовало более 9% избирателей, почти столько же, сколько за Коммунистическую партию.

В результате выборов 1986 г. правительство  сформировали правые партии – ОПР  и Союз за французскую демократию. Премьер-министром стал лидер ОПР  Жак Ширак. Президентом остался  Франсуа Миттеран.. Создалась необычная  ситуация: левый президент сосуществовал  с правым правительством и правым большинством в парламенте. Такое положение привело к первому сосуществованию.

Весной 1988г. в связи с  истечением полномочий Миттерана во Франции состоялись новые президентские  выборы. Все главные партии выдвинули  своих кандидатов. Кандидатом Социалистической партии был Ф. Миттеран, Коммунистической партии – член политбюро ЦК ФКП  А. Ляжуани. От партии ОПР баллотировался бывший премьер-министр Ж. Ширак, от СФД – Р. Барр, занимавший пост премьер-министра в 1976 – 1981 гг.

В первом туре голосования  наибольшее число голосов собрали  Миттеран и Ширак, которые должны были продолжить борьбу во втором туре. Серьезное поражение потерпел кандидат Коммунистической партии, получивший менее 7% голосов. За кандидата крайне правого Национального фронта Ж.-М. Ле Пена впервые высказалось более 14% избирателей – в два раза больше, чем за кандидата компартии. Стремясь не допустить победы правых, коммунисты призвали своих избирателей  голосовать во втором туре за Миттерана. В результате Миттеран опередил Ширака и вновь был избран президентом  Франции.

Как и в 1981 г., президент  Миттеран распустил парламент, в  котором преобладали правые, и  назначил новые парламентские выборы. Они состоялись летом 1988 г. На первое место вышла Социалистическая партия, собравшая почти 35% голосов. Коммунистическая партия несколько улучшила свои результаты: за нее проголосовало 11,3% избирателей  – на 710 тыс. больше, чем на президентских  выборах 1988 г. Правые партии – ОПР  и СФД – потеряли часть избирателей, собрав в общей сложности 37,7% голосов (вместо 43% в 1986 г.). Много голосов  потерял Национальный фронт, за который  на этот раз проголосовало менее 10% избирателей.

Итоги выборов показали, что наибольшим влиянием среди избирателей  продолжает пользоваться Социалистическая партия и лично президент Миттеран, в котором многие французы видели арбитра, способного поддерживать равновесие между правыми и левыми, гаранта сохранения демократических свобод и социальных завоеваний трудящихся.

Премьер-министром нового правительства Миттеран назначил одного из руководителей Социалистической партии М. Рокара. в мае 1991 г. он уступил  этот пост Эдит Крессон, а в апреле 1992 г. ее сменил Пьер Береговуа. Второе сосуществование имело место  с марта 1993 г., когда президент  Миттеран назначил премьер-министром  Эдуара Балладюра после парламентских  выборов, обеспечивших подавляющее  большинство Объединению в поддержку  Республики и Союзу за французскую  демократию. Оно закончилось в 1995 г. с избранием президентом Республики Жака Ширака. Исполнительная и законодательная  власть вновь были в руках одного и того же большинства, а премьер-министром  становится Алэн Жюппе. Третье сосуществование  началось с июня 1997 г.: парламентские  выборы последовавшие за роспуском  Национального собрания Жаком Шираком  в апреле 1997 г., обеспечили большинство  представителям левых сил. Президент  назначил премьер-министром Лионеля  Жоспена, лидера Социалистической партии. Условия третьего сосуществования  обратным двум предыдущим, но такой  новый характер правления, похоже, более  всего устраивает электорат, который  стал более колеблющимся. В целом  же три периода сосуществования  свидетельствуют о том, что институты  Пятой республики вполне работоспособны и обеспечивают Франции определенную политическую стабильность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Может сложиться впечатление, что, поскольку в 70-90 годы политические коалиции часто менялись, в управлении страной отсутствует преемственность. Силы, сменяющие друг друга у власти, разумеется, сохраняют свою специфику, поскольку у каждой из них своя ориентация и свой выбор методов решения проблем. Правое большинство выступает за ограничение роли государства и, находясь у власти, принимало меры для снижения налогов и обязательных отчислений. Напротив, социалисты и левое большинство в целом предпочитали сохранение статус-кво в части национализации и приватизации, способствовали увеличению численности государственных служащих, и стремились сохранить, насколько возможно государственно-административный контроль над экономической жизнью страны.

При всем этом, независимо от политической окраски стоящих у  власти правительств, налицо постоянство  в том, что касается решения проблемы занятости и борьбы с безработицей. Постоянство солидарности, проявляется  и в подходе к евростроительству. Все президенты и премьер-министры были его убежденными сторонниками, мобилизуя свое большинство на реализацию проекта объединения Европы. Впрочем, иногда разногласия по европейским  проблемам выходили за пределы традиционного  несовпадения мнений левого и правого  лагерей. Так, 20 сентября 1992 г. на референдуме  по Маастрихтскому договору правые и  левые разделились, как и вся  Франция, на сторонников "за" и "против". За присоединение к договору был  отдан только 51% голосов. К концу девяностых число сторонников европейского единства возросло, и консенсус по вопросу о переходе на единую валюту - евро - был уже шире. Наконец, все сменявшие друг друга правительства содействовали достойному участию Франции в мировом экономическом соревновании, стремясь смягчить последствия трудностей, испытываемых некоторыми отраслями экономики, и создать благоприятные условия для развития новых отраслей, таких как авиакосмическая, телекоммуникации, биотехнологии, виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, и т. д.

В целом можно констатировать, что руководители и органы, которые  определяли структуру политической жизни с 70-х гг., эволюционируют медленно, но их поведение и идеология претерпели глубокие изменения. По фундаментальным направлениям возник реальный консенсус, и Франция развивается в сторону модели, близкой к той, которая была создана социал-демократией Северной Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Информация о работе Политическое развитие Франции