Политическое участие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Каждая сфера общественной жизни характеризуется тем, что предоставляет возможность любому адекватному индивиду проявить себя согласно своему волеизъявлению. Изъявление воли условно предполагает, что данный выбор будет сделан подсознательно справедливо и будет соответствовать той или иной ситуации.

Содержание работы

Контрольная работа №1 3
Контрольная работа №2 11
Контрольная работа №3 14
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

politologia.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Контрольная работа №1

 

                Логические задания и проблемные вопросы

 

1. Укажите, какие из приведенных  ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) – 4.

б) – 2.

в) – 10.

г) – 1.

д) – 9.

е) – 8.

ж) – 3.

з) – 6.

и) – 5

к) – 7.

л) – 11.

 

2. Что означает принцип справедливости  выборов?

Каждая сфера общественной жизни  характеризуется тем, что предоставляет  возможность любому адекватному индивиду проявить себя согласно своему волеизъявлению. Изъявление воли условно предполагает, что данный выбор будет сделан подсознательно справедливо и будет соответствовать той или иной ситуации. Но понятие справедливости можно воспринимать лишь условно, так как данная категория является составляющей морально-этических норм и принципов. Если говорить о справедливости выбора в контексте политического участия каждого избирателя, то имеем ввиду то, что каждый избиратель будет осуществлять свой выбор в соответствии с представленными данными о кандидате. То есть избиратель не будет подкуплен, обманут или введен в заблуждение.

Общедемократическое понятие принципа справедливости должно согласовываться  с основными принципами внутреннего права государства. Реализация принципа справедливости выбора возможна лишь тогда, когда в государстве каждому избирателю будет обеспечено равноправие, независимо от существующих различий, при условии признания, уважения законных прав и интересов всех спорящих сторон.

 

3. Что означают понятия «позитивный  абсентеизм» и «негативный абсентеизм»?

В общем смысле абсентеизм является формой политического поведения  избирателей, который нельзя не брать  во внимание при подсчете итогов голосования. В широком смысле абсентеизм является политической апатией, которая в тоже время не может оцениваться только негативно и рассматриваться как отрицательное явление.

Именно в связи с этим выделяют несколько разновидностей абсентеизма. Положительный абсентеизм – это  форма политического поведения, которая предполагает неучастие в выборах как форму выражения протеста или определенного отношения к предлагаемым реформам или проводимым выборам.

Негативный абсентеизм – это  показатель неприемлемости демократической  власти, обусловленное разочарованием в имеющихся политических институтах.

 

4. Некоторые футурологи, отмечая  высокие темпы развития информационных  технологий, предрекают в будущем  введение компьютерной системы  голосования, при которой каждый  избиратель, используя глобальные  сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить возможные «издержки» и возможную «прибыль» такой системы.

Компьютерная система голосования  во всем мире уже давно не новость. Ее активно используют в США, Великобритании и некоторых других развитых странах. Сторонники развития онлайн-голосования в России настаивают, что голосование через Интернет позволит сэкономить массу средств и вовлечь в избирательный процесс людей, которые никогда не ходят на выборы по различным причинам. Однако в электронном волеизъявлении есть масса "подводных камней", которые в состоянии пробить серьезную брешь в избирательной системе.

До сих пор не придумали, как  проверить, насколько добровольным и анонимным является выбор удаленного пользователя. Нерешенным остается и вопрос авторизации. Как убедиться в том, что этот человек действительно тот, за кого себя выдает, а не какой-нибудь хакер, который взломал программу, или просто самый продвинутый в семье пользователь компьютера, которому бабушка с дедушкой поручили проголосовать?

Полагаю, что на практике компьютерное голосование наиболее востребовано только самыми «ленивыми» избирателями, которым недосуг ходить на избирательный  участок. Кстати, в Интернете обычно политические кумиры кардинальным образом  отличаются от реальных. Однако для того, чтобы механизм компьютерного голосования оказался действенным требуется не только создать систему его проведения, но и обеспечить соответствующей нормативной базой, которая станет основой правовой регламентации возможных нарушений.

 

5. Сравните достоинства и недостатки  мажоритарной и пропорциональной  избирательных систем.

 

Мажоритарная система

Пропорциональная система

Достоинства

1. Позволит попасть  в парламент мелким партиям  и самовыдвиженцам, популярным  в том или ином месте.

2. Деятельность члена  всякой партии связана не только  с ее уставом, а с карьерными  стремлениями ее членов, которые  могут приспособиться к внутренним  тенденциям.

3. Необдуманные предложения  независимого депутата, слабость  его позиций при обсуждении вопроса и голосовании по решениям, всегда будет легкой мишенью для фракций и партий.

1. Позволяет каждой  политической партии получить  число мест пропорционально числу  голосов.

2. Если квота достаточно  низкая, то мелкие партии тоже  получают места.

3. Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.

4. Избиратели более  склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции,  а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными.

5. Позволяет избирателям  выбирать и кандидата, и политическую  партию, и таким образом уменьшается  влияние партий на персональный  состав своих представителей  в парламенте.

6. Пропорциональная система  с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы.

Недостатки

1. Разбросанные по  стране меньшинства не могут  добиться большинства в каждом  отдельно взятом округе.

2. Избиратели голосуют  не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого  из двух лидеров.

3. Мажоритарная избирательная система, в конце концов, приводит к двухпартийной системе государства.

4. Возможны такие нарушения  как подкуп избирателей и произвольная демаркация избирательных округов.

1. Дает возможность  использовать «технологию паровоза»,  когда во главу избирательного  списка ставятся популярные личности, которые потом отказывают от  своих мандатов. В результате  в парламент попадают никому  не известные личности.

2. Коалиционное правительство,  если оно состоит из идеологических  противников, будет не в состоянии  провести какие-либо крупные реформы.

3. В регионах, где имеются  многочисленные разнородные группы  избирателей, может появиться  большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции.

4. Если партийные списки  «закрытые» и избиратели голосуют  за весь список, то ослабевает  связь между избирателями и  их выборными представителями.

5. Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям, и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной.


 

6. С какой целью в ряде стран  устанавливается максимум предвыборных  расходов?

в) обеспечить равенство возможностей кандидатов.

 

7. Исследование политического рынка  в период проведения избирательной  кампании предполагает выделение  сегментов электората. Какие из  указанных признаков являются  наиболее важными для выделения  его сегментов?

а) демографические (пол, возраст);

б) уровень доходов;

ж) этнический состав.

8. Можно ли логическим путем  разрешить данный парадокс? Как  организовать выборы, чтобы избежать  парадокса Кондорсе? Почему опросы  типа «Кто из двух кандидатов  кажется Вам наиболее предпочтительным»  только запутывают, а не проясняют картину реальных симпатий избирателей?

Логически путем разрешить данный парадокс возможно. На практике идея Кондорсе о необходимости ранжирования кандидатов реализована в альтернативном голосовании. Данный метод применяется при выборах в различные органы власти Австралии, Новой Зеландии, Папуа — Новой Гвинеи, Фиджи, Ирландии, США, а также в ряде политических партий, неправительственных организаций.

Альтернативное голосование описана  в методе Шульце, и представляет собой систему голосования, которая для того чтобы определить победителя с использованием бюллетеней для голосования, в которых голосующие указывают свои предпочтения относительно кандидатур. Также этот метод можно использовать и для получения отсортированного по предпочтительности списка победителей.

По методу Шульце, каждый бюллетень содержит полный список кандидатов, и каждый избиратель ранжирует их в порядке  своего предпочтения. В самом распространённом формате используются числа по возрастанию, когда избиратель ставит «1» напротив имени самого желательного кандидата, «2» — напротив второго по предпочтительности, и так далее. Избиратели могут ставить одинаковые числа нескольким кандидатурам, либо вообще не заполнять это поле для части кандидатур (в таком случае считается, что избиратель поставил такие кандидатуры одинаково ниже всех, для которых он указал число).

В данном случае ученые настаивают на том, что бюллетень  должен содержать полный список кандидатов, но чаще всего при различных опросах  дается выбор только из двух кандидатов. Такой подход лишь запутывает и выявляет неверные результаты. Ведь часто людям, которые не поддерживают ни одного из названных кандидатов, вынуждены «из двух зол выбирать меньшее». В результате получаем результаты далекие от правды и реальности.

 

                                   Контрольные тесты

 

1. Конвенциональное  участие в политики – это  …

д) легальное  и регулируемое законом политическое поведение.

 

2. Не конвенциональное участие сводится …

а) к участию в неразрешенных митингах, забастовках, антиправительственных акциях.

3. Роль демократических  выборов в политической жизни  общества – это …

а) средство легитимации политического режима;

б) форма  участия граждан в политической жизни;

г) проявление свободы политического выбора избирателей;

д) средство мобилизации населения на выполнение решений власти;

е) демократический  процесс формирования представительной власти;

ж) смена  власти мирным путем;

и) публичная  демонстрация доверия (недоверия) к  политическому руководству и  приводимому им политическому курсу;

к) рекрутирование политической элиты.

 

4. Назовите  слово, используемое в политике  для обозначения тех, кто выбирает  … 

избиратели.

Выводы

 

Политика  в ее современном понимании и  видении – это общественный феномен, которые объединяет разнообразные  многофакторные составляющие: правовые, институциональные, управленческие, глобальные, национальные, государственные и т.д. Указанные факторы обуславливают многоаспектность основ политики как общественного явления. В основе любого общества заложена социальные отношения, которые формируют социальную политику, определяют ее сущность.

Историческая реальность показывает, что изменение политического  строя, отмены правительства, создание новой конституции, формирование политической культуры, голосование в парламенте, осуществление политических реформ, издание указа т.д. - действия разно-порядковые. Все эти действия не вытекают автоматически друг из друга. Политическую систему или политическое сознание нельзя так быстро и так легко изменить, как, например, состав парламента или правительства. Такие изменения отличаются по субъекту создания, по времени, по своим масштабам и глубине. Однако в результате различных политических действий, взаимодействия политических институтов, принятия и реализации политических решений формируется и развивается политический процесс.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №2

 

 

2011 год

2007 год

2003 год

 

Всего по РФ

По ЯНАО

Всего по РФ

По ЯНАО

Всего по РФ

По ЯНАО

Справедливая Россия

13,24%

4,70%

7,74%

13,03%

8,09%

ЛДПР

11,67%

13,63%

8,14%

12,38%

11,45%

23,86%

Патриоты России

0,97%

0,74%

0,89%

1,62%

1,37%

КПРФ

19,19%

6,56%

11,57%

48,78%

12,61%

22,22%

Яблоко

3,43%

1,21%

1,59%

4,43%

4,30%

1,99%

Единая Россия

49,32%

71,68%

64.30%

52,48%

37,57%

39,80%

Правое дело

0,60%

0,41%

0,69%


 

Видим, что в данном процентном соотношении представленных партий на протяжении трех созывов Законодательного Собрания ЯНАО приоритет держится у Единой России. Причем тенденция к росту наблюдается только на выборах 2011 года. А вот рейтинг ЛДПР на выборах 2003 года был выше, нежели на выборах в 2011 году (с 23,86% до 13,63%). Наименьший показатель у партии «Правое дело» – 0,41% по состоянию на 2011 год.

Большинство избирателей руководствовалось  при голосовании на выборах собственными политическими убеждениями, сообщает Центр по изучению общественного мнения. Лишь четверть из опрошенных призналась, что на них оказали влияние предвыборные рейтинги партий. Аферы, связанные с именами отдельных представителей политических партий повлияли на решение, за кого голосовать, у половины избирателей. Такое же значение имели для респондентов и политические взгляды в их семьях. Не менее влиятельным оказалось и воздействие средств массовой информации в предвыборный период.

Два фактора заставляют нас рассматривать  региональные различия в качестве самостоятельной:

во-первых, самые большие различия электорального поведения наблюдаются по линии город — село и регион — регион;

во-вторых, хотя бы относительно знающий  и компетентный электорат (российский избиратель уже по многим показателям подходит под эту категорию) меняет свои ориентиры и критерии оценки кандидатов и политических сил от выборов к выборам в зависимости от их уровня.

Уровень отчуждения граждан от федеральных  органов власти существенно превышает  аналогичные показатели для регионального и местного уровней. Казалось бы, этот факт должен проявиться в более активном голосовании на выборах в региональные и местные органы власти. Однако этого, как правило, не наблюдается. Два обстоятельства, по нашим данным, решающим образом влияют на такое положение дел. Во-первых, большая часть избирателей относит местные органы власти к власти «второго» и даже «третьего» сорта. По их мнению, это власть, от которой мало что зависит. В финансовом отношении она не самостоятельна (а сегодня это главное). Во-вторых, сказывается лень, апатия. На местном уровне раскрутить избирательную кампанию, как правило, кандидату не удается: для этого нет ни средств, ни умения. От этого и растет число голосующих по причинам «никто не привлекал», «не агитировал».

Что касается особенностей голосования на местном уровне, то связаны они, прежде всего с тем, что основная масса избирателей, приходящая к избирательным урнам, достаточно хорошо представляет себе сильные и слабые стороны кандидата. Это знание черпается не из листовок и плакатов, а приобретается путем оценок предшествующей деятельности кандидата (производственной, управленческой), или непосредственно, или через ближайшее окружение. Таким же путем оцениваются и личные качества кандидата (честность, справедливость и т.п.). Это создает хорошие условия для того, чтобы выбор избирателя был достаточно компетентным и взвешенным. Однако для реализации данной возможности нужно еще знать, как функционирует местная власть, какова ее компетенция и, следовательно, какие требования она предъявляет к работнику местного уровня управления.

Информация о работе Политическое участие