Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:20, контрольная работа
Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главное место среди его произведений, посвященных изучению государства и общества, бесспорно, занимает «Политика». Целью данной работы является изучение «Политики» Аристотеля, его мыслей и идей. Для достижения данной цели были решены следующие задачи: рассмотрена классификация политических режимов Аристотеля, рассмотрены функции, сущность государства в «Политике» Аристотеля, даны понятия правильного и неправильного государственного устройства.
Введение 3
1. Политические и правовые учения Аристотеля 5
2. Политические режимы Аристотеля. 13
3. Государство и его устройство в «Политике» Аристотеля 16
Заключение 19
Список использованной литературы. 20
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина:История политических и правовых учений.
Тема: Политическое учение Аристотеля.
Барнаул 2012
Оглавление
Введение 3
1. Политические и правовые учения Аристотеля 5
2. Политические режимы Аристотеля. 13
3. Государство и его устройство в «Политике» Аристотеля 16
Заключение 19
Список использованной литературы. 20
История
политических учений занимает важное
место в системе общественных
наук , ибо в политических учениях
находят свое выражение социально-
Уже в
древних государствах Востока существует
своя политическая идеология. Это - теория
божественного происхождения
Наряду
с теорией божественного
Особенности ландшафта Греции, ее многочисленные связи с заграницей создавали плодотворные коммуникации с другими государствами, многообразие культурных стилей заключало в себе богатство политической жизни с активным участием граждан в правлении. Здесь легитимность власти перестала быть теократической, в государствах и между государствами велась ожесточенная борьба за власть.
Именно в Древней Греции сложилось и получило всестороннее развитие такое общественно-политическое образование, как полис, который одновременно был и городом-государством, олицетворяя собой гражданскую жизнь. От него, по существу, произошли все основные политические понятия: политика, политическое искусство, политическое знание, политическое управление и д.р.
Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались вопросов власти, управления государством.
Однако наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внёс Аристотель. Одной из характерных черт его научной деятельности является её многогранность. Своими трудами Аристотель обогатил почти все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главное место среди его произведений, посвященных изучению государства и общества, бесспорно, занимает «Политика».
Целью данной работы является изучение «Политики» Аристотеля, его мыслей и идей. Для достижения данной цели были решены следующие задачи: рассмотрена классификация политических режимов Аристотеля, рассмотрены функции, сущность государства в «Политике» Аристотеля, даны понятия правильного и неправильного государственного устройства.
Философские
воззрения мыслителя
Согласно
его взглядам, каждая вещь состоит
из материи и формы. Например, в
медном шаре медь является материей, тогда
как форма шара придает данной
вещи именно тот конкретный вид, который
позволяет отличить ее от других предметов,
а следовательно, и познать. Форма
– это сущность предмета, источник
его существования как
Положение
о предустановленных в природе
целях составило
Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство – высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, “по природе своей есть существо политическое”.
В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни”. Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т.е. является целью их существования.
Подытоживая свои рассуждения по поводу различных видов общежития, Аристотель дает государству следующее определение: государство – это “общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни”. Аристотель вкладывал в данное определение вполне конкретное содержание. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения с гражданами государства. Неразвитые в духовном отношении, варвары не способны к государственной жизни; их удел – быть рабами у греков. “Варвар и раб по природе своей понятия тождественные”. Аристотель, таким образом, открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества.
В обоснование рабства Аристотель приводит несколько доводов. Решающий среди них – естественные (природные) различия между людьми. На страницах “Политики” неоднократно подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных. “Такая война, – говорил он, – по природе своей справедлива”.
Аргументацию
рабства “от природы” дополняют
доводы экономического порядка. Рабство,
с этой точки зрения, вызвано потребностями
ведения хозяйства и
Частная
собственность, подобно рабству, коренится
в природе и является элементом
семьи. Аристотель выступал решительным
противником обобществления имущества,
предлагаемого Платоном. “Трудно
выразить словами, сколько наслаждения
в сознании того, что нечто принадлежит
тебе”. Общность имущества он находил,
кроме того, экономически несостоятельной,
препятствующей развитию в человеке
хозяйственных наклонностей. “Люди
заботятся всего более о том,
что принадлежит лично им; менее
заботятся они о том, что является
общим”. К этим аргументам в защиту
частной собственности
Главную
задачу политической теории Аристотель
видел в том, чтобы отыскать совершенное
государственное устройство. С этой
целью он подробно разбирал существовавшие
формы государства, их недостатки и
причины государственных
Классификация
форм государства в “Политике”
проводится по двум критериям: по числу
правящих лиц и осуществляемой в
государстве цели. В зависимости
от числа властвующих Аристотель
выделяет правление одного, немногих
и большинства. По второму критерию
выделяются правильные государства, где
верховная власть преследует цели общего
блага граждан, и неправильные, где
правители руководствуются
Сам по себе этот перечень форм государства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную по другим основаниям, можно найти в диалоге Платона “Политик”. Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным – олигархии и демократии. Их порождением или смешением являются все остальные разновидности власти.
В олигархии
власть принадлежит богатым, в демократии
– неимущим. Говоря о демократии
и олигархии, Аристотель отступает
от формальных критериев их разграничения
и выдвигает на первый план признак
имущественного положения властвующих.
Богатые и неимущие, указывал философ,
составляют как бы два полюса, диаметрально
противоположные части любого государства,
так что в зависимости от перевеса
той или иной стороны устанавливается
и соответствующая форма
Политические симпатии Аристотеля – на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.
Экономически
полития представляет собой строй,
при котором преобладает
Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Как и Платон в “Законах”, Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Гражданская доблесть, заявлял он, подходит “только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания”. Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители. При политии власть “сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет”. Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Некоторые, весьма урезанные права граждан предоставляются также земледельческому демосу – крестьянам.
Политически
этот строй характеризуется
Уравнивающая справедливость, принципом которой является “арифметическая пропорция”, затрагивает отношения обмена, возмещения ущерба, назначение наказаний за имущественные преступления и т.п. Закон при этом “обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем”. Напротив, при распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе. Ее принципом служит “геометрическая пропорция” – воздаяние по достоинству и заслугам. Применяется распределяющая справедливость в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства. Например, если ударит начальник, то ответный удар наносить не следует, если же ударят начальника, то следует не только ударить, но и подвергнуть каре.