Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:14, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение социально-исторической основы и идейно-мировоззренческих предпосылок возникновения теории Макиавелли, его философских, религиозных и политических взглядов, отраженных в книге «Государь» и других его произведениях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЖИЗНЬ И СУДЬБА НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ 4
2. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МАКИАВЕЛЛИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КНИГИ «ГОСУДАРЬ» 5
3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ МАКИАВЕЛЛИ 6
4. МАКИАВЕЛЛИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА И ФОРМАХ УПРАВЛЕНИЯ 7
5. ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ПОЛИТИКИ И МОРАЛИ 9
6. ОТЗЫВЫ НА КНИГУ МАКИАВЕЛЛИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
На тему:
«Политическое учение Н. Макиавелли и его
роль в развитии политической теории»
Москва - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
В XIV-XV веках сначала в Италии, а позже и в других странах Западной Европы наступила эпоха Возрождения, знаменующая постепенный выход из средневековья. Был накоплен потенциал производительных средств, изобретений, позволивший сделать рывок в освоении природы. Были открыты новые земли, новые способы созидания и разрушения. Европа заново узнала и освоила наследие античного мира, и это пошатнуло монополию католицизма на души, на объяснение Вселенной. Человек как бы пробуждался, испытывал необычайны подъем сил и верил в свои возможности в этом мире. Христианское рвение ослабло, а с ним и мораль [1].
Эти перемены в культуре, мировоззрении, производительных силах сопровождались и серьезными политическими сдвигами. Происходило укрепление и объединение национальных государств. Папский престол решил создать себе маленькое государство, где бы он располагал светской властью и был огражден от наскоков королей.
Англия, Франция, Испания постепенно утвердились в своих современных границах. Монархи, опираясь на горожан, подчинили себе феодальных баронов. Этому во многом содействовало введение огнестрельного оружия. Замки не могли устоять перед пушками, а закованный в латы рыцарь - перед городским ополченцем, вооруженным аркебузой.
Две крупные европейские страны отставали от процесса объединения - Германия и Италия. В них в бесконечной междоусобице феодальных властителей никак не мог выделиться лидер, способный подмять под себя всех других. Этому способствовало и вмешательство внешних сил [2].
Италия в XV в. была самой культурной и богатой, но и самой раздробленной, дезорганизованной страной Европы, она представляла собой легкую добычу для любого завоевателя. Итальянский политический мыслитель, историк Никколо Макиавелли видел главную причину бедствий Италии в ее политической раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Вопросам упрочения государства посвящена его книга «Государь», в которой автор для их решения считал допустимыми любые средства, в том числе и пренебрегающие нормами морали [3].
Целью моей работы является рассмотрение социально-исторической основы и идейно-мировоззренческих предпосылок возникновения теории Макиавелли, его философских, религиозных и политических взглядов, отраженных в книге «Государь» и других его произведениях.
Родина Макиавелли - Флоренция, один из богатейших и культурнейших городов Италии, центр банковского дела и ремесел. В Италии была очень бурная политическая жизнь. В конце XIV - начале XV века там установилась широкая власть банкиров и крупных торговцев. Но различные кланы продолжали борьбу между собой, причем в нее вовлекался простой народ и родовая аристократия.
Никколо Макиавелли родился в 1469 г. в семье юриста, небогатой, но гордой своими традициями. Он получил образование, освоил латынь и немножко греческий. О его молодости почти ничего не известно. Как житель Флоренции, он пережил все перипетии ее судьбы: стоявший у власти купеческий род Медичи; провозглашение республиканской конституции, отдававшей предпочтение среднему классу и.т.д [1].
Вождем республики был доминиканский монах Савонарола. Борьбу с всевластием Медичи Савонарола сочетал с осуждением греха, роскоши, языческой культуры, с призывами к аскетизму и покаянию в ожидании страшного суда. Это был христианский фанатизм, пытавшийся воскресить утраченную чистоту веры. Вскоре Савонарола навлек на себя всеобщее недовольство и в 1498 г. был сожжен как еретик [4].
Вскоре последовал период просвещенной светской республики. Именно тогда началась служебная деятельность Макиавелли в качестве секретаря Совета десяти. Это был довольно скромный пост - не государственного деятеля, а чиновника, который не принимал решения, а давал советы. Но этот пост был очень удобен для наблюдения, обеспечивал широкую осведомленность в состоянии дел. Тем более, что Макиавелли покровительствовал и доверял пожизненный Гонфалоньер республики (глава исполнительной власти) Пьерро Содерини.
Предметом занятий Макиавелли являлись внешние сношения и оборона. Он участвовал в посольствах ко дворам Папы, французского короля и германского императора, ряда итальянских правителей. Макиавелли находился на этом посту до 1512 г. Время было бурное и трагическое для Италии. Она подвергалась нападениям французов, испанцев, швейцарцев и немцев, раздробленность делала страну беззащитной. В 1512 г. республика пала и была восстановлена тирания Медичи [1].
Макиавелли как служащего прежнего режима бросают в тюрьму и подвергают пыткам, а затем освобождают и отправляют в ссылку в деревню. Там в вынужденной изоляции и бездействии он находил утешение в чтении и литературном труде, однако мечтал вернуться к политической жизни. Свой шедевр «Государь» Макиавелли написал в 1513 г. и тотчас передал его тогдашнему правителю Лоренцо Медичи, но не заслужил этим его расположения. После «Государя» Макиавелли написал «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» - комментарий к сочинению римского историка (окончил в 1519 г.) и «Историю Флоренции» (1520-1525 гг.) [3].
Макиавелли умер в 1527 г., так и не дождавшись милости новых властителей.
Имя Макиавелли обессмертила небольшая книга под названием «Государь». Она содержала советы и наставления, как установить, сохранить и расширить государство, как завоевать и удержать политическую власть. Этот вопрос был очень актуален при постоянной борьбе, смене правителей, перекройке границ, которые переживала Италия. В книге Макиавелли не только вооружил государя знанием приемов политической деятельности, но и поставил перед ним задачу объединения Италии.
Последняя глава книги - страстный призыв к освобождению Италии от иностранного вмешательства, гимн тому, кто сумеет ее сплотить, вооружить и избавить от засилия священников. Это не холодный анализ, характеризующий другие разделы сочинения, а крик души [5].
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» носили более академический, спокойный характер, в них рекомендации по укреплению власти даны не государям, а республикам [6].
Макиавелли - типичный представитель эпохи Возрождения. Он пользовался новой методологией рационального политического анализа, решительно освобождал ее от догм католической схоластики. Это было восстановлением традиций античных мыслителей.
В его мышлении, по словам видного итальянского философа - марксиста, основателя Коммунистической партии Италии А. Грамши, «содержались элементы интеллектуальной и моральной революции». Политика для него была совершенно самостоятельной областью знаний, и он исследовал ее, исходя из реальности и исторических фактов. «Бесполезно, - говорил Макиавелли, - возражать мне авторитетом каких-либо писателей» [1].
Макиавелли скептически относился к идее божественного предопределения судьбы и верил в возможности человека. «Чтобы не была потеряна свободная воля, - рассуждает он в «Государе», - можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того, она представляет управлять нам». Макиавелли воспевал энергию, волю, силу человека. Это качество, которым должен обладать государь. Но он не идеализирует природу человека, а оценивает ее сурово и бесстрастно, отмечая в ней, в основном, низменные наклонности. В этом сказывается его стремление к реализму.
Он исходил их того, что есть, а не из того, что должно быть, и человека берет таким, каков он есть. Макиавелли писал, что люди, как правило, «неблагодарны, непостоянны, лживы, трусливы перед опасностями, жадны до обогащения». «Если ты будешь делать им добро, они отдадут тебе жизнь, собственность и детей своих, но лишь пока ты силен, как только ты окажешься в опасности, они восстанут против тебя. Отнюдь не христианская мораль, а выгода, сила, расчет определяют их поведение» [5].
Религия для Макиавелли была не высшим знанием и авторитетом, а политическим фактом, который нужно учитывать, анализировать и использовать. Его интересовала не истинность религиозного учения, не его потусторонние цели, а его роль в общественной жизни. Макиавелли был лишен всякого благочестия: не отвергая веры открыто, он относится к ней сугубо утилитарно. Он считал веру полезной для общественной жизни. «Религия и бог, - говорил он, - были изобретены мудрыми людьми для того, чтобы убедить народ в полезности установленного строя. Важно, как ее используют: для воспитания рабской покорности или высоких гражданских качеств» [6]. Он критиковал христианство за проповедь оторванности от мирских интересов, призывы к терпению и покорности. Католическая церковь, по его мнению, «обессилила мир и передала его в жертву мерзавцам» [7].
По-другому он оценивал языческую религию древних римлян. Она воспитывала духовное влечение, телесную силу и любовь к свободе. Оценка христианства была продиктована вырождением, цинизмом и безверием папского двора, зловещей ролью, которую католическая церковь играла в политической жизни. «Захватив светскую власть, - говорил Макиавелли, - католическая церковь недостаточно сильна, чтобы объединить Италию, но слишком сильна, чтобы помешать сделать это другим» [5].
Религиозным догматам Макиавелли противопоставлял в качестве основы политики природы и интересы человека. Он пошел дальше и отметил влияние социальной структуры и противоречий на политику и формы государства. По его мнению, формы государства, их эволюция и смена определялась борьбой народа и аристократии. Массы не хотели, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать стремилась властвовать и порабощать народ [5, 6].
В этом плане он следовал примеру древних. Еще Платон утверждал, что в каждом полисе существует две партии - богатых и бедных, а Аристотель стремился для укрепления прочности полиса избежать крайностей бедности и богатства. Макиавелли восстанавливал этот подход, эту попытку увязать государство с классами и собственностью после долгого господства религиозной догматики и схоластики [7].
Первым в новое время Макиавелли посмотрел на государство «человеческими глазами», и это принесло ему, вслед за Аристотелем, славу одного из основателей политической науки.
Тем не менее, чувства исторического процесса у Макиавелли не было. Природа человека вечна, и в своих философских взглядах Макиавелли все время ссылался на древних. Он думал, что достаточно следовать их примеру, чтобы достигнуть тех же результатов. Элемент постоянный (вернее, почти постоянный) - человеческими условиями в немалой мере пренебрег. Но и того, что он сделал, было достаточно, чтобы придать новый стимул политической теории и философским взглядам [8].
Макиавелли первым применил термин «государство» для определения политически организованного общества. Он более широк и абстрактен, а, следовательно, и точен, чем полис, и позволяет отличать его от страны, общества, институтов власти, лица или органа, которому принадлежит верховная власть и т.п. Макиавелли этих разграничений не проводил, он заложил для этого основу. Слово «государство» вошло во все языки, что говорит о его необходимости и точности. Некоторые исследователи считают, что он же впервые употребил слово «республика», в его современном понимании, как государственную форму, противоположную монархии.
Платоновский трактат, который мы называем «Государство», буквально переводится «Республика», как иногда его переводят. Но тут республика имеет другой смысл - это общее дело, общее благо, т.е. именно государство, а не одна из его форм. Что же касается форм государства, до Макиавелли все пользовались термином «монархия», «аристократия», «демократия». Макиавелли первый дал родовое название для демократии и аристократии – республика [7].
В «Рассуждениях…» Макиавелли излагает свою версию происхождения государства. Она не оригинальна и не служит базой для серьезных политических выводов. Сначала люди жили разрозненно, подобно животным, а, размножившись, они объединились, сделали самого храброго своим главой и стали ему повиноваться. Организованная совместная жизнь привела к сознанию того, что плохо и что хорошо. В соответствии с этим были установлены законы и наказания. Вместе с ними появилось правосудие. При последующих выборах государя предпочтение стали отдавать уже не силе, а мудрости и справедливости [6]; здесь примечательно только полное освобождение от теологии, полный рационализм. Если можно говорить о договорной теории происхождения государства, то она находилась в самом зародыше. Это неудивительно. Макиавелли думал не об ограниченной, а наоборот, о сильной власти.
В «Государе» Макиавелли подразделял формы правления на две группы: республику и принципаты, где власть принадлежала одному человеку. Это не помешало ему в «Рассуждениях…» представить традиционную для античных авторов систему шести форм: трех правильных и трех неправильных. Демократией он называл правильную форму правления большинства, а для извращенной формы подобрал особое название – распущенность [1].
Макиавелли очень четко связал формы правления и их смену с соотношением социальных сил. Может сложиться впечатление, что в определении лучшей формы Макиавелли сам себе противоречил. В «Рассуждениях…» он много говорил о преимуществах республик: народ о всех делах судит лучше, чем государь, республика обеспечивает стабильность, свободу, гражданское равенство, а следовательно, и величие государства, в ней можно «безбоязненно пользоваться своей собственностью, не опасаясь за честь жен и дочерей и своею личную безопасностью». Монархия же, наоборот, ведет к неравенству, рабству, распущенности и упадку [3].
Информация о работе Политическое учение Н. Макиавелли и его роль в развитии политической теории