Политическое устройство Полоцкого княжества: органы власти и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 23:50, реферат

Описание работы

Вся власть и государственное управление в княжестве принадлежали великому князю Полоцкому (господарю). Ему подчинялись крупные феодалы, паны, управлявшие отдельными княжествами и землями. Великий князь мог вести международные дела, вступать в союзы, объявлять войну и мир, руководить военными силами. Ему принадлежало право законодательной инициативы, за его подписью издавались все важные законодательные акты.

Файлы: 1 файл

СУРС 1.docx

— 40.70 Кб (Скачать файл)

1.Политическое  устройство Полоцкого княжества: органы власти и управления.

1.1.Великий князь и Рада

Вся власть и государственное управление в княжестве принадлежали великому князю Полоцкому (господарю).  Ему подчинялись крупные феодалы, паны, управлявшие отдельными княжествами и землями. Великий князь мог вести международные дела, вступать в союзы, объявлять войну и мир, руководить военными силами. Ему принадлежало право законодательной инициативы, за его подписью издавались все важные законодательные акты.

 

Важную роль в государственном управлении в XV — первой половины XVI века играла Рада, в неё входили наиболее богатые паны, занимавшие высшие государственно-административные должности (маршалки, канцлеры, гетманы, подскарбии, наместники, воеводы, старосты, каштеляны) и католические епископы. Рада, созданная как совещательный орган при великом князе, с конца XV века начала ограничивать князя в его власти.

 

Рада исполняла свои обязанности либо в полном составе, заслушивая доклады отдельных служебных лиц, либо поручая членам Рады (панам радным) проводить отдельные мероприятия, проверки и ревизии. Основные обязанности Рады по управлению государственными делами исполняли «старейшие паны-рада», к которым относились: епископ, воевода и каштелян виленские, воевода и каштелян трокские, староста жемайтский и некоторые должностные лица высшего управления. Например, при выдаче подтверждающей грамоты жителям города Берестье на магдебургское право в 1511 года в Раде присутствовали епископ, виленский князь Войтех Радзивилл, воевода виленский и канцлер Николай Радзивилл, воевода трокский и маршалок дворный Григорий Остикович, каштелян трокский и староста жемайтский Станислав Кезгайло, воевода полоцкий Станислав Глебович, староста городенский Станислав Петрович, воевода витебский, маршалок и секретарь Иван Сапега, маршалок и староста берестейский и лидский Юрий Ильинич, маршалок и наместник мельницкий пан Иван Грималич и другие лица.

1.2. Вальный сейм

В связи с усилением влияния знати в XV веке возник вальный сейм, который в XVI веке стал высшим законодательным и контрольным органом. На его заседания приглашались все паны, входящие в состав Рады, должностные лица центрального и частично местного управления, верхи католического и православного духовенства, а также по два депутата от шляхты каждого повета.

 

На вальных сеймах обсуждались общегосударственные вопросы: законодательство, избрание великого князя, привилегии шляхты, государственные налоги, межгосударственные отношения. Всю работу сейма загодя планировала пана-рада. Представители поветов подавали просьбы и жалобы, ответы на которые давал великий князь, посоветовавшись с панами-радой. В первую очередь на сейме обсуждалось избрание великого князя, объявление войны, установление податей на ведение войны. На сейме принимались и законодательные акты. В XV — первой половине XVI веков сейм собирался в Вильне, Берестье, Новогродке, Городне и Минске.

 

Отдельные функции центрального управления осуществляли маршалок земский, подскарбий земский, канцлер, гетман великий и другие должностные лица. Маршалок земский был председателем на заседаниях сейма и Рады, объявлял приказы и постановления великого князя, надзирал за порядком при дворе, руководил приёмом послов, допускал к князю просителей. Командиром вооружённых сил княжества являлся гетман, во время военных действий он имел самые широкие полномочия. Канцлер руководил работой великокняжеской канцелярии, под его надзором осуществлялась подготовка законопроектов, грамот и других документов. У канцлера хранилась большая государственная печать, без которой ни один закон не мог вступить в силу. Подскарбий земский был доглядчиком государственной казны и руководителем финансово-хозяйственной деятельности в государстве, осуществлял надзор за всеми государственными доходами и расходами.

1.3. Государственное  управление воеводствами и староствами

В 1413 году центральная часть Великого княжества Литовского была разделена на два воеводства — Виленское и Трокское. Государственное правовое положение земель в составе Великого княжества Литовского было неодинаковым. Понеманье, Берестейская и Минская земли, Полесье, часть Белорусского Поднепровья в военно-политическом и судебно-административном отношениях подчинялись трокскому и виленскому князьям, с 1413 — воеводам. Полоцкая земля и другие земли сохранили автономию, но их политическая роль в государстве была незначительной. Великие князья гарантировали неделимость Полоцкой земле, неприкосновенность владений и прав местных панов и мещан этих земель (Полоцкие привилеи).

 

В 1564—1566 годах было введено новое административно-территориальное деление, вся территория разделена на воеводства: Берестейское, Брацлавское, Виленское, Витебское, Волынское, Киевское, Минское, Мстиславское, Новогрудское, Подляшское, Полоцкое и Трокское, статус, равный воеводскому, имело Жемайтское староство.

 

Полоцкое княжество имело особый тип управления, так как оно получило магдебургское право. На местах управляли наместники, воеводы, старосты, имевшие широкие права и полномочия. Низшее звено в системе управления — державцы, волостные старцы и подчинённые панам выборные от крестьян — сотские и десятские.

 

Главным должностным лицом в системе местных органов был воевода, возглавлявший административные, хозяйственные, военные и судебные органы на территории воеводства. Князь и Рада назначали воеводу на пожизненную службу. При его назначении великому князю и Раде необходимо было заручиться поддержкой местной шляхты принять кандидата в воеводы. Однако шляхта могла просить о снятии воеводы с его поста и после его принятия на этот пост. Должность воеводы включала в себя как обязанности руководителя местного органа, зависимого от центрального управления, так и независимого главы местного самоуправления. Основные обязанности воеводы заключались в поддержании порядка, осуществлении общего руководства получения государственных и великокняжеских доходов, организации обороны, исполнения правосудия.

 

Ближайшим помощниками воеводы были: каштелян ― командовал военными силами главного замка воеводства и военным ополчением, как и воевода, входил в состав рады и участвовал в сеймах; подвоевода ― наместник воеводы по административно-судебным делам, руководил работой воеводской канцелярии, в отсутствие воеводы председательствовал в замковом суде, заверял разного рода документы; ключник ― надзирал за сбором податей и чинша; городничий ― являлся комендантом замка, заботился о порядке замка, его ремонте и укреплении, а в отсутствие воеводы и каштеляна возглавлял замковый гарнизон; лесничий и ловчий ― несли ответственность  за лесные угодья и охоту на территорий этих угодий; стайник ― заведовал государственной стайней в воеводстве.

1.4. Поветовые органы управления

Главой в повете являлся староста. Его назначал князь и Рада. Положение старосты зависело от повета, который он возглавлял, и от того, кто эту должность занимал, от его родственных связей и происхождения. Староста, как и воевода, обязан был следить за порядком, надзирать за хозяйством государственных имений и за поступлением доходов, заботиться о боеготовности замков, собирать ополчение в случае опасности, рассматривать уголовные дела, следить за исправлением судопроизводства.

 

В повете также были должности ключника, стайника, городничего, лесничего, тиуна, хорунжего (поветового знаменосца, собиравшего всех военнообязанных людей повета в случае военной угрозы). Помощником старосты по военным делам был поветовый маршалок, командовавший поветовым ополчением шляхты. Административно-судебные функции в повете мог выполнять помощник старосты ― подстароста.

 

Сословно-представительными органами в повете были сеймики, законодательно введённые Статутом 1566 года. На них могли присутствовать все шляхтичи повета ( по своему желанию ). Здесь обсуждались  местные и общегосударственные дела. Поветовые сеймики собирались ежегодно и даже несколько раз в год. На сеймиках выбирались депутаты на вальный сейм, вырабатывались для них инструкции и просьбы к власти, выбирались кандидаты в земские и подкоморские суды, обозначались размеры податей на нужды повета, заслушивалась информация о сеймах. Общий для нескольких воеводств сейм назывался генеральным.

 

Нижним звеном в системе местного управления были руководители государственных и великокняжеских имений, дворов и замков ― державцы или ранее называемые тиуны. В XVI веке довольно часто государственные владения отдавались в аренду крупным феодалам, которые назначали своих наместников. Державцы, как воеводы и старосты, отвечали за свои действия непосредственно перед властью. Старосты и державцы назначали сотских, сельских войтов, сорочников, десятских, которые следили за порядком в деревнях и местечках. В местах, где жили государственные крестьяне и не было замков или государственных владений, существовали крестьянские сходы и выбранные ими старцы. На сходах решали местные проблемы, определяли размер повинностей. Старцы несли ответственность за выполнением общественных работ, собирали и отвозили подать, организовывали оборону от разбойничьих нападений на мирное население.

1.5. Городское управление

Правовое положение городских органов управления определялось привилеями, данными Полоцкому княжеству в 1498 году. Эту  грамоту имели и другие города. В соответствии с этой грамотой во главе городского управления стояли войт, бурмистры и городская рада. Войт назначался великим князем пожизненно. Порядок назначения бурмистров и членов городской рады также определялся грамотами. По Полоцкой грамоте 1498 года войт назначал 20 радцев из полоцких мещан, которые потом вместе с войтом выбирали по 2 бурмистра на каждый год. В раду входили наиболее богатые купцы, главы ремесленных цехов.

Городской войт следил за порядком в городе, занимался сбором налогов, судил преступников по наиболее тяжким преступлениям.

Бурмистры решали вопросы торговли, городского благоустройства и пр.

Сбор налогов, контроль за торговцами и ремесленниками лежал на сотских, десятских и «слугах местных», подчинявшимся войту и бурмистрам.

В решении общегородских проблем определенное значение имели сходы мещан ― сеймы, веча и копы. На сходах слушался отчёт бурмистров о расходовании городской казны, готовились жалобы и челобитные, выносились постановления по сбору средств на городские нужды и пр. Копные сходы мещан занимались расследованием и разбором уголовных дел. С ростом городов и развитием классовой дифференциации общие сходы мещан постепенно теряли своё значение.

2. Общественная  жизнь и экономическое развитие  Полоцкой земли.

2.1. Общественная  жизнь Полоцкой земли.

Как и в любом другом  княжестве, особое внимание уделялось торговле и ремеслу. Самым распространённым видом ремесла в Полоцком княжестве было:  изготовление металлических орудий труда, оружия, изготовление глиняной посуды, обработка кожи, изготовление бочек и одежды. Не менее важную роль играла и торговля, так как на ней держалась основная часть дохода княжества. Полоцк находился на пути «из варяг в греки» соединявший Балтийское и Чёрное море через западную Двину и Днепр, что позволяло им продавать свои товары далеко за пределами своего княжества. Также доход государства поддерживался путём завоевания новых земель, заключения мирных договоров выгодных для княжества, они же в свою очередь заключались при помощи брака двух сторон, либо исходя из экономической выгоды для обоих сторон. Также в Полоцке было очень развито каменное зодчество, одним из лучших сооружений которого являлся Софийский собор. Он освящён в 1066. От собора сохранились только апсиды, встроенные в барочную базилику XVIII века. Семиглавый пятинефный храм с тремя апсидами и одной лестничной башней. Строился приглашёнными мастерами практически в одно время с киевской и новгородской Софиями, однако без свойственных тем храмам галерей. Кладка в целом идентична киевской, но внутри здания стены оформлены более небрежно. Здесь имеется характерная для столичной византийской архитектуры особенность — вима. По всей длине восточной стены к апсидам позднее были пристроены низкие бесстолпные усыпальницы, ещё более усложнившие облик данного памятника.

 

 

2.2. Экономическое  развитие Полоцкой земли.

Полоцкая земля расцвела при правлении Полоцкого князя Всеслава Брачиславича . Он родился примерно в 1029 г. Уже само рождение князя было окутано таинственностью, легендами. Согласно летописи, мать родила его «от волхования», и было при рождении у младенца некое «язвено» на голове. Волхвы (служители языческого культа в Полоцке) посоветовали матери это «язьвено» повязать ему на шею в виде ладанки, дабы носил до самой смерти. Что и было сделано.

С момента вступления князя на полоцкий престол в 1044 г. после смерти отца и по 1060 г. он ничем себя не проявлял на восточноевропейском пространстве. Всеслав поддерживал мирные отношения с Ярославом Мудрым, который поддерживал стабильность в киевских землях, подавляя междоусобицы. Можно предположить, что до 60-х годов XI в. Всеслав укреплял доставшееся ему в наследство государство. Из 35 городов, которые существовали на территории Беларуси в это время, Полоцкой земле принадлежали самые крупные: Витебск, Заславль, Друцк, Браслав, Минск, Орша, Логойск. Происходит рост самих городов. Собственно Полоцк занимает в это время площадь более 20 га с населением около 10 – 15 тыс. человек. Именно в это время в городе строится первый и самый большой христианский кафедральный собор – в честь Святой Софии – Мудрости Божией, по аналогу Константинопольской, Охридской и в противовес киевской и новгородской Софиям .

Подтверждением союза Всеслава с южнорусскими князьями служит поход 1060 г., когда южнорусские князья-братья Ярославичи приглашают Всеслава полоцкого принять участие в объединенном походе на кочевников - торков. Поход был удачным, ибо как сообщает летописец, торки бежали, едва увидели огромное объединенное войско славянских князей.

Союз был нарушен самим Всеславом, нападением на в 1065 году Псков и в 1066 году на Новгород. Основной причиной, как отмечают исследователи, было столкновение экономических интересов этих городов с интересами Полоцкого княжества.

 К середине 11 века  внутри Полоцкого государства накопились большие внутренние ресурсы, делавшие возможным ее дальнейшие развитие, охраны и отстаивания своих интересов, независимости.

3. Туровское княжество

Ту́рово-Пи́нское кня́жество (Туровское княжество) — древнерусское княжество в X—XIV веках, расположенное в Полесье по среднему и нижнему течению Припяти. Бо́льшая часть лежала на территории, заселённой дреговичами, меньшая — древлянами. Главным городом княжества был Туров, упоминаемый в первый раз в летописи под 980 годом; другими важнейшими городами Туровского княжества были Пинск, сделавшийся впоследствии главным городом самостоятельного Пинского княжества, Мозырь и Слуцк.

С время княжения Владимира Великого княжество окончательно вошло в состав Древнерусского государства. При Ярославе Мудром в Турове сидел его сын Изяслав. После смерти Ярослава Изяслав стал великим князем Киевским, но сохранил за собой и Туровское княжение. Когда в 1078 году Изяслав был убит и его брат Всеволод занял великое княжение Киевское, княжество было отдано младшему сыну Изяслава, Ярополку, в придачу к Волыни. В 1088 году по смерти Ярополка в Туров перешёл его брат Святополк Изяславич, княживший до этого в Новгороде. В 1093 году Святополк стал великим князем киевским, но Туров оставил за собой, после чего следующие 32 года Туров вновь был киевской волостью. Через своего сына Ярослава Святополк владел также Волынью, изъятой у Давыда Игоревича по решению Витичевского съезда.

Информация о работе Политическое устройство Полоцкого княжества: органы власти и управления