Политическое устройство Полоцкого княжества: органы власти и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 23:50, реферат

Описание работы

Вся власть и государственное управление в княжестве принадлежали великому князю Полоцкому (господарю). Ему подчинялись крупные феодалы, паны, управлявшие отдельными княжествами и землями. Великий князь мог вести международные дела, вступать в союзы, объявлять войну и мир, руководить военными силами. Ему принадлежало право законодательной инициативы, за его подписью издавались все важные законодательные акты.

Файлы: 1 файл

СУРС 1.docx

— 40.70 Кб (Скачать файл)

 

Обстоятельства перехода Турова под власть Мономаховичей до конца не известны. Известно о том, что Вячеслав Владимирович княжил в Смоленске с 1113 года, а затем в 1127 году он упомянут в связи с походом на Полоцкое княжество как туровский князь. Известно также, что в 1118 году Ярослав Святополчич потерял Волынь, но, по некоторым версиям, в Турове в 1110—1123 годах княжили его братья Брячислав и Изяслав.

 

При Вячеславе Владимировиче княжество распалось на два удела, Туровский и Клецкий, где княжил внук Святополка Вячеслав Ярославич. Изяслав Мстиславич дал Туров своему сыну Ярославу, а Юрий Долгорукий — своему сыну Борису, тем самым Туров в 1146—1157 годах снова был киевской волостью. И только в начале великого княжения Изяслава Давыдовича в Турове был князем внук Святополка Юрий Ярославич (внук Мстислава Владимировича Великого по матери). Изяслав потребовал, чтобы он уступил Туров внуку Владимира Мономаха Владимиру Мстиславичу, но в 1162 году княжество окончательно обособилось от Киевского княжества под властью Юрия Ярославича и его потомков.

 

Туровские князья в союзе со смоленскими участвовали в битве на Калке в 1223 году.

 

В первой половине XIII века, за княжество боролись Литва и Галицко-Волынское княжество. В 1250 году, княжество на короткое время было захвачено Даниилом Галицким. В XIV веке в связи с ослаблением Галицкого княжества литовский князь Гедимин присоединил Туровское княжество к своим владениям. После этого в княжестве правили его потомки на правах удельных князей в Литовском государстве.

4.Христанство  и просвещение

Христианство проникло в Полоцкие земли задолго до общего Крещения Руси. Согласно преданию, занесенному в русские летописи, еще святой апостол Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие на берегах Черного моря и поставивший крест на горах Киевских, проследовал далее вверх по Днепру, затем пришел в Новгород. На обратном пути, возвращаясь в Рим, он посетил земли, составившие впоследствии Полоцкое княжество. Существует мнение, что в IX веке в землю Полоцкую приходила с проповедью о Христе святая равноапостольная княгиня Ольга, и уже тогда здесь появились первые христианские общины. Однако, возобладав над язычеством, христианство распространилось и утвердилось в Полоцке во времена правления князя Изяслава, сына святого равноапостольного Владимира от Рогнеды. Высокую похвалу этому князю как человеку и христианину содержит Никоновская летопись, которая сообщает, что он был «тих, и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин и иноческий, и прилежаше прочитанию божественных писаний. Летописец указывает и на такие добродетели князя Изяслава, как милосердие, долготерпение, холодность к суетным наслаждениям мира. Став одним из первых проповедников Евангелия в своем Отечестве, Изяслав Владимирович всячески содействовал распространению книжного просвещения. Сам же был весьма образован и сведущ в науках. До настоящего времени сохранилась принадлежавшая Изяславу печать с княжеским знаком и надписью на древнеславянском языке, скреплявшая одно из его рукописных посланий, адресованных в Новгород.

 

Отправляя своих сыновей в назначенные им уделы Русской земли, святой Владимир посылал вместе с ними епископов и повелевал основывать во всех крупных городах кафедры епископов, чтобы «веру православную непорочно держати». Так была учреждена древнейшая в Белой Руси Полоцкая епископская кафедра. Очевидно, тогда же, во время правления князя Изяслава, был построен и деревянный кафедральный собор Святой Софии в Полоцке.

 

Множество людей, приняв Святое Крещение, отвращалось от идолопоклонства. Стали совершаться службы Живому Богу. Земля Полоцкая украшалась церквами Божиими и обителями иноческими. Уже в конце X века, а возможно, и ранее неподалеку от Полоцка был возведен храм в честь святого Пророка Иоанна Предтечи, о котором упоминается в одной из исландских саг («Саге о крещении»), описывающей события первых времен становления христианства в Полоцке. Герой этой саги, святой Торвальд, крестив исландские земли, посетил Иерусалим и Царьград. Возвращаясь на родину через Киев, он умер неподалеку от Полоцка и был похоронен на горе у храма святого Иоанна Предтечи.

 

Первая засвидетельствованная в дошедших до нас документах полоцкая церковь – Богородичная «старая». В Лаврентьевской летописи под 1007 годом о ней сказано: «Пренесени святии в Святую Богородицю». Некоторые историки предполагают, что под словом «святии» летописец подразумевал мощи святых княгини Рогнеды (в монашестве – Анастасии), князя Изяслава и Торвальда. Однако, возможно, что речь шла и о святых иконах, привезенных из Царьграда.

 

Сведений о древнерусском периоде в истории Полоцкой земли, к сожалению, совсем немного. Полоцкая летопись, о существовании которой нашим современникам известно благодаря историку В. Н. Татищеву и его знаменитой книге «История Российская», была утрачена. Один из списков этой летописи, принадлежавший в 30-е годы XVIII века архитектору П. М. Еропкину, также бесследно исчез.

 

В общерусских летописных сводах упоминается о кончине полоцкого князя Изяслава, последовавшей в 1001 году. Этот князь прожил совсем недолгую жизнь. Он умер в возрасте 25–26 лет. Однако князь Изяслав умер на четырнадцать лет ранее своего отца, и по этой причине его потомки утратили право на великокняжеский престол в Киеве. Они приобрели «отчинное» право на прижизненное владение Изяслава – Полоцкую землю. Впоследствии Изяславичи пытались добиться перемены своего положения, неоднократно они воевали с Ярославичами: меч взимали Рогволожи внуци противу Ярославлим внуком. Но всякий раз рвение Изяславичей разбивалось об упорное сопротивление южнорусских князей, пытавшихся, в свою очередь, подчинить себе Полоцкую землю.

 

Впрочем, сын князя Изяслава Брячислав (1001–1044) в своей жизни воевал мало. Он продолжал дело, начатое его отцом: заботился о распространении христианского благочестия и книжного просвещения в своем княжестве, строил храмы, сокрушал идолов, уничтожал языческие капища. Однажды, правда, князь Брячислав напал на Новгород, захватил в плен множество жителей, награбил немало сокровищ и двинулся назад к Полоцку. Но на реке Судомири его родной дядя, князь Ярослав Мудрый, настиг его, разбил на голову и отнял всех пленников и добычу. Тем не менее, желая упрочить свое положение на киевском престоле, Ярослав Мудрый не стал преследовать своего племянника, но заключил с ним. Настолько важен был для князя Ярослава союз с полоцким князем, что он даже отдал ему столь важные в торговом и стратегическом отношениях центры, как Витебск и Усвяты. Приобретение было должным образом оценено полоцким князем, и союз с Киевом им не был нарушен до самой смерти и соблюдался даже сыном его Всеславом до 1060 года.

Туровская епархия– одна из самых древних на Белой Руси (вторая после Полоцкой) и включала в себя обширную территорию. Если время основания Полоцкой епархии - 992 г. - не вызывает особых разногласий у историков, то обстоятельства возникновения Туровской епархии не совсем ясны. Так, историк П.Ф. Лысенко относит возникновение епархии к 992 г., а не к 1005 г., как это принято.

 

Исследователь строит свое предположение, основываясь на особенностях геополитического положения Туровского княжества, дающего возможность удобного выхода в Западную Европу. Поэтому киевский князь после принятия христианства в 988 г. присылает на туровский престол своего старшего сына Святополка. Вполне вероятно, что Святополк еще не мог самостоятельно управлять княжеством (ему было не более 10-12 лет) и при нем находился епископ - Владыка, имя которого не сохранилось, но при котором и была создана Туровская епархия. Можно предположить также, что христианство не сразу утвердилось на Туровской земле. Сохранилась легенда о том, что по Припяти к Турову приплыли каменные кресты из Киева, и река была красна от крови. Кресты и сегодня есть в Турове, являясь одной из его достопримечательностей.

 

Однако с полной уверенностью можно говорить, что учреждение епископской кафедры в Турове не было актом случайным. Город со времени своего возникновения был не просто важным политическим, но и сакральным центром. Это отличало его от большинства других городов древней Беларуси, которые возникли благодаря развитию торговли, ремесел, как Полоцк и Витебск, либо выполнению функций военных фортпостов, как Заславль или Новогородок.  Её история неразрывно связана со становлением белорусской государственности, формированием духовности и культуры белорусов. С конца Х в. Туров стал политическим и религиозно-культурным центром княжества. Во время княжения в Турове Святополка (988–1015), с участием его жены гречанки Варвары, в Турове христианская вера значительно расширилась, строились деревянные церкви, был основан, согласно с преданием, женский монастырь, который находился на месте, где впоследствии возникло поселение Черницы. Есть косвенные упоминания о мужском монастыре в Сторожовцах.

 

Территория Туровской епархии охватывала территории, принадлежащие ныне к Минской, Гомельской, Гродненской и Брестской областям. В 1241 г. кафедра была перенесена в Пинск, титул правящих архиереев был «Туровский и Пинский». Двое из Туровских святителей — епископ Кирилл ІІ и его преемник епископ Лаврентий - получили церковное прославление и были причислены церковью к числу угодников Божих. Особенно глубоко почитается местными жителями епископ Туровский Кирилл, день памяти которого (28 апреля/11 мая) традиционно является духовным и государственным праздником всего Полесья. С монастырями древней туровской епархии были связаны и первое на Руси "Туровское Евангелие" и "Поучения" св. Кирилла Туровского.

 

Во 2 половине ХІІ в. Туровское княжество, распавшись на более мелкие уделы, постепенно потеряло своё могущество. В ХІІ в. на городище был возведён большой каменный храм, где, видимо, и покоились первые Туровские епископы. Позднее каменная церковь была построена и в окольном городе. О распространении христианства свидетельствуют найденные на туровском городище уникальные свинцовые рельефные иконки Пресвятой Богородицы и Святых, бронзовая иконка ХІІІ века, а также многочисленные каменные кресты, найденные в Турове и в окружающих деревнях. Они символизировали преданность новой вере и глубоко почитались местным населением.

 

Прогрессивную просветительскую роль играли монастыри. В их стенах переписывались книги, расходившиеся затем по княжеским и церковным библиотекам, велись летописи, воспитывались проповедники, писатели, существовали школы. Исследователи соглашаются в мнении, что Туров в X-XII вв. ни по величию, ни по государственному влиянию, ни по просвещению не уступал Полоцку, Новгороду и Киеву.

 

Список  литературы

  1. Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси.
  2. Любавский М. Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания первого Литовского статута.
  3. Довнар-Запольский М. В. Государственное хозяйство Великого княжества Литовского при Ягелоннах.
  4. Лаппо И. И. Великое княжество Литовское за время от заключения Люблинской Унии до смерти Стефана Батория (1569—1586).
  5. Леонтович Ф. И. Областное управление в Великом княжестве Литовском до и после Люблинской унии // Юридические записки, издаваемые Демидовским юридическим лицеем.
  6. Малиновский И. Рада Великого княжества Литовского с связи с боярской думой древней России.
  7. Бережков Н. Г. Литовская Метрика как исторический источник. Часть первая. О первоначальном составе книг Литовской Метрики по 1522 год.
  8. Пашуто В. Т. Образование Литовского государства.
  9. Матарас В. Органы кіравання ў Вялікім княстве Літоўскім (XIV—XVI ).

10. Орепук Л. Л. Самоуправление в средневековой Белоруссии .

     11. В. Игнатовский Краткий очерк истории Белоруссии.

     12. История Беларуси. Под ред. А. Кохановского.

     13. М. Ермолович Древняя Белоруссия: Полоцкий и новогородский периоды.

     Источник: Wikipedia.org

 

~ ~

 


Информация о работе Политическое устройство Полоцкого княжества: органы власти и управления