Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 23:50, реферат
Вся власть и государственное управление в княжестве принадлежали великому князю Полоцкому (господарю). Ему подчинялись крупные феодалы, паны, управлявшие отдельными княжествами и землями. Великий князь мог вести международные дела, вступать в союзы, объявлять войну и мир, руководить военными силами. Ему принадлежало право законодательной инициативы, за его подписью издавались все важные законодательные акты.
Обстоятельства перехода Турова под власть Мономаховичей до конца не известны. Известно о том, что Вячеслав Владимирович княжил в Смоленске с 1113 года, а затем в 1127 году он упомянут в связи с походом на Полоцкое княжество как туровский князь. Известно также, что в 1118 году Ярослав Святополчич потерял Волынь, но, по некоторым версиям, в Турове в 1110—1123 годах княжили его братья Брячислав и Изяслав.
При Вячеславе Владимировиче княжество распалось на два удела, Туровский и Клецкий, где княжил внук Святополка Вячеслав Ярославич. Изяслав Мстиславич дал Туров своему сыну Ярославу, а Юрий Долгорукий — своему сыну Борису, тем самым Туров в 1146—1157 годах снова был киевской волостью. И только в начале великого княжения Изяслава Давыдовича в Турове был князем внук Святополка Юрий Ярославич (внук Мстислава Владимировича Великого по матери). Изяслав потребовал, чтобы он уступил Туров внуку Владимира Мономаха Владимиру Мстиславичу, но в 1162 году княжество окончательно обособилось от Киевского княжества под властью Юрия Ярославича и его потомков.
Туровские князья в союзе со смоленскими участвовали в битве на Калке в 1223 году.
В первой половине XIII века, за княжество боролись Литва и Галицко-Волынское княжество. В 1250 году, княжество на короткое время было захвачено Даниилом Галицким. В XIV веке в связи с ослаблением Галицкого княжества литовский князь Гедимин присоединил Туровское княжество к своим владениям. После этого в княжестве правили его потомки на правах удельных князей в Литовском государстве.
4.Христанство и просвещение
Христианство проникло в Полоцкие земли задолго до общего Крещения Руси. Согласно преданию, занесенному в русские летописи, еще святой апостол Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие на берегах Черного моря и поставивший крест на горах Киевских, проследовал далее вверх по Днепру, затем пришел в Новгород. На обратном пути, возвращаясь в Рим, он посетил земли, составившие впоследствии Полоцкое княжество. Существует мнение, что в IX веке в землю Полоцкую приходила с проповедью о Христе святая равноапостольная княгиня Ольга, и уже тогда здесь появились первые христианские общины. Однако, возобладав над язычеством, христианство распространилось и утвердилось в Полоцке во времена правления князя Изяслава, сына святого равноапостольного Владимира от Рогнеды. Высокую похвалу этому князю как человеку и христианину содержит Никоновская летопись, которая сообщает, что он был «тих, и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин и иноческий, и прилежаше прочитанию божественных писаний. Летописец указывает и на такие добродетели князя Изяслава, как милосердие, долготерпение, холодность к суетным наслаждениям мира. Став одним из первых проповедников Евангелия в своем Отечестве, Изяслав Владимирович всячески содействовал распространению книжного просвещения. Сам же был весьма образован и сведущ в науках. До настоящего времени сохранилась принадлежавшая Изяславу печать с княжеским знаком и надписью на древнеславянском языке, скреплявшая одно из его рукописных посланий, адресованных в Новгород.
Отправляя своих сыновей в назначенные им уделы Русской земли, святой Владимир посылал вместе с ними епископов и повелевал основывать во всех крупных городах кафедры епископов, чтобы «веру православную непорочно держати». Так была учреждена древнейшая в Белой Руси Полоцкая епископская кафедра. Очевидно, тогда же, во время правления князя Изяслава, был построен и деревянный кафедральный собор Святой Софии в Полоцке.
Множество людей, приняв Святое Крещение, отвращалось от идолопоклонства. Стали совершаться службы Живому Богу. Земля Полоцкая украшалась церквами Божиими и обителями иноческими. Уже в конце X века, а возможно, и ранее неподалеку от Полоцка был возведен храм в честь святого Пророка Иоанна Предтечи, о котором упоминается в одной из исландских саг («Саге о крещении»), описывающей события первых времен становления христианства в Полоцке. Герой этой саги, святой Торвальд, крестив исландские земли, посетил Иерусалим и Царьград. Возвращаясь на родину через Киев, он умер неподалеку от Полоцка и был похоронен на горе у храма святого Иоанна Предтечи.
Первая засвидетельствованная в дошедших до нас документах полоцкая церковь – Богородичная «старая». В Лаврентьевской летописи под 1007 годом о ней сказано: «Пренесени святии в Святую Богородицю». Некоторые историки предполагают, что под словом «святии» летописец подразумевал мощи святых княгини Рогнеды (в монашестве – Анастасии), князя Изяслава и Торвальда. Однако, возможно, что речь шла и о святых иконах, привезенных из Царьграда.
Сведений о древнерусском периоде в истории Полоцкой земли, к сожалению, совсем немного. Полоцкая летопись, о существовании которой нашим современникам известно благодаря историку В. Н. Татищеву и его знаменитой книге «История Российская», была утрачена. Один из списков этой летописи, принадлежавший в 30-е годы XVIII века архитектору П. М. Еропкину, также бесследно исчез.
В общерусских летописных сводах упоминается о кончине полоцкого князя Изяслава, последовавшей в 1001 году. Этот князь прожил совсем недолгую жизнь. Он умер в возрасте 25–26 лет. Однако князь Изяслав умер на четырнадцать лет ранее своего отца, и по этой причине его потомки утратили право на великокняжеский престол в Киеве. Они приобрели «отчинное» право на прижизненное владение Изяслава – Полоцкую землю. Впоследствии Изяславичи пытались добиться перемены своего положения, неоднократно они воевали с Ярославичами: меч взимали Рогволожи внуци противу Ярославлим внуком. Но всякий раз рвение Изяславичей разбивалось об упорное сопротивление южнорусских князей, пытавшихся, в свою очередь, подчинить себе Полоцкую землю.
Впрочем, сын князя Изяслава Брячислав (1001–1044) в своей жизни воевал мало. Он продолжал дело, начатое его отцом: заботился о распространении христианского благочестия и книжного просвещения в своем княжестве, строил храмы, сокрушал идолов, уничтожал языческие капища. Однажды, правда, князь Брячислав напал на Новгород, захватил в плен множество жителей, награбил немало сокровищ и двинулся назад к Полоцку. Но на реке Судомири его родной дядя, князь Ярослав Мудрый, настиг его, разбил на голову и отнял всех пленников и добычу. Тем не менее, желая упрочить свое положение на киевском престоле, Ярослав Мудрый не стал преследовать своего племянника, но заключил с ним. Настолько важен был для князя Ярослава союз с полоцким князем, что он даже отдал ему столь важные в торговом и стратегическом отношениях центры, как Витебск и Усвяты. Приобретение было должным образом оценено полоцким князем, и союз с Киевом им не был нарушен до самой смерти и соблюдался даже сыном его Всеславом до 1060 года.
Туровская епархия– одна из самых древних на Белой Руси (вторая после Полоцкой) и включала в себя обширную территорию. Если время основания Полоцкой епархии - 992 г. - не вызывает особых разногласий у историков, то обстоятельства возникновения Туровской епархии не совсем ясны. Так, историк П.Ф. Лысенко относит возникновение епархии к 992 г., а не к 1005 г., как это принято.
Исследователь строит свое предположение, основываясь на особенностях геополитического положения Туровского княжества, дающего возможность удобного выхода в Западную Европу. Поэтому киевский князь после принятия христианства в 988 г. присылает на туровский престол своего старшего сына Святополка. Вполне вероятно, что Святополк еще не мог самостоятельно управлять княжеством (ему было не более 10-12 лет) и при нем находился епископ - Владыка, имя которого не сохранилось, но при котором и была создана Туровская епархия. Можно предположить также, что христианство не сразу утвердилось на Туровской земле. Сохранилась легенда о том, что по Припяти к Турову приплыли каменные кресты из Киева, и река была красна от крови. Кресты и сегодня есть в Турове, являясь одной из его достопримечательностей.
Однако с полной уверенностью можно говорить, что учреждение епископской кафедры в Турове не было актом случайным. Город со времени своего возникновения был не просто важным политическим, но и сакральным центром. Это отличало его от большинства других городов древней Беларуси, которые возникли благодаря развитию торговли, ремесел, как Полоцк и Витебск, либо выполнению функций военных фортпостов, как Заславль или Новогородок. Её история неразрывно связана со становлением белорусской государственности, формированием духовности и культуры белорусов. С конца Х в. Туров стал политическим и религиозно-культурным центром княжества. Во время княжения в Турове Святополка (988–1015), с участием его жены гречанки Варвары, в Турове христианская вера значительно расширилась, строились деревянные церкви, был основан, согласно с преданием, женский монастырь, который находился на месте, где впоследствии возникло поселение Черницы. Есть косвенные упоминания о мужском монастыре в Сторожовцах.
Территория Туровской епархии охватывала территории, принадлежащие ныне к Минской, Гомельской, Гродненской и Брестской областям. В 1241 г. кафедра была перенесена в Пинск, титул правящих архиереев был «Туровский и Пинский». Двое из Туровских святителей — епископ Кирилл ІІ и его преемник епископ Лаврентий - получили церковное прославление и были причислены церковью к числу угодников Божих. Особенно глубоко почитается местными жителями епископ Туровский Кирилл, день памяти которого (28 апреля/11 мая) традиционно является духовным и государственным праздником всего Полесья. С монастырями древней туровской епархии были связаны и первое на Руси "Туровское Евангелие" и "Поучения" св. Кирилла Туровского.
Во 2 половине ХІІ в. Туровское княжество, распавшись на более мелкие уделы, постепенно потеряло своё могущество. В ХІІ в. на городище был возведён большой каменный храм, где, видимо, и покоились первые Туровские епископы. Позднее каменная церковь была построена и в окольном городе. О распространении христианства свидетельствуют найденные на туровском городище уникальные свинцовые рельефные иконки Пресвятой Богородицы и Святых, бронзовая иконка ХІІІ века, а также многочисленные каменные кресты, найденные в Турове и в окружающих деревнях. Они символизировали преданность новой вере и глубоко почитались местным населением.
Прогрессивную просветительскую роль играли монастыри. В их стенах переписывались книги, расходившиеся затем по княжеским и церковным библиотекам, велись летописи, воспитывались проповедники, писатели, существовали школы. Исследователи соглашаются в мнении, что Туров в X-XII вв. ни по величию, ни по государственному влиянию, ни по просвещению не уступал Полоцку, Новгороду и Киеву.
Список литературы
10. Орепук Л. Л. Самоуправление в средневековой Белоруссии .
11. В. Игнатовский Краткий очерк истории Белоруссии.
12. История Беларуси. Под ред. А. Кохановского.
13. М. Ермолович Древняя Белоруссия: Полоцкий и новогородский периоды.
Источник: Wikipedia.org
~ ~
Информация о работе Политическое устройство Полоцкого княжества: органы власти и управления