Политика государства в области образования и науки в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:07, реферат

Описание работы

Будучи одной из наиболее важных жизненных ценностей, приоритетным фактором социального и экономического развития, а также условием сохранения стабильности и устойчивого развития всего общества, образование сегодня становится ключевым элементом глобальной конкуренции. Причём и дальше значение образования в современном мире с учётом существующих глобальных тенденций будет возрастать, поскольку именно образование становится ведущим средством успешного продвижения государств на высококонкурентных глобальных рынках труда и новейших технологий и превращается в один из центральных элементов их геополитики и экономической стратегии.

Содержание работы

Введение 2
Принципы государственной политики в области образования. 3
Принципы государственной политики в области науки 5
Сложности и противоречия Российской политики в сфере образования и науки 7
Перспективы развития системы образования в Российской Федерации. 10
Заключение 14
Список используемой литературы. 15

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.Э. БАУМАНА

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по  дисциплине: Политология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политика государства  в области образования и науки  в современной России


            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент:   Дрёмина  М.К.

          Группа: БМТ2-31 

 

  Преподаватель: Ламинина О.Г.  

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

Содержание

Введение 2

Принципы государственной  политики в области образования. 3

Принципы государственной  политики в области науки 5

Сложности и противоречия Российской политики в сфере образования  и науки 7

Перспективы развития системы образования в Российской Федерации. 10

Заключение 14

Список используемой литературы. 15

 

 

 

Введение


Тема текущего состояния  и модернизации отечественного образования  и науки на сегодняшний день является одной из самых востребованных и, действительно, активно, широко и заинтересованно обсуждаемых: она регулярно поднимается в центральных и региональных СМИ, практически не сходит со страниц специализированных научных изданий, широко дискутируется на многочисленных конференциях, семинарах, "круглых столах", в блогах в сети Интернет .

 

Существует масса определений  образования. Вот наиболее применимое к данной работе:

Образование – автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование – это система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования.

 

Перманентный интерес  к данной проблеме со стороны научного и образовательного сообществ, а  также простых российских граждан, на мой взгляд, вполне понятен и обусловлен, прежде всего, той исключительной ролью, которую образование играет в жизни современного социума, теми надеждами, которые с ним связывают в решении общечеловеческих проблем (различные природные катаклизмы и техногенные катастрофы, вызванные непродуманной деятельностью человека, терроризм, наркомания, оружие массового поражения, межрелигиозные столкновения и т.д.).

 

Будучи одной из наиболее важных жизненных ценностей, приоритетным фактором социального и экономического развития, а также условием сохранения стабильности и устойчивого развития всего общества, образование сегодня  становится ключевым элементом глобальной конкуренции. Причём и дальше значение образования в современном мире с учётом существующих глобальных тенденций  будет возрастать, поскольку именно образование становится ведущим  средством успешного продвижения  государств на высококонкурентных глобальных рынках труда и новейших технологий и превращается в один из центральных  элементов их геополитики и экономической  стратегии.

В современных условиях роль образования как стратегического  ресурса развития приобретает особое значение, так как именно благодаря  ему во многом обеспечивается успешное, динамичное и гармоничное развитие общества.

 

 

 

 

Принципы  государственной политики в области  образования.


Государственная образовательная политика – особая область политики государства, местного самоуправления. В узком смысле политика в области образования – система мер, направленных на реализацию приоритетов российского государства в сфере образования (Федерального Закона «Об Образовании», статьи 1, 2). В более широком плане государственная политика включает идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации. Государственная образовательная политика определяет стратегию развития образования.

 

В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими  и национальными особенностями  страны. Требования общества к образованию  выражаются в системе принципов  государственной образовательной  политики. Целью государственной  политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей  структуре и качеству соответствующее  потребностям развития экономики и  гражданского общества.

 

Основные приоритеты образовательной  политики Российской Федерации  сформулированы  в ряде документов стратегического  характера, включая:

 1) Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

2) «Национальную доктрину  образования в Российской Федерации  до 2025 года»

3) «Основные направления  социально-экономической политики  Правительства Российской Федерации  на долгосрочную перспективу»; 4) «Концепцию модернизации российского  образования на период до 2010 года»

5) «Концепцию долгосрочного  социально-экономического развития  Российской Федерации (на период  до 2020 г.)»; 6) Комплекс директивных  и нормативных документов Министерства  образования и науки РФ. 

 

В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется:

1. право каждого жителя  РФ на образование;

2. общедоступность и бесплатность  дошкольного, основного общего  и среднего профессионального  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях;

3. право на конкурсной  основе бесплатно получить высшее  образование в государственном  или муниципальном образовательном  учреждении или предприятии;

4. основное общее образование  является обязательным. Родители  или лица, их заменяющие, обеспечивают  получение детьми основного общего  образования;

5. Российская Федерация  устанавливает федеральные государственные  стандарты, поддерживает основные  формы образования и самообразования

 

В настоящее время в  России образовательная политика строится на следующих принципах сформулированных в Законе «об образовании»:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • светский характер образования в государственном и муниципальном образовательных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений .
  • сюда же можно добавить и принцип толерантности, предполагающий проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения (открытое общество для инвалидов).

 

 

Принципы  государственной политики в области  науки


Основополагающие принципы научно-технической политики описаны  конституцией Российской Федерации, и  в этом числе: 

По статье 11 Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ :

  1. Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.
  2. Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

признание науки социально  значимой отраслью, определяющей уровень  развития производительных сил государства;

гласность и использование  различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений  развития науки и техники и  экспертизе научных и научно-технических  программ и проектов, реализация которых  осуществляется на основе конкурсов;

гарантия приоритетного  развития фундаментальных научных  исследований;

интеграция науки и  образования на основе различных  форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных  учреждений высшего профессионального  образования в научных исследованиях  и экспериментальных разработках  посредством создания учебно-научных  комплексов, лабораторий на базе образовательных  учреждений высшего профессионального  образования, кафедр на базе научных  организаций государственных академий наук, а также научных организаций  федеральных органов исполнительной власти;

поддержка конкуренции и  предпринимательской деятельности в области науки и техники;

концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки  и техники;

стимулирование научной, научно-технической и инновационной  деятельности через систему экономических  и иных льгот;

развитие научной, научно-технической  и инновационной деятельности посредством  создания системы государственных  научных центров и других структур;

 А по  Статье 13. «Порядок формирования государственной научно-технической политики» (изменения:Федеральным законом от 20 июля 2011 г.)

1. Направления государственной  научно-технической политики на  среднесрочный и долгосрочный  периоды определяются Президентом  Российской Федерации на основе  специального доклада Правительства Российской Федерации.

2. Законодательный орган  государственной власти Российской  Федерации ежегодно в соответствии  с посланием Президента Российской  Федерации о положении в Российской  Федерации и предложениями Правительства  Российской Федерации определяет  при утверждении федерального  бюджета годовые объемы средств,  выделяемых для выполнения федеральных  научно-технических программ и  проектов, объем финансирования  научных организаций и размер  средств, направляемых в федеральные  государственные фонды поддержки  научной, научно-технической, инновационной  деятельности.

3. Определение основных  направлений государственной научно-технической  политики, научно-техническое прогнозирование,  выбор приоритетных направлений  развития науки и техники, разработка  рекомендаций и предложений о  реализации научных и научно-технических  программ и проектов, об использовании  достижений науки и техники  осуществляются в условиях гласности,  с использованием различных форм  общественных обсуждений, экспертиз  и конкурсов.

Государственная научно-техническая  политика в отношении отраслей разрабатывается  и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой государственной  научно-технической политики.

4. Утратил силу с 1 января 2005 г.

5. Органы государственной  власти Российской Федерации  содействуют сохранению высокого  уровня научно-технического потенциала  организаций, выпускающих продукцию  оборонного назначения, и других  организаций в условиях конверсии,  оказывают экономическую, организационную  и иную поддержку их научным  коллективам.

Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выполнение работ по федеральной научной  и (или) научно-технической программе, осуществляет по отношению к организациям оборонных отраслей, работающим по указанной программе, функции государственного заказчика и обеспечивает необходимые  меры по их государственной поддержке. 

Сложности и противоречия Российской политики в сфере образования и науки


Интерес к теме модернизации образования поддерживается теми системными мерами, которые российское государство в рамках выработки и реализации государственной политики в области образования в последнее время активно принимает для возрождения и дальнейшего развития данной сферы.

 

Не лишним будет напомнить, что проблема соотношения образования  и власти остаётся актуальной с момента  своей первичной постановки ещё  Платоном и на протяжении столетий принадлежит к числу фундаментальных  источников, обусловливающих изменения  и того и другого. Более того, можно  сказать, что именно соотношение  между образованием и властью  являлось на протяжении последних двух тысячелетий ключом к пониманию  развития культур и цивилизаций .

 

Стоит отметить, что в Российской Федерации  от отношений сфер Образования и Политики чаще страдала первая, чем вторая. В своем стремлении улучшить сферу Образования и Науки государство порой уничтожало все то, чем дорожила старая система  со времен падения СССР.

Таким образом, на данный момент проблемы политики в сфере образования представляют собой:

  • Большой уровень коррупции в сфере финансирования еще на высших ее уровнях, из чего следует низкий уровень условий в которых обучаются современные дети, работают современные ученые.
  • Низкая заработная плата учителей и преподавателей высшего среднего и дошкольного  образований. (По данным Росстата, средняя зарплата в российской системе образования в 2009 году составляла 13,3 тыс. рублей в месяц)
  • Коррупция в вузах, связанная с платой за поступление и сдачу зачётов и экзаменов. («Мертвые души» РГМУ им. Пирогова приемной кампании 2011 года)
  • Отсутствие международного признания российских стандартов среднего образования, из-за чего выпускникам российских школ нельзя поступить в большинство иностранных вузов, а также крайне ограниченное признание за рубежом российских дипломов о высшем профессиональном образовании.
  • Согласно международным исследованиям качества среднего образования, Россия показывает невысокое качество подготовки выпускников своих школ. Так, например, в 2009 году, по данным мониторинга оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment), проводимым Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия заняла 41-43 место из 65 стран, принявших участие в исследовании, со средним баллом 459. Этот результат практически не изменился по сравнению с результатом аналогичного исследования 2000 года (средний балл — 467, 27-29 место из 32 участников), что является серьёзной причиной для беспокойства.
  • «Демографическая яма», связанная с сокращением рождаемости в 1990-е годы, которая привела к заметному сокращению числа школьников и студентов.
  • Противоречивые оценки единого государственного экзамена, являющегося основной и по сути единственной формой государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и одновременно основным способом поступления в высшие учебные заведения. Несмотря на то, что единый экзамен введен как общеобязательный еще в 2009 году, до сих пор продолжается обсуждение целесообразности и правомерности его введения.
  • С 2009 по 2011 года Российская Федерация вышла из состава из Топ-10 мировых научных держав.
  • Общий упадок  научного потенциала ( 01 ноября 2012 г. Министерство образования и науки РФ провело мониторинг государственных высших учебных заведений. Работа 71% педагогических вузов была признана неэффективной )
  • массовая «утечка умов» (за период времени с 1989 года по 2004 год из России, уехало порядка 25 тысяч ученых, а 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам.)

Информация о работе Политика государства в области образования и науки в современной России