Политика государства в области образования и науки в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:07, реферат

Описание работы

Будучи одной из наиболее важных жизненных ценностей, приоритетным фактором социального и экономического развития, а также условием сохранения стабильности и устойчивого развития всего общества, образование сегодня становится ключевым элементом глобальной конкуренции. Причём и дальше значение образования в современном мире с учётом существующих глобальных тенденций будет возрастать, поскольку именно образование становится ведущим средством успешного продвижения государств на высококонкурентных глобальных рынках труда и новейших технологий и превращается в один из центральных элементов их геополитики и экономической стратегии.

Содержание работы

Введение 2
Принципы государственной политики в области образования. 3
Принципы государственной политики в области науки 5
Сложности и противоречия Российской политики в сфере образования и науки 7
Перспективы развития системы образования в Российской Федерации. 10
Заключение 14
Список используемой литературы. 15

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

 

Все выше перечисленные проблемы являются следствием порой плохо  подготовленной  политики,  непродуманной  по части подготовленности самой  сферы науки и образования, а  порой неподготовленностью и  коррумпированностью  государственных  органов. (Сам факт того что министерство образования занимается разработкой законопроекта по официальному употреблению букв «е» и «ё»,  а не реальными законами о повышении заработной платы учителям и преподавателям ставит их в неловкое положение)

Так же, остро стоит проблема унификации начального и среднего образования:  4 декабря 2012 года ведущие учителя лучших московских школ обратились к президенту РФ Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву с открытым обращением в поддержку физико-математических школ и других профильных школ, а также школ для детей с девиантным поведением и ограниченными физическими возможностями.

 

«Школы должны быть разными»,  –  говорится в начале открытого  письма. – «Реформа образования  разрушает систему обучения детей  с особыми потребностями в  образовании и уничтожает школы, специализирующиеся на обучении детей, не вписывающихся в формат массовой школы: одаренных детей, детей с повышенной учебной мотивацией, детей с ограниченными физическими возможностями, в том числе детей, проходящих надомное обучение, а также детей с девиантным поведением».

Помимо проблем образования, стоит отметить некоторую нелогичность политики  в области науки: В период с 2000  по  2008 год из числа 70 Научных Центров, созданных в СССР, 14 наукоградов прошли жесточайшую проверку на способность не только создавать инновации, но и их реализовать, получив статус «Наукоград Российской Федерации».

Это: Обнинск, Калужская область, Бийск, Алтайский край, Дубна, Протвино, Жуковский, Королев, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино и Черноголовка Московская область, Кольцово, Новосибирская область, Мичуринск, Тамбовская область,  Петергоф, Санкт-Петербург, Ковров, Владимирская область.

 

Однако, 12 ноября 2009 года в ежегодном послании Президента России Федеральному собранию впервые было заявлено о создании современного технологического центра по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров. А уже 18 марта 2010 года президент РФ  Д. А. Медведев объявил, что инновационный центр будет создан в Сколкове.  14 декабря 2010 года дан старт строительству инновационного центра «Сколково» , в то же время обе палаты парламента завершали работу над законопроектами, которые обеспечили нормативную базу работы «Сколково».

 

Таким образом, не смотря на наличие успешно аттестованных  наукоградов,  Россия строит новый  инновационный центр – что  по сути, является не самым разумным финансированием сферы науки.

 

К тому же,  «Сколково»  явил собой не только  новый научный  центр но и обнажил старые социальные проблемы:  Особым символом иннограда «Сколково» стала дорога. Та самая русская дорога, метафизический коррелят сакрального дурака. Участок Сколковского шоссе до иннограда длиною 6 км был отремонтирован за 6 млрд руб. (миллиард рублей за километр). И тут же развалился, обнажив качество ремонта. В этой сложной ситуации фонд «Сколково» обратился в правительство РФ с просьбой бесплатно подключить создаваемый инноград к электрическим сетям, чтобы сэкономить таким образом из сколковского бюджета все те же 6 млрд руб. Обоснование: нехорошо, что такой важный президентский объект должен платить за всякую ерунду. Тем более после дорожного облома. Федеральная сетевая компания (ФСК) выступила резко против, правительство зависло в напряженном раздумье.

 

Подводя итог вышесказанному:  проблемы политики Российской сферы  образования и науки являют собой  особый порой бесконечный ряд, решение  которого ставит в тупик как простых  граждан, так и государственные  органы. 

Перспективы развития системы образования в Российской Федерации.


Смотря на современную ситуацию образования и науки в Российской Федерации которая представляет собой преобладание ошибок над правильными начинаниями, стоит признать, что стране требуется хорошо продуманное реформирование.

На данный момент существует такой курс: Государственная политика в сфере образования  предусматривает обеспечение ключевых общесистемных изменений. В системе образования будет действовать  новый организационно–экономический механизм, в рамках которого произойдут серьезные изменения  принципов управления в системе образования. Значительно повысится роль общественности в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровнях (наблюдательные, попечительские и управляющие советы). Учебные заведения  будут обеспечить потребителей  и общественность информацией о собственной деятельности.

В документе «О рекомендациях  по проведению августовских педсовещаний. Приложение к письму Департамента государственной  политики и нормативно-правового  регулирования в сфере образования  МОиН РФ от 8 мая 2008 г. № 03–946»   названы наиболее значимые  изменения, которые произойдут в системе образования в период до 2015 г. При  этом профильное обучение будет строиться как возможность построения школьником  индивидуальных траекторий. В системе общего образования к 2015 г. будет завершен эксперимент по обновлению внутренней структуры школьного образования. К 2015 г. все учебные программы и методы обучения будут обновлены с  использованием компетентностного подхода. К 2015 г. будет завершено методическое обеспечение широкого набора индивидуальных образовательных траекторий.

Важнейшим компонентом новой  модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Такой подход принято называть компетентностным. Этот подход предполагает перенесение  акцентов на овладение фундаментальными  умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком  подходе играют дисциплины социально-гуманитарного  цикла и учебные курсы с  элементами освоения технологий. Именно в них могут использоваться проектные  методы.

В новой модели образования  процесс обучение будет более  многообразным и вариативным. При  этом повысится роль внутренней системы  оценки качества образования, ориентированной  не на регулирование процесса обучения, а на его результаты.

Помимо ЕГЭ получат  развитие и другие институты  оценки результа-тов общего образования.   (О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний. Приложение к письму Департамента государственной политики политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования МОиН РФ от 8 мая 2008 г. № 03–946).

Особую ценность  для  понимания перспектив развития системы образования в России имеет проект государственной программы «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы» .  Эта программа по всем параметрам полностью синхронизирована с концепцией долгосрочного развития Российской Федерации и обеспечивает преемственность с Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, одобренными Правительством РФ в 2004 году, которые обозначили основные векторы модернизации отрасли.

Стратегической целью  концепции долгосрочного социально-экономического развития России (на период до 2020 г.) является перевод страны на качественно новый, инновационный, путь развития страны.

Системе образования в  инновационном сценарии принадлежит  особая роль – двигателя системных  изменений в экономике и обществе. Построение современной системы  образования – необходимое условие  инновационного развития страны.

 

С целью осуществления  данных приоритетов и целей  7 мая 2012 г.  В.В. Путиным был подписан указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Главное содержание указа не имеет заоблачных временных границ и представляет собой свод действий необходимых для достижения желаемых целей, где Президент постановляет :

  • Разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;
  • проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;
  • разработку и реализацию до конца декабря 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;
  • повышение до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;

 

  • разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи;

 

  • утверждение в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;

 

  • осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчёт нормативов осуществляется с учётом особенностей реализации образовательных программ;

 

  • разработку и утверждение до конца октября 2012 г. плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;

 

  • б) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области науки:

 

  • увеличение объёмов финансирования государственных научных фондов, а также исследований и разработок, осуществляемых на конкурсной основе ведущими университетами;

 

  • утверждение в декабре 2012 г. программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;

 

в) обеспечить достижение следующих  показателей в области образования:

  • достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет;

 

  • вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;

 

  • увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов;

 

  • увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета;

 

  • увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов;

г) обеспечить достижение следующих  показателей в области науки:

  • увеличение к 2018 году общего объёма финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей;

 

  • увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4 процента;

 

  • увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44 процента.

 

  • Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

 

  • а) принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трёх до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях;

 

  • б) подготовить до конца ноября 2012 г. предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета;

 

  • в) обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

 

Как мы видим планы вполне «Наполеоновские».

 

Заключение


Российское образование  и наука  -  это, как и другие сферы нашей жизни, весьма сложная  сфера государственной политики, имеющая свою особенность в том, что больше других соприкасается  с непосредственным будущим страны – ее детьми.  Она очень обширна, и по сути, некогда не будет совершенна, ведь Констатируемый сегодня кризис образования, его отставание от темпов развития современного общества, неспособность идти в ногу со временем - это, отнюдь, не проявление современных отечественных реалий, это скорее его врождённая мировая особенность. В истории не было ни одного периода, когда общество было бы довольно своей системой образования.

Информация о работе Политика государства в области образования и науки в современной России