Политика и политические процессы как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:11, реферат

Описание работы

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство).

Содержание работы

1. Понятие политики .
2. Виды и формы политики.
3. Процесс принятия политических решении, политическое участие.
4. Политические процессы в Республике Узбекистан.
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат Политология.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

       Отсюда  видно, что надо быстрей реформировать  экономику, совершенствовать механизмы  расчётов, элементарно навести у  себя необходимый цивилизованный порядок. При интеграционных процессах нужно  учитывать мировой опыт (пример Европейского Союза, АСЕАН, АТЭС), но необходимо иметь ввиду и ту особую ситуацию, которая имеет место на постсоветском пространстве.  

       Как показывает опыт Европейского Союза  подлинная интеграция достигается  десятилетиями - это результат большого пути, пройденного государствами-участниками. Интеграция подобная Европейскому Союзу возможна между странами имеющие стабильные, основательные демократические общественные государственные структуры, сформировавшие прочные рыночные и правовые законодательные нормы, механизмы и инфраструктуру по их реализации. Страны, входящие в Европейский Союз, располагают примерно равным, достаточно высоким экономическим потенциалом.

       Нет государств, которые бы имели явно выраженные преимущества по своему развитию. Рассматривая вопрос об односторонних и многосторонних связей в рамках СНГ и, прежде всего Узбекистана со странами Содружества необходимо учитывать следующие факторы. 1. Страны Содружества встали на путь рыночных преобразований, в ходе которых происходит изменение в отношениях собственности, формируются институты рыночной инфраструктуры, а также новые механизмы государственного регулирования в экономике. Вместе с тем в странах СНГ эти процессы идут с различной степенью интенсивности и находятся на разных этапах своего осуществления.

       Например, одним из основных направлений изменения  форм собственности, является разгосударствление и приватизация. В структуре приватизированных  предприятий наибольший удельный вес  приходится на предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживанию населения.

       Доля  этих предприятий в общем, числе  приватизированных составляет в  Белоруссии, Казахстане и Молдавии - 48 - 50 %, Кыргызстане и России - 57 - 59 %, на Украине - 66, в Грузии - 79, Узбекистане - 85 %.

       Сложность переходного периода, различные условия экономического развития, обеспеченность ресурсами, темпы реформ, платёжный и торговый дисбаланс не могут, не отразится на динамике интеграционных и экономических процессов. 2. Образование подобной международной организации, типа СНГ, не имеет, пожалуй, исторического прецедента, так как в него вошли государства раннее составляющие части (республики) единого государства, государства, которое строило свою политику на основе единого народно-хозяйственного комплекса с учётом не только экономической целесообразности, но и политических интересов.

       Создание  подобных групп позволяет концентрировать  инвестиционную, техническую, структурную, маркетинговую и финансовую политику на наиболее важных направлениях. Основная цель их создания состоит в укреплении национального экономического потенциала стран-участниц и СНГ в целом, освоение новых рынков.

       Формирование  финансо-промышленных групп опирается  на объективный характер интеграционных процессов в экономике. Либерализация  хозяйственной жизни, функционирование фондового рынка открывает новые возможности перелива капитала в привлекательные сферы деятельности. Финансово-промышленные группы могут объединяться не только в мощные хозяйственные структуры, но и наибольшие предприятия, банки и прочие хозяйственные структуры.

       Ключевой  проблемой формирования межгосударственных финансово-промышленных групп в  экономическом пространстве СНГ  сегодня являются принятие общих  законов и правил и обработка  механизма контроля за их выполнением. В современных интеграционных процессах главной движущей силой является научно-технический процесс. Поэтому принятому ещё 3 ноября 1995 года Соглашение о создании общего научно-технического пространства государств - участников СНГ и всему научному и техническому сотрудничеству государств придаётся приоритетный характер.

       В странах СНГ концентрируются  основные технологические связи  многих приоритетных узбекистанских предприятий. По этой причине в отношениях Узбекистана  с Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Украиной определяется курс на постепенную реструктуризацию существующих товарооборотов, а именно: создаются условия для развития прямых связей с поставщиками и потребителями в рамках общего экономического пространства; необходимо эффективно использовать рынки СНГ для продвижения новой продукции в соответствии с технической и структурной политикой страны; сокращать недопустимо высокую зависимость Узбекистана от России энергоносителей, товаров народного потребления, стройматериалов за счёт импортозамещения и частичного распределения этих поставок по иным источ-никам импорта. Вместе с тем, на сегодня главным партнёром Узбекистана во внешней торговле остаётся Россия.

       Начиная с 1992 года меж-государственный обмен  между Узбекистаном и Россией  осуществляется на основе двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве. В перечень взаимных поставок на правительственном уровне включились объёмы наиболее важной для обоих государств продукции.

       Для создания благоприятных условий  такие поставки освобождались от уплаты таможенных пошлин. Отношения между Узбекистаном и Россией складываются не всегда однозначно, это, прежде всего, касается торговли хлопком-волокном, а, следовательно, и проблемой текстильной промышленности.

       В последние годы значительная часть  экспортируемого из Узбекистана в Россию хлопка-волокна оформляется посредством бартерных соглашений и клиринговых операций. Подобные отношения не выгодны для Узбекистана, поскольку затрудняют движение реальных финансовых средств в отрасли-производители и в подразделении агропромышленного комплекса, обслуживающие хлопкоперерабатывающие и хлопкосеющие предприятия.

       Кроме того, импортирующие организации, не заинтересованные в предоставлении хлопка-волокна текстильным предприятиям России, в целях обеспечения быстрого оборота средств экспортируют его в третьи страны (так в 1996 году Россия до 70 % полученного из Центральной Азии хлопка-волокна экспортировала в США, став для его производителей, в том числе и Узбекистана, торговым конкурентом на мировом рынке).

       Тем не менее, Узбекистан не может без  серьёзного экономического и социального  ущерба отказаться от экспорта в Российскую Федерацию хлопка-волокна, удельный вес которого в экспорте в эту  страну доходит до 50 %. При отсутствии оборотных средств позиции текстильной промышленности России стали бесперспективны. Возникла прямая угроза вымирания этой отрасли со всеми тяжёлыми социальными последствиями не только для занятых в ней, но и для производства хлопка-волокна, традиционно обеспечивающих её сырьём. Для решения возникшей проблемы необходимо не только развитие в республике перерабатывающей хлопок-волокно отрасли, но и приобретение узбекской стороной ряда текстильных и швейных предприятий России, то есть надо создавать единую структуру (кластер), которая охватывает, как и узбекистанских производителей, так и потребителей их продукции прямо выходящих с конечным товаром на рынок.

       Приобретение  Узбекистаном текстильных и швейных  предприятий России может реализоваться  через создание совместных предприятий. Узбекистан получит возможность распоряжаться не только финансовыми средствами за поставляемое сырьё, но и долей прибыли за реализацию готовой продукции.

       Рассмотренный аспект интеграционных процессов на примере хлопковых и текстильных  отраслей показывает очевидные преимущества такого взаимодействия. Это будет способствовать стабилизации экономик обеих стран, усилению конкурентного характера экономической среды, развитию научно-технической деятельности, улучшению инвестиционной обстановки.

       В кооперации с финансово-промышленными группами могут в дальнейшем получить своё развитие многие направления малого и среднего бизнеса.

       Отношения Узбекистана с Россией постоянно  совершенствуются. Как известно 5-7 мая 1998 года Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов побывал в Москве с государственным визитом по приглашению Президента Российской Федерации Бориса Ельцина. Во время этого визита было подписано Соглашение о сотрудничестве в области совместного создания серийного производства и поставок самолётов ИЛ - 76 МФ и ИЛ - 76 ГФ, а также обеспечения эксплуатации и модернизации ИЛ - 76 и ИЛ - 78.

       В первой половине октября этого года во время официального визита в Ташкент  Борис Ельцин и Ислам Каримов  предполагают подписать соглашение об углублении экономического сотрудничества на десять лет. 28 мая 1998 года Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов принял прибывшего в нашу страну Исполнительного секретаря СНГ Бориса Березовского.

       Ислам Каримов приветствуя гостя с  прибытием в нашу страну, выразил  удовлетворением его вступлением на эту ответственную должность, на которую он был избран на Московском саммите глав государств СНГ. Пришло время пересмотра ным потенциалом для устойчивого и динамичного экономического развития. Участники Содружества накапливают опыт взаимодействия в современной хозяйственной жизни, и на его пространстве объективно формируется экономическое и политическое объединение суверенных государств.

       Объективный характер интеграции определяется общностью  исторических, географических, экономических  и других факторов.

       По  оценкам Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР), после семи лет "непрерывного падения экономических  показателей постсоветский регион выходит из полосы кризиса, и положительные  тенденции здесь обозначились в 1997 году".

       В частности, замедлились темпы спада ВВП, покупательной способности национальных валют, экспорта товаров и услуг. По мнению аналитиков ЕБРР, наиболее высокие темпы экономического роста, устойчивое увеличение ВВП в 1998 году будут характерны для Узбекистана, Киргизии, Азербайджана и Грузии.

       СНГ - молодое объединение, и многие процессы согласования взаимных интересов только формируются.

       Разработка  и внедрение положений сближения  экономических условий долгосрочного  сотрудничества на многосторонней основе позволяет повысить эффективность, действенность Содружества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы: 
 

  1. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантия прогресса. - Ташкент, 1998 год.
  2. Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. - Санкт Петербург, 1995 год.
  3. Газета "Народное Слово" - Ташкент.
  4. Журнал "Экономист" 3.98 - Москва.
  5. "Рынок, деньги и кредит" 6.97 - Ташкент.
  6. Конституция Рес.Узб. Ташкент Узбекистан 2010.

Информация о работе Политика и политические процессы как общественное явление