Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 20:57, реферат
Попытаемся сначала дать самую общую характеристику взаимодействия политики и религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируются все религии, тесно связывая понятие веры с понятием доверия.
Другим проявлением религиозного фактора в мировой политике стала иранская революция 78–79 гг, уходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США в этом регионе.
4. Проблемная интеграция.
В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.
5. Политическая интеграция.
Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой.
6. Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку.
Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование новых связей часто бывает сопряжено с разрывом старых. Так, например, республики средней Азии, ранее входившие в состав СССР, одними из первых получили международное признание со стороны Турции, Ирана, Пакистана и стран
Персидского залива, причем между некоторыми из них явно обозначились линии соперничества за влияние на южные республики бывшего СССР. Религиозная окраска сыграла свою роль в ускоренном вовлечении их в региональное сообщество исламских государств — Организацию экономического сотрудничества.
7. Учет религиозного фактора во внешней политике.
Религиозный
фактор учитывается во внешней политике
всех крупных держав при разработке
соответствующих доктрин и
8. Религиозный экстремизм.
Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии «исламского порядка». Наиболее экстремистский вариант, продвигаемый организацией «Мусульманские братья», представляет собой концепцию создания всемирного исламского государства и освобождения от неверных территорий, где распространен ислам. Другие течения более умеренны, хотя исламский экстремизм проявляется и в других странах в таких формах как выступления исламских фундаменталистов в Иордании против согласия ее правительства на переговоры с Израилем; борьба между мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами и буддистами в Тайланде; движение за создание Исламского государства в одном из штатов Малайзии.
Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 91-го года заговор исламского террористического движения «Ан-Нахда» с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства.
Множество проявлений религиозного экстремизма было зафиксировано в Албании, Боснии, Косово, Герцеговине и в Сербо-Хорватских отношениях.
9. Косвенное влияние.
Религия,
кроме непосредственного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно.
Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе жить.
На протяжении десятилетий господства идеологии марксизма, взгляд на религию сознательно искажался. Религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осознаванию некоторых вопросов. А тем временем роль религии в общественной жизни пусть медленно, но возрастает, и ее нельзя недооценивать.
Сейчас наше общество в своем развитии взяло курс на Запад, а история формирования гражданского и политического общества хотя бы в США свидетельствует, что религиозные верования американцев влияют на их взаимоотношения на работе, семье, с друзьями и на принятие политических решений в гораздо большей степени, чем расовая принадлежность, уровень образования, уровень доходов, пол, возраст и т.д.
Самым
существенным моментом в отношениях
религии и политики должен стать
вопрос о наиболее эффективном, с
точки зрения общества, их сосуществовании;
о наиболее разумном методе государственного
управления населением, исповедующем
различные религии. По результатам этой
работы, самой разумной представляется
политика доброго сожительства и равноправного
развития различных конфессий и государства.
Причем религиозный экстремизм ничем
не лучше воинствующего атеизма, ибо они
оба основаны на жесткой бескомпромиссности.