Политика и религия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 20:57, реферат

Описание работы

Попытаемся сначала дать самую общую характеристику взаимодействия политики и религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируются все религии, тесно связывая понятие веры с понятием доверия.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

      Другим  проявлением религиозного фактора  в мировой политике стала иранская революция 78–79 гг, уходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США в этом регионе.

      4. Проблемная интеграция.

      В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.

      5. Политическая интеграция.

      Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение  различных политических образований  и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой.

      6. Разделение сфер влияния по  конфессиональному признаку.

      Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование  новых связей часто бывает сопряжено  с разрывом старых. Так, например, республики средней Азии, ранее входившие  в состав СССР, одними из первых получили международное признание со стороны Турции, Ирана, Пакистана и стран

      Персидского залива, причем между некоторыми из них явно обозначились линии соперничества  за влияние на южные республики бывшего  СССР. Религиозная окраска сыграла  свою роль в ускоренном вовлечении их в региональное сообщество исламских государств — Организацию экономического сотрудничества.

      7. Учет религиозного фактора во  внешней политике.

      Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. В советской внешней политике роль религии в международной политике долгое время недооценивалась. Лишь со временем советское руководство начало понимать значение религиозных моментов в мировой политике. Такое признание проявилось в факте подписания Хельсинского Законодательного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоговых документах СБСЕ, где содержались договоренности о религиозных правах и свободах, а так же в установлении официальных отношений между СССР и Ватиканом.

      8. Религиозный экстремизм.

      Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими  образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских  конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии «исламского порядка». Наиболее экстремистский вариант, продвигаемый организацией «Мусульманские братья», представляет собой концепцию создания всемирного исламского государства и освобождения от неверных территорий, где распространен ислам. Другие течения более умеренны, хотя исламский экстремизм проявляется и в других странах в таких формах как выступления исламских фундаменталистов в Иордании против согласия ее правительства на переговоры с Израилем; борьба между мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами и буддистами в Тайланде; движение за создание Исламского государства в одном из штатов Малайзии.

      Другим  примером может послужить раскрытый  в Тунисе в октябре 91-го года заговор исламского террористического движения «Ан-Нахда» с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства.

      Множество проявлений религиозного экстремизма  было зафиксировано в Албании, Боснии, Косово, Герцеговине и в Сербо-Хорватских отношениях.

      9. Косвенное влияние.

      Религия, кроме непосредственного влияния  на политику, оказывает на нее косвенное  влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых  формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры. 

 

      

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Современная политика представляет собой сложное  общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно.

      Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе жить.

      На протяжении десятилетий господства идеологии марксизма, взгляд на религию сознательно искажался. Религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осознаванию некоторых вопросов. А тем временем роль религии в общественной жизни пусть медленно, но возрастает, и ее нельзя недооценивать.

      Сейчас  наше общество в своем развитии взяло  курс на Запад, а история формирования гражданского и политического общества хотя бы в США свидетельствует, что религиозные верования американцев влияют на их взаимоотношения на работе, семье, с друзьями и на принятие политических решений в гораздо большей степени, чем расовая принадлежность, уровень образования, уровень доходов, пол, возраст и т.д.

      Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать  вопрос о наиболее эффективном, с  точки зрения общества, их сосуществовании; о наиболее разумном методе государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной представляется политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства. Причем религиозный экстремизм ничем не лучше воинствующего атеизма, ибо они оба основаны на жесткой бескомпромиссности. 
 


Информация о работе Политика и религия в России