Политика как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 19:26, реферат

Описание работы

1. Сущность политики.
2. Субъекты и объекты политики.
3. Функции политики и ее виды. Структура политики
4. Политика и другие сферы общественной жизни
5. Политика и экономика

Файлы: 1 файл

Реферат Политика.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Политика как общественное явление 
Содержание

  • 1. Сущность политики.
  • 2. Субъекты и объекты политики.
  • 3. Функции политики и ее виды. Структура политики
  • 4. Политика и другие сферы общественной жизни
  • 5. Политика и экономика
  •  

1. Сущность политики.

Политика возникает на определенной стадии развития человеческого общества, как уже отмечалось, в связи с качественными изменениями социально-экономических условий: общественным разделением труда, появлением частной собственности, расколом общества на классы. Система норм, правил, традиций, которая регулировала взаимоотношения людей в первобытном обществе, оказалась непригодной в новых условиях в связи с нарастанием разницы интересов людей, социальной борьбы. Возникла потребность в новых формах, нормах и принципах организации жизни. Общественные отношения в условиях социального расслоения постепенно становятся политическими, то есть их содержание сводится к удовлетворению в первую очередь групповых интересов за счет подчинения им интересов остальной части населения.

Основным средством политики становится государство, которое выполняет двойную функцию: является орудием классового господства и организует удовлетворение интересов различных социальных групп.

Политика довольно сложное общественное явление, в употреблении это понятие имеет много оттенков и значений:

  1. политика - деятельность органов власти, общественных организаций, лидеров, направленная на урегулирование отношений между большими социальными группами по поводу власти в соответствии с их интересами;
  2. политика - конкретные действия и методы людей, наделенных властью (политика Петра I, Наполеона, Рузвельта, Ельцина и т.д.);
  3. политика - совокупность текущих вопросов, событий, фактов государственной и общественной жизни (политика приватизации собственности и т.д.);
  4. политика - различные формы участия граждан в делах общества и государства и т.д.

Несмотря на различные оттенки и объяснения остановимся на определении: политика - это специфическая форма социальной деятельности, которая связана с отношениями между крупными общностями людей (классами, социальными группами и слоями, нациями, этносами и так далее) по поводу завоевания, удержания, использования государственной власти или целенаправленного влияния на нее. Всякая социальная деятельность, если она связана с вопросом о власти, становится политической. Ее содержание определяется борьбой социальных групп, классов, личностей за удовлетворение своих интересов.

Политика - это сфера общественной жизни, в рамках которой осуществляется власть, управление государством и обществом. Уже само происхождение этого слова (от греч. politike - государственные и общественные дела) указывает на решающую роль государства во всех властных действиях вследствие обладания соответствующим набором средств.

Политическая сфера жизни общества организована в рамках политической системы, которая включает в себя социальные институты и организации, имеющие непосредственное отношение к устройству и функционированию государства, к управлению обществом. Кроме политической системы, то есть организационно оформленных элементов власти, в политическую сферу входят также и неформальные объединения и движения, оппозиционные, экстремистские, радикальные, запрещенные партии и группы. Это свидетельствует о том, что политическая сфера исключительно разнообразна, динамична и противоречива.

На практике политика представляет собой деятельность по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния.

Основными элементами политики являются:

а) субъекты политики - государство, политические партии, общественные организации и так далее; 
 
б) объект политики - общественные классы, группы, слои, нации, этносы, государства; 
 
в) функции политики - круг деятельности, ее основание направления и содержание; 
 
г) средства политики - конкретные механизмы, рычаги, с помощью которых осуществляется политическое действие и в первую очередь властное действие государства.

Различные проявления политики требуется систематизировать, классифицировать. Сделать это можно на основе разных признаков, взяв за основу следующие:

  1. субъекты политики - в зависимости от конкретного носителя различают государственную политику, партийную политику, персональную политику какого-либо лидера и тому подобное;
  2. уровни влияния - в данном случае выделяется крупномасштабная (макрополитика) - в мировом, глобальном масштабе; среднемасштабная (мезополитика) - на уровне государства; маломасштабная (микрополитика) - на уровне малых групп;
  3. области воздействия - в зависимости от ее направленности возникает внутренняя, внешняя, мировая политика;
  4. отрасли общественной жизни - в этом случае появляются отраслевые виды политики - экономическая, социальная, культурная, научно-техническая, национальная, военная, аграрная, финансовая, экологическая и тому подобные;
  5. сроки действия - по этому основанию существует деление на долгосрочную политику (от 15 и более лет), среднесрочную (до 5 лет), краткосрочную (до 1 года).

Возможны и иные классификации политики.

Важным является вопрос о социальной роли политики. Еще в Древней Греции задачу политики видели в обеспечении жизни полиса как единой целостности. Уже тогда понималась объединительная функция политики. Необходимость учета общности интересов и позиций социальных субъектов в политике является одной из основных, так как это связано с проблемой выживания человечества.

Нельзя забывать, что сущность политики противоречива и определяется характером классовых отношений, соотношением социальных сил и так далее. Путь к единству, гармонизации общества нередко преграждается противоречивыми интересами социальных субъектов. В этом случае, целостность общества непостоянна, подвижна, находится под угрозой. Кроме того, политика определяется экономическими, географическими, социально-психологическими факторами, культурно-исторической средой. Задача политики и политиков состоит как раз в достижении единства целостности общества, в поиске и нахождении национального согласия, в регулировании отношений между большими социальными общностями.

Политика также призвана решать задачу по охране, защите социальных ценностей - общественного порядка, личного достоинства граждан, их безопасности, свободы, законности, суверенитета и так далее, используя соответствующие институты и организации. Важный признак политики в том, что она обладает силой, способна осуществлять санкции в той или иной форме по отношению к отдельным гражданам и целым социальным группам, когда это становится необходимым.

Характеризуя политику, следует обратить внимание на ее роль в деле социализации личности, в формировании политического человека. Еще Аристотель в "Политике" отмечал, что человек по природе своей есть существо политическое, то есть общественное, государственное. Политика всегда имеет определенное ценностное содержание. Через политику и его главное орудие государство человек усваивает совокупность социальных норм, культурных ценностей, навыки поведения, способы мышления, цивилизованные формы общения.

В широком смысле назначение политики состоит в том, чтобы быть связующим звеном между личностью, ее потребностями, интересами и обществом, обладающим теми или иными возможностями их удовлетворения, найти их гармоничное сочетание. Чтобы добиться такого состояния вещей, политика должна быть гибкой, рациональной, динамичной. Эти качества помогут ей интегрировать людей в сообществе с упорядоченными социальными отношениями, четкой организацией, налаженным взаимодействием.

Четыре уровня условий, воздействующих на протекание политического процесса:

  • мировые условия,
  • экономические и социокультурные условия данного общества,
  • характер и направленность задач, решаемых в данный момент,
  • степень развитости самой политической сферы.
  •  

2. Субъекты и объекты политики.

Рассматривая политику, следует остановиться на понимании ее субъектов и объектов. Субъект политики (от лат. subjectum - подлежащее) - то лицо или коллегиальный орган, кто участвует в политической деятельности. Выделяют несколько видов субъектов политики:

а) непосредственные участники политической жизни: государство, партии, общественные организации и движения, лидеры; 
 
б) крупные социальные группы и общности: классы, сословия, межклассовые и внутриклассовые группы; 
 
в) группы, концентрирующие в своих руках основы власти, ее рычаги: политическая элита и бюрократия - посредник между элитой и остальным обществом.

Объект политики (от лат. objectum - предмет) - то, на что направлена деятельность субъекта: политическая власть, политический режим, устройство и функционирование государства, политический процесс, принятие политических решений и так далее. Субъект и объект политики существуют независимо, но должны рассматриваться в единстве. Они - явления относительные и могут меняться ролями при изменении направления воздействия: субъект превращается в объект, объект становится субъектом. Так, например, государство может быть и субъектом, и объектом политики. Аналогично - и социальные группы, и народ в целом.

По характеру и месту, занимаемому в общественной структуре выделяются три группы субъектов политики:

а) субъекты социального уровня: класс, этнос, масса, группа, индивиды;

б) институциональные субъекты: государство, политические партии, общественные организации, парламент, президент, местная администрация и т.д.;

в) функциональные субъекты: армия, религиозные организации, средства массовой информации, оппозиционные организации, малые группы, общественные движения, международные корпорации и так далее.

Часто политику называют искусством возможного. Но у великих политиков - она и искусство невозможного (Ришелье, Бисмарк, Петр I и другие). Все зависит от степени мастерства, от политического искусства, которое включает в себя разнообразие средств, приемов, методов политической деятельности, способностей того или иного субъекта к гибкому маневрированию, к быстрой смене тактики - от уступок к давлению, от простодушия - к расчету, проявлению хитрости, от непримиримости, твердости в защите своей позиции - к разумного компромиссу и тому подобное. Быть искусным в политике - это значит так уметь работать, чтобы наилучшим образом совмещать субъекта и объекта политики, найти наиболее эффективные средства активизации, стимулирования участия субъекта в политической жизни. Политическое искусство - это, безусловно, талантливость субъекта политики, его природное качество. Но вместе с тем оно может быть и приобретенным в результате освоения имеющегося опыта, овладения навыками политической борьбы, вдумчивого анализа обстановки, стиля политической деятельности.

Отношение к политике разное у разных людей. Одни считают ее достижением культуры, другие ее "не замечают", третьи называют "грязным делом". Но если отойти от крайних точек зрения, то все же следует признать, что мир, в котором мы живем, был, есть и будет в обозримом будущем миром политическим, поэтому политика не может всех нас не интересовать.

 

3. Функции политики и ее виды. Структура политики    

Итак, назначение (функции) политики заключается в следующем:

    • политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп;
    • политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда;
    • политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития. Инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития;
    • политика необходима для того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.
  • Функция рационализации общественной жизни диктуется целым
  • рядом обстоятельств:
    • опасностью для общества случайных и непредсказуемых явлений, которые могут быть детерминированы природным фактором, действиями других стран, эгоистическими интересами индивидов и групп, непродуманными решениями политиков;
    • необходимостью более рационального производства и сбережения материальных и духовных ценностей;
    • потребностью в предвидении будущего и рациональных путей его достижения.

Однако рациональную составляющую в политике нельзя абсолютизировать. В политике существенный момент составляют иррациональные факторы, эмоции, что проявляется, например, в предубеждениях одних этнических групп по отношению к другим, в электоральных предпочтениях, когда голосование определяется не рациональным выбором в пользу программы кандидата, а симпатиями и антипатиями в отношении политика. 
     Политика имеет сложную, многомерную структуру. Политика может быть рассмотрена на уровне ее субъектов. Субъектами политики выступают различные социальные группы (классы, этнические и конфессиональные общности и др.), государства, партии, международные организации и др. Отметим, что под субъектами политики понимаются участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно. Последнее означает, что они осознают свое положение в обществе и посредством власти (в первую очередь государственной) пытаются реализовать свои интересы и цели. В политологии для обозначения субъекта политики используют понятие актор. Имея оттенок театральности, оно достаточно точно характеризует участника политической жизни как носителя определенной роли (функций). Эти роли в политическом процессе не являются равнозначными, например роль рядового избирателя и роль представителя правящей элиты. Активность политического актора может быть представлена на индивидуальном, групповом и институциональном уровнях.

Информация о работе Политика как общественное явление