- Одна из наиболее известных типологий
акцентирует внимание на трех уровнях
субъектов политики:
- социальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа (в условиях кризиса и отсутствия организованной политической силы может установиться охлократия, т.е. власть толпы), корпоративные группы (определенные финансовые и промышленные бизнес-элиты) и др.;
- институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Политика представлена
и такими суперинститутами, как государство-нация,
ООН, НАТО;
- функциональный: армия (выступая частью государства, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия. Бюрократию можно относить и к социальному уровню. Бюрократия - это социальная группа, призванная сделать процесс управления эффективным (функциональный аспект). Но она
часто использует знание механизмов управления
и предоставленные ей полномочия в собственных
интересах и способна концентрировать
власть в своих руках. Бюрократия выступает
субъектом политики в силу того, что на
нее возлагается функция проведения каких-либо
государственных (управленческих) решений
в жизнь, поэтому она способна заблокировать
выполнение любого из них, если оно противоречит
ее интересам.
Объектами политики выступают общественные явления,
на которые направлена деятельность субъектов
политики, в частности власть.
Субъекты, осуществляя политическую деятельность,
вступают в политические отношения
- взаимодействия по поводу использования
власти. Эти взаимодействия будут определяться политическими интересами
участников, которые представляют собой
непосредственную побудительную причину
политической активности. Они формируются
из осознания экономических, социальных
(религиозных, этнических) интересов, осознания
своего положения на основе сравнения
с положением других групп и предполагают
ориентацию на участие в политико-управленческой
деятельности как условие закрепления
или изменения этого положения.
Характер политической деятельности и
отношений определяется также ценностными
ориентациями, идеалами и очень часто
эмоциями, т.е. политическим сознанием.
На уровне рационального осмысления политическое
сознание выступает как идеология, а на уровне эмоций, переживаний и чувств
- как политическая психология.
Наконец, с середины 50-х гг. ХХ в. обществоведы
стали выделять особый феномен, хотя и
имеющий много общего с политическим сознанием,
но все же полностью не сводимый к нему
- политическую культуру.
В структуре политики можно выделить нормативный аспект, представленный
конституциями, законами, программными
документами партий и политических движений.
Представленные элементы политической
жизни можно объединить в более общие
виды явлений: политическую систему, политические
режимы (ряд политологов рассматривают
политический режим как функциональную
подсистему политической системы) и политические
процессы.
- Политическая система включает в себя относительно устойчивый класс явлений (институты, отношения, политическую культуру и др.) и характеризует устройство политической власти
в обществе.
- Политический режим раскрывает функциональные и динамические аспекты политической системы.
- Политические
процессы включают в себя относительно более изменчивые явления. Политический процесс - это взаимодействия
субъектов политики, результатом которых
являются изменения, перемены в политической
жизни общества.
Политика - явление многоаспектное, что
позволяет выделять ее различные виды.
1. Так, в зависимости от сферы общества, в которой
политика представлена своей регулирующей
функцией, выделяют экономическую, социальную,
национальную, научно-техническую, экологическую,
культурную и военную политику.
2. По масштабу она может быть
внутренней и внешней. В зависимости от
приоритетности говорят о политике нейтральной,
"открытых дверей", национального
примирения, компромиссов.
3. По содержанию и характеру различают прогрессивную,
реакционную, научно-обоснованную и волюнтаристскую
политику.
4. По субъектам политики, т.е.
в зависимости от того, кто ее осуществляет,
она может выступать политикой государства,
мирового сообщества, политикой партии,
политикой общественных организаций,
политикой банка или фирмы и др.
4. Политика и другие сферы общественной
жизни
В реальной жизни политика
существует во взаимосвязи с другими сферами
общества. Но у нее есть границы. Не все
явления включают в себя политический
компонент. Даже далеко не все органы государственной
власти занимаются политикой (работа налоговых
и таможенных служб, судопроизводство).
Существует большая сфера межличностных
отношений, которая является объектом
только нравственного регулирования.
В наибольшей степени политический аспект
представлен в деятельности законодательных
органов. Демократический парламент -
это сфера представительства различных
групп, где в мирных формах выясняется
соотношение их интересов и сил, что выражается
в принятии решений по принципиальным
вопросам внутренней и внешнеполитической
жизни. Характер политических проблем,
рассматриваемый законодательными органами,
разнообразен: от гарантий прав и свобод
личности до вопросов о формах собственности,
уровне налогообложения и социальных
расходах государства.
Для того чтобы показать пределы распространения
политики, в науке используется понятие политическая
сфера. Политическая
сфера - это "область политики, политической
жизни общества, пределы распространения
непосредственного влияния политиков
и политических организаций, воздействия
политических идей.
- В социологической теории утвердился
подход, согласно которому общество можно
представить в виде комплекса взаимосвязанных,
но все же самостоятельных сфер (подсистем):
- хозяйственно-экономическая
сфера обеспечивает всю материальную инфраструктуру и включает в себя отношения по поводу производства и распределения материальных благ;
- социальная сфера развивается на основе межличностных и групповых отношений с учетом социального статуса каждого индивида, в том числе с учетом общности и отличия граждан по роду занятий, размеру дохода, престижа, а также по этнической, демографической, социально-территориальной
и другой принадлежности. К социальным
относят круг проблем, связанный с организацией
труда и быта, здоровья, досуга, благосостояния
и защиты;
- политическая сфера складывается по поводу власти и участия в государственном управлении;
- духовная сфера включает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений по поводу потребления духовных благ.
Взаимосвязь политики с другими общественными
сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована
экономическими, духовными факторами,
социальной структурой общества, в частности
статусными характеристиками социальных
групп, уровнем социального расслоения
общества, этнической и конфессиональной
структурой. С другой - сама политика способна
воздействовать на эти сферы, проникать
в них.
- Это связано со следующими сущностными
проявлениями политики:
- политика призвана обеспечить условия,
при которых создание и присвоение общественных
ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало
бы интересам тех или иных социальных
групп. Эта особенность политики отражена
в широко представленных определениях
власти как инструмента распределения
ценностей в обществе;
- политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей
функции. На рационализацию отношений
между людьми в этих сферах, а также более
рациональное использование общественных
ценностей направлены такие виды государственной
политики, как экономическая, военная,
научно-техническая, социальная, культурная,
экологическая и др.
Политической может стать любая проблема,
порожденная какой-либо общественной
сферой. Это значит, что для ее решения
недостаточно нравственных или правовых
норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения.
В противном случае общество сталкивается
с искусственной политизацией. Политизация
обозначает усиление влияния политики
на другие сферы жизни; придание сколько-нибудь
значительным вопросам общественной жизни
политического звучания; повышение роли
государства в обществе. Крайними проявлениями
политизации являются практика контроля
тоталитарного государства за всеми сторонами
жизни, включая личную жизнь человека,
подмена механизма экономического саморегулирования
политическим, в основе которого лежат
идеологические стереотипы, например:
рынок - "плохо", планирование - "хорошо".
Позитивной стороной политизации является
активное приобщение населения к участию
в политике, которое непосредственно предшествует
падению тоталитарных и авторитарных
режимов.
Мораль и право. Политика
взаимодействует с такими социальными
регуляторами как мораль и право. Общее
в этих формах социальной регуляции предопределено
едиными причинами их происхождения и
основным назначением - регулированием
внутриобщественных отношений, поддержанием
необходимого уровня общественной организованности
и стабильности. Но существуют и отличия
как между политикой и моралью, так и между
политикой и правом. Так, право и политика
возникают значительно позже морали как
потребность в регулировании отношений
в социально-неоднородном обществе именно
в силу недостаточности регулятивной
роли морали. Иерархичность и сложность
организации современного общества требуют
сохранения политических и правовых регуляторов.
Но хотя мораль не может заменить собой
другие формы социальной регуляции, политика
и право не могут обойтись без морали,
которая устанавливает критерии гуманности
для политических и правовых норм. "Встроенность"
морали в политику зависит от характера
политического режима, от норм политической
этики непосредственных субъектов политики.
Потребность во взаимодополнении предопределяется
и другими отличиями морали и политики.
Если мораль опирается на силу общественного
мнения и убеждения, совесть, то политика
может использовать как убеждение, так
и на принуждение, в том числе силу государства.
Мораль же не приемлет насилия. Различаются
и критерии оценки общественных процессов
и поведения. Мораль исходит из категорий
добра и зла, сущего и должного, политика
такими основаниями считает пользу, выгоду
или вред. Наконец, если в моральных нормах
выражены универсальные общественные
ценности, то в политических как общие,
так и групповые ценности, которые могут
носить ситуативный характер. Ситуативность
может предопределяться текущими прагматичными
интересами групп, находящихся у власти.
Политика и право. В обыденном
сознании политику и право иногда отождествляют.
Хотя они и взаимообусловлены, но все же
представляют собой различные формы регуляции.
- Они отличаются:
- по своему содержанию: содержание права ограничено правовыми нормами, политика может выходить за рамки действующих законов;
- по критериям оценки поведения: законно или незаконно - в праве, польза или вред - в политике;
- механизмом обеспечения: право поддерживается силой юридических санкций государства,
политика может опираться на силу как
закона, так и убеждения, внушения, стимулирования,
на способность институтов власти и лидеров
обеспечивать себе непосредственную поддержку
населения;
- по критерию открытости: право публично, политика же, наряду с публичными, открытыми формами регулирования общественных отношений, может быть и "теневой", не афиширующей себя;
- динамикой изменений: право по сравнению с политикой более консервативно, т.к. требует определенных законодательных процедур для закрепления новых норм;
- по форме выражения: формами выражения права являются нормативно-правовые акты, прецеденты, правовые обычаи, договоры. Чаще всего право фиксируется в письменной форме. Формы выражения политики более разнообразны и могут не фиксироваться письменно:
политико-юридические документы, программы
и уставы партий и движений, идеологические
концепции, заявления политических лидеров,
политические действия.
Автономность политики и права является
относительной. Право имеет политическое содержание. Оно используется
как для оформления общезначимых политических
отношений, институтов и ценностей, так
и для закрепления господства определенных
социальных групп и классов. В то же время
право выступает важнейшим источником легитимации политической власти, ограничивает политическую
активность определенными рамками.
5. Политика и экономика
Решающую роль в развитии
общества играет взаимодействие экономики
и политики. Экономика выступает важнейшим
фактором, определяющим политическую
жизнь. Эта зависимость получила всестороннее
обоснование в марксизме. К. Маркс исходил
из того, что государство, политические
отношения ("надстройка") определяются
характером экономических отношений и
уровнем развития производительных сил
("базис"). Эта идея была развита В.И.
Лениным. Известно ленинское определение
политики как "концентрированного выражения
экономики". Позиция однолинейного
экономического детерминизма, представленная
в марксизме, не позволила отметить относительную
автономность политики и объяснить ряд
исторических примеров, которые не укладываются
в эту схему (например, как на основе рабовладельческого
способа производства возникла демократическая
форма правления в древних Афинах). Мировой
опыт показывает, что общества, находящиеся
на одной ступени развития производительных
сил, обмена и потребления, могут иметь
разные типы политической системы, отличаться
социальной структурой. Например, современная
рыночная экономика может сочетаться
как с демократической, так и с авторитарной
властью. Наконец, политика может быть
детерминирована и другими факторами:
культурными, географическими и природными,
технологическими, особенностями социальной
структуры общества и исторического развития.
- Вместе с тем влияние экономических отношений
на политику существует, хотя оно и не
всегда бывает заметным в повседневной
жизни:
- Политические интересы людей прежде
всего детерминированы их экономическими
интересами. Например, одни будут заинтересованы в снижении налогов, другие -
нет. Одни хотят сократить социальные
расходы в государственном бюджете, другие
- нет. Соответственно разные социальные
группы будут выступать с различными требованиями,
программами. Наконец, экономическое интересы
"заставляют" бизнес-элиту финансировать
избирательные кампании, непосредственно
воздействовать на политиков для принятия
выгодных для бизнеса решений.
- Экономическая нестабильность и кризисы
порождают кризисы доверия к существующей
власти, являются причинами ее смены, роста неконвенциональных форм активности и даже революций.
- Внешняя политика государства строится
с учетом интересов национальной экономики.
Об этом свидетельствует практика давления
западных правительств на правительства стран - экспортеров нефти
с целью понижения цен на сырье либо практика
обеспечения в других регионах мира интересов
собственных транснациональных корпораций.
- Обратное влияние политики на экономику
проявляется в следующем:
- стабильность политической ситуации влияет на стабильность
экономической жизни, делает страну привлекательной
для инвестиций; политическая нестабильность
приводит к бегству капитала за рубеж,
к "утечке мозгов";
- реализация научно-технической политики
влияет на рост производительности труда, воздействует на условия
и содержание труда работников;
- во влиянии через реализацию экономической
функции государства;
- политика изменяет экономическую среду
посредством обоснования новых концепций
экономического развития и их воплощения
в экономических реформах.
Вопрос о том, насколько политический
фактор (в качестве которого в первую очередь
выступает государство) может присутствовать
в экономике, является спорным. Это влияние
может быть как позитивным, так и негативным.
Командование экономикой с помощью директив оборачивается
ростом теневой экономики, дефицитом товаров,
потерей экономической заинтересованности,
что в конечном итоге заканчивается кризисом
общественной системы. Но столь же опасен
и "дикий рынок", лишенный внешнего
регулирующего начала. Следовательно,
существует необходимость поддерживать
порядок и урегулированность экономических
отношений, сдерживать негативные проявления
рынка средствами политики.